Змей-Дракон
- персонаж весьма древний - не всегда имел то
специфически-отрицательное значение, каковое он получил у составителей книги
Бытия. Таковое он приобретает впервые у Заратуштры (ок. ХVIII? века до н.э.), основателя
первой известной нам «пророческой религии», радикально ревизовавшей религию
Вед. Достаточно знаменателен факт‚ что
прежде чем стать на стезю пророка‚ Зороастр долгое время служил жрецом в храме
Хаомы (Сомы)‚ - когда вместо ставшей вдруг катастрофически
исчезать первоначальной сомы впервые
вошли в употребление её заменители [38].
Утверждают
и то‚ что драконы первыми
пришли на незаселённую Землю‚ а позднее сделались наставниками юного и
неопытного ещё человечества во всяких полезных искусствах. Греки их так и
называли – автохтоны: «рождённые от
земли»; таковыми драконами были первые аттические цари-законодатели Кекропс и Кранай‚ а также Эрихтоний, введший
поклонение Афине:
«Глубинная мудрость Земли воплощалась в змее
(русские «земля» и «змея» - одного корня)...
Мир‚ или по-гречески «космос»‚ получает свой
привычный вид благодаря жизненной силе Земли» [39].
Этим ещё раз подчёркнута роль Земли-Геи как
изначальной всеобщей Матери (Хтон) [40] - входящей‚ по Гесиоду‚ в число первых четырёх первопринципов космоса.
По свидетельству орфической космогонии‚ донесённой
до нас Аполлонием Родосским‚ раньше Крона на снежном Олимпе царствовал Офион
(греч. - «Змей»). Исследователями по мифологии
засвидетельствовано‚ что практически нет божества или обожествлённого героя‚
которому в античности не придавались бы те или иные «змеиные атрибуты». Зевс‚
Аполлон и Афина когда-то имели змеиный облик‚ и в память об этом священные змеи
содержались в их святилищах [41]; змеи обвивают кадуцей Гермеса [42]‚ а тирс Диониса подобно тому змеевидно увит плющем. Змеи же находимы в
младенческих колыбелях Диониса и
Геракла‚ и с ними были связаны проявления пророческого дара Тиресия и
Мелампода [43]. В Индии и Китае змей-наг [44] и дракон до настоящего времени символизируют творческую энергию:
короны королевских кобр украшают главы
как Вишну, так и Шивы – двух «деятельных» богов верховной триады индуизма. И
даже Моисей‚ сказывают‚ когда-то водил свой народ по пустыне, опираясь на жезл‚
украшенный свившимся бронзовым змием.
В греческом мифе «отпадению» придан несколько иной
смысл‚ чем в составленных в
Вавилоне моисеевых книгах. Оскопив Урана,
Крон унаследовал Небо‚ приобретя творческую силу последнего. Впоследствии
Зевс (то же «Небо» [45]) тем же способом отбирает себе силу Крона.
Совершив семидневный цикл творения, Бог «почил в
день седьмый от всех дел Своих, которые делал»‚ согласно Бытию
(2:2), - но, как хорошо известно далее, отнюдь не «почил»
«великий дракон, древний змий,
называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр. 12:9) [46].
Аналогичное представление выражено
следующей народной, не вполне почтительной поговоркой: «Чего только чёрт ни
творит, пока Бог спит». «Хтонические» змееподобные боги суть первые земные бессмертные - как это слово понималось из древности в
противоположность смерти: про абсолютные
начала не говорят «бессмертные»‚ но - «вечные». Единственно обладавшие секретом возрождения, они были хранителями «молодильных
яблок» и «бессмертной травы».
Грехопадение
Адама и Евы вместе с утратой
невинности стало также обладанием фаллосом,
на что указывают значения змея и наготы:
«Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от
дерева, с которого Я запретил тебе есть?» [47]
(Б. 3:11)
- переходящей «эстафетной палочкой» творческой потенции Неба. Последовавшее
за этим изгнание
«дабы возделывать землю, из которой он взят»
(Б. 3:23)
открывает эон времени последующей
земной истории – вплоть до воскресения Иисуса Христа, Сына человеческого,
который «восстановит первого Адама» и
«воссядет на небе судить живых и мёртвых»:
«Первый человек Адам стал душею живущею»‚ а
последний Адам есть дух животворящий»
(1 Кор. 15:45).
Небо Апокалипсиса уже всецело принадлежит Агнцу:
«Побеждающий наследует всё»
(Откр. 21:7)
- вспомним известный иконический образ: «Иисус Христос – Царь Вселенной». Об
этом говорит апостол Павел, которому были внятны тайные смыслы новозаветного учения -
«Разве не знаете, что мы
будем судить ангелов?»
(1 Кор. 6:3)‚
о том и слова самого Иисуса:
«Не написано ли в законе
вашем: «Я сказал: вы боги»?»
(Иоан. 10:34).
Древние теологи были убеждены в том, что небесные
боги – это бывшие герои и смертные, по-двигом (тапасом - силою аскетизма и безупречности) достигшие своего положения:
«Этой деятельностью Шакра (Индра) достиг превосходства (стал
царем богов)».
«Оставив удовольствия и обуздав свои чувства, он (Брихаспати)
достиг положения наставника богов».
(Махабхарата V. 29, 8-14).
Сравните слова Евангелия:
«Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие
восхищают его».
(Матф. 11:12)
Этому полностью отвечает и учение Алмазной
Колесницы – современной ваджраяны: достигшие иллюзорного тела
«бриллиантовые существа» - «превыше богов» [48].
Так
проходит свой цикл и замыкается Колесо Времени. Его «эстафетной палочкой»
является творческая потенция нерасчленённого
времени - лингам [49] или детородный орган Урана‚ «безначальная природа»
Будды. Сингулярное состояние присутствует непрерывно в каждом моменте и в
каждой точке Вселенной, поддерживая её в качестве «алмазной» основы (кун джи), которая
есть пустота (ср. дао).
Эта монадическая сингулярность - «entity» -
самая «кровь богов» (греч. ίxώρ - ихор), - вместе с тем образует сущность того, что
называют «выбором», «свободной волей» или «направленностью внимания». Жиль
Делёз, выдающийся представитель философского постмодерна, назвал последнюю парадоксальным переходящим элементом [50].
«Переходящий элемент» - а в компьютере аналогичной функцией является
положение курсора, - как мы видим, проявлен и в микро- и в
макрокосмосе, о чём свидетельствует греческий миф, демонстрируя тем самым
безотносительность основного паттерна. Независимым образом в физике XX века возникли понятия положение наблюдателя (Эйнштейн) и
«редукция волновой функции» (сокращение множества равновозможных значений до
единственного в процессе физического эксперимента) Шредингера.
Существует достаточно причин полагать, что
человеческое сознание есть
редукция (сокращение). Принцип этот
с достаточной ясностью был сформулирован Олдосом Хаксли («Двери восприятия»,
1954):
«Чтобы сделать возможным биологическое выживание, Мировой
Разум приходится пропускать через редукционный клапан мозга и нервной системы.
На выходе же имеет место жалкая струйка своего рода сознания, которая помогает
нам выжить на поверхности данной конкретной планеты. Чтобы сформулировать и выразить
содержание этого редуцированного знания, человек изобрёл и бесконечно развивал
те символические системы и те не высказанные прямо философии, которые мы
называем языком. Каждый является одновременно иждивенцем и жертвой лингвистической
традиции, в которой он рождён» [51].
Этот клапан можно называть по-разному – второй
сигнальной системой, двуполушарной психикой, сознанием и подсознанием или
культурным стереотипом. Специфическим назначением человека как вида и творения
Великой природы является не просто «выжить» - в этом его много превосходят амебы или
мокрицы, выживающие на планете уже миллиард лет безо всяких изменений. На горе
или на счастье человеку суждено было заново интегрировать частные формы жизни и
редуцированные формы знания к их порождающей первооснове‚ – современная научная концепция
говорит о ней как о синергии диссипативных структур, связывающей мир и его
части единым фрактально-голографическим способом:
«Мы должны подвергнуть сомнению нашу уверенность в том, что
мир предопределён и что познание – это отображение. В контексте когнитивной
науки это означает, что мы должны пересмотреть идею о том, что в мире
существует готовая информация и её извлекает познающая система» [52].
Синергетическая парадигма расширила диапазон
понятия «знание» - согласно концепции Сантьяго, диссипативные системы
природы заключают в себе познающую функцию, которая есть не отображение, но
самосозидание – автопоэз[53].
Даже нервная система насекомого перерабатывает
информацию быстрее, чем это может объяснить кибернетическая модель
последовательной обработки сигналов; более того, каждая из миллиардов клеток
нашего тела является такой познающей системой
- элементом автопоэзной сети.
«Я более
не могу проводить четкое разграничение между мозгом и телом»,
- говорит нейробиолог Кэндейс Перт [54].
Современный человеческий вид – Homo sapiens («Человек мудрый») решает для себя задачу самопознания уж никак не менее
30 000 лет [55]‚ и поиски эти проистекали весьма интенсивно. В 1994г. в пещере Шове на юге Франции было обнаружено более
трёхсот великолепно выполненных рисунков,
примерно так датируемых радиоуглеродным методом:
«Специалисты по искусству каменного века были поражены
утонченной техникой (тени, динамика фигур, точные углы и др.), которой
пользовались пещерные художники для передачи движения и перспективы. Помимо
росписей, в пещере находилось множество каменных орудий и ритуальных объектов,
в том числе напоминающая алтарь каменная плита, увенчанная черепом медведя.
Возможно, самой интригующей находкой оказалось угольное изображение
шаманического существа, наполовину человека, наполовину бизона – в самой
дальней и темной части пещеры» [56].
Как свидетельствует Леви-Стросс [57]‚ для людей, живущих‚ по нашим меркам‚ в
каменном веке‚ интеллектуальная жизнь протекает нисколько не менее напряжённо‚
чем у современного человека‚ проводящего большую часть дня в офисе. Социальная
организация индейцев бороро
центральной Бразилии‚ например‚ отражает план строения Космоса - который мы проиллюстрируем ниже
структурой Октавы. Деревня индейцев
имеет форму круга или концентрических кругов вокруг большого «мужского дома»‚
который расположен в центре. В периферийных домах живут женщины, и их посещают
женатые мужчины‚ а также родственники; число этих домов обычно кратно
тринадцати. Продольный диаметр‚ проведённый через окружность деревни‚ делит её
на две основные группы людей «верхней» и «нижней половины»‚ наследование
«половин» происходит по женской линии‚ и браки могут заключаться только между
ними. Поперечный диаметр‚ перпендикулярный первому‚ определяет людей «верхнего течения реки» и «нижнего
течения реки» - разграничение‚
играющее немаловажную роль в ритуалах. Помимо этого четверичного
деления‚ отражённого в плане деревни‚ семьи бывают ещё «чёрные» и «красные»‚
относясь при этом к одному из двенадцати родов‚ содержащих по три эндогамные
(заключающие браки только внутри себя) ступени - высшую‚ среднюю и нижнюю. Все перечисленные градации до тонкостей
регулируют каждодневную жизнь - типы раскраски и рисунки татуировки‚ а
также виды украшений‚ строго
регламентированные каждому члену племени для каждого случая. Существуют
«богатые» роды‚ которые могут позволить себе много украшений‚ и «бедные» роды‚
которые не пользуются такими привилегиями.
Мужчины‚ не
занятые на охоте‚ целый день проводят в мужском доме‚ изготовляя «знаки
отличия» - полируя‚ нанизывая и раскрашивая‚ изготовляя «костюмы» (если так можно
сказать, поскольку индейцы не знают
ткацкого производства и ходят нагими) и украшения из определённых
перьев‚ костей и ракушечного бисера в зависимости от функций в очередном обрядовом действе‚ проводимом по случаю любого важного события в жизни
племени. Время от наступления сумерек и до утра проходит обычно в ритуальных
пении и танцах. В погребальных обрядах мужчины изображают духов усопших‚ тогда
как женщины - души живых. Для особых надобностей существуют
два шамана - «чёрный» и «белый»‚ первый для предсказаний и
колдовства‚ второй - для целительства и общения с «добрыми»
покровителями.
Бороро -
название рыбы‚ именем которой называют себя индейцы, веря‚ что форма эта переходна: родившись
рыбой‚ после смерти они могут превратиться в попугая арара. Именно диадемами из радужных перьев арара украшают себя
мужчины в наиболее торжественных случаях.
Мы знаем,
как многие племена индейцев в течение столетий оказывали упорное сопротивление
«натиску цивилизации»‚ приносимой сперва на бандерильях завоевателей‚ а затем - получившими специальную научную и языковую подготовку миссионерами.
Загнанные в труднодоступные бесплодные районы‚ они зачастую предпочитали
стремительное вымирание от межплеменных распрей‚ голода и болезней‚
принесённых белыми людьми [58].
Задачи и
концепции, формулируемые сейчас
утончённым языком науки, аксиологически были определены мистиками и поэтами –
основателями религиозных доктрин - и запечатлены ритуальными практиками
задолго до вступления «зари просвещения». Теренс Маккенна высказал, в
частности, догадку, что поклонение тельцу,
повсеместно распространённое в Старом и Новом свете и дошедшее до настоящего
времени (в современной Индии), а равно и символизм луны, напоминающей коровьи рога, -
указывают на грибы Stropharia cubensis, произрастающие на помёте крупного
рогатого скота и использовавшиеся в качестве психеделического средства
древнейшей религией. Эта любопытная
гипотеза тесно связана с загадкой ведического культа Сомы, а также Элевзинских
мистерий в древней Греции – посвятительного ритуала, позднейшее напоминание
о котором сохранилось в христианском
причастии – таинстве евхаристии‚
преображающем простейший стимулятор (вино) и насущную пищу (хлеб)
в субстанции Логоса –
кровь и
плоть Христовы.
В
греческом мифе о скитаниях «гонимой слепнём Геры» Ио‚ обращённой в белую
корову‚ «по огромным пространствам Европы и Азии»‚ - и пришедшей, наконец
в Египет‚ где она на берегах Нила родила предка египтян и греков, - сказанием запечатлена память о древнейшем расселении народов:
«Она воздвигла статую Деметры‚ которую египтяне назвали Изидой: точно
так же они
назвали Изидой Ио» [59].
***
Каждому, кто удосужится ознакомиться с научной
базой синергетики‚ станет ясным, что нетривиальные её концепции своим
возникновением и развитием обязаны соответствующим уровнем, достигнутым в абстрактных разделах математики
(функциональный анализ и фрактальная геометрия), а также в вычислительной
технологии (компьютерная техника).
В этой связи не вполне оправданным представляется
определение самоорганизации как порядка из хаоса‚ данное создателем
теории диссипативных структур Ильей Пригожиным и закреплённое в
качестве такового популяризаторами. Оно не вызывало бы возражения, если бы
понятие хаоса и в наше время
воспринималось так же, как древними его создателями: как «соединение всего». По
учению Эмпедокла, «хаос содержит в
себе зародыши всех вещей», и в этой роли он
выдерживает сравнение с плеромой («полнотой») платоников и гностиков,
и Дао («Путём») древнего Китая.
Для Гераклита он – «живой Огонь,
вечно возгорающий и вечно угасающий», но в современном словоупотреблении понятие
хаоса лишено положительного содержания. Не забудем‚ что научная и
технологическая база‚ сделавшая возможной
формулировку синергетической концепции‚ - есть в высшей степени организованная умная материя!
Математика‚
в самом деле‚ не имеет способа предсказать, какое направление выберет процесс в
точках разветвления (бифуркаций)‚ и какая из возможных траекторий аттракторов
вступит‚ по выражению Уайтхэда‚ в «формальность осуществления». С этой точки
зрения мы имеет статистический рой,
характеризующийся коллективными свойствами, а не значения индивидуальных
событий: полевое проявление («волну вероятности»)‚ если угодно‚ а не
«твёрдую частицу».
Квантово-релятивистской физике знаком и
«дополнительный» подход – рассматривать всю Вселенную в целом как связную цепь
событий. Возникая из «точки сингулярности», Вселенная развивается как
симультанно-сопряжённое единство, между частями которого проявлены не причинные,
а скорее синхронистические (в
терминологии К.-Г.Юнга) связи. «Шнуровочная теория» (bootstrap) была выдвинута в начале семидесятых годов: в роли «кирпичиков»‚ из
которых слагается мир‚ по Джефри Чу‚ выступают непричинные отношения
дальнодействия [60]. Квантовая
психология Р. Антона Уилсона более не отделяет предмета объективной науки
от «работы мозга». Атомизм физиков пришёл к отправной точке‚ от которой он
начинался: Гаутама Будда‚ а вслед за ним Демокрит и Эпикур видели атомы («дхармы») не просто
«кирпичиками материи»‚ но причинами ощущения и мысли [61].
Прямое непричинное действие может быть прослежено
как в живой‚ так и в неживой природе.
Согласно Р. Шелдрейку‚
«Если у достаточного числа
представителей вида развились какие-то организменные свойства или особые формы
поведения, они автоматически передаются другим особям, даже если между ними нет
обычных форм контакта. Явление «морфического резонанса» относится не только к
живым организмам, его можно увидеть в таких элементарных явлениях, как рост
кристаллов» [62].
С не меньшей очевидностью явление резонанса
выражает себя в такой чувствительной среде, какой является человеческое
сообщество.
Если, как явствует из теории самоорганизации
Пригожина и сотрудников‚ стохастические, т.е. непредсказуемые процессы могут
быть представлены в виде тончайшего фрактального узора
(«паутины»), то отдельные нити этой паутины отнюдь не случайно сплетаются между собою в «живую реальность тела
Космоса». Так хаос предстаёт тканью
Времени, открываемой мистиками
«материей смысла», неотделимой от
природы числа и гармонии. Реальность обнаруживает фрактально-числовую природу‚
и основание её положено простейшими принципами.
«Нечёткие закономерности»‚ открываемые при
изучении фрактальных форм‚ содержат многочисленные отклонения‚ в свою очередь приводимые в действие тем же
самым нелинейным законом. В определении «священного легоминизма» Г.И.
Гурджиевым утверждалось‚ что «исключения из правила» могли бы рассматриваться
как проявления закона более высокого
порядка.
В самоорганизующемся мире отсутствует детерминизм
в смысле Лапласа (классической механики) - и‚ вполне вероятно, что сами
«универсальные константы» и основные физические законы заново возникают в игре первоначал на каждом этапе развития нашей вечно юной Вселенной. Очевидно‚ для игры должна быть основа – хотя бы те же чёрные и белые
бобы, которыми Гераклит играл с детьми в песейю.
Итак, мы неизбежно снова приходим к «вечному
вопросу» о характере абсолютной основы, общей для функционирования ума человека
и эволюции материи. Трудно оспаривать утверждение, что первым претендентом на
эту роль, всего вернее, окажется время – та непонятная и самоочевидная
субстанция, что Миру даёт возможность – быть‚
а нам –
осознавать его.
Постараемся
пояснить доводы, по которым время вовсе не является некоей текучей субстанцией, заполняющей три измерения
пространства, но есть принцип представления высшего порядка абстракции.
Разъяснение мы находим у Плотина, римского неоплатоника
III века – дотошный анализ, к
сути которого позже - как отметил А.Ф.Лосев -
никто ничего не добавил‚ в том
числе и Кант [63].
В Третьей Эннеаде, кн. 7, Плотином
обосновываются следующие положения:
Во-первых, 1)
невозможно, чтобы время было движением, поскольку всякий вид движения
уже предполагает время.
Во-вторых, 2)
время не является также мерой
движения или количеством
его, поскольку для измерения этих количеств мы должны пользоваться
частью (мерой) времени: эта мера опять предполагает либо движение (например, скорость света в вакууме, используемую
современной физикой как константа), либо же некое «иное время», с которым
можно сравнивать первое.
А в-третьих, 3)
время не есть и число,
хотя бы «непрерывное», поскольку ко времени опять должна быть приложена мера‚ или часть времени. Но что есть часть времени - то же самое время или не время? Часть - это число, но время не зависит от числа, тогда как счёт, используемый в
измерении, уже предполагает время, - говорит Плотин. Время, стало быть, неделимо, хотя оно содержит
«раньше» и «позже».
«Быть может единственное, в чём мреет
намёк на ощущение времени, это ритм; не повторение биений, но зазор между
двумя такими биениями, пепельный прогал в угольной мгле ударов: нежная пауза.
Размеренность самих ударов лишь возвращает нас к мизерной идее меры, но в
промежутках маячит нечто подобное Времени подлинному»,
- так говорит Владимир Набоков, и далее:
«Необратимость времени (которое прежде всего никуда не обращено)
есть следствие узости кругозора: не будь наши органы и орган-роды так вопиюще
асимметричны, Время представлялось бы нам амфитеатром, и весьма величавым, похожим
на рваную ночь и зубристые горы, обступившие маленькую, мерцающую, мирную
деревушку» [64].
И какое же
заключение делает Плотин?
А именно, что время, число и движение суть разные виды отношения
к Вечности, различные способы
отображения его:
«Время возникло вместе с Небом по образцу
вечности и есть её подвижная икона [65];
«Время охватывает непрерывно каждую мельчайшую
часть космоса и человека, будучи
таковым именно в силу своей связанности с вечностью» [66].
Вечность Плотина и платоников (греч. aἰών
- Эон) суть единая (τό έν)
основа и неразложимая (ваджра)
субстанция равно как «ума», так и «материи». В нашей интерпретации Калачакры
мы относим её к I уровню
иерархически взятого Времени - его «сингулярности». Три основные
категории времени, движения и числа взаимосвязаны: любая из них непременно
влечёт две других.
Время - это узор
узоров, благодаря которому единое представляется (можно сказать и
«становится») множеством.
Время
– способ
организации (вне-временнόй) основы
в симультанные (со-рождённые) иерархически вложенные паттерны живой реальности
тела Космоса.
Время иерархически организовано, отвечая иерархии
космических уровней, но при этом остаётся неделимым‚ в соответствии с
известной нам голографической
аналогией: в каждой малой части Космоса все уровни времени представлены так
же, как и в его целом. Этот фрактальный принцип отвечает герметическому учению
о микро-
и макрокосмосах.
Но, хотя часть отражает целое, как «жемчужина в ожерелье Индры», целое не
выводимо из части, как и голографическая картинка, даже самая
совершенная, не суть породивший её
объект.
Лейбниц в Монадологии иллюстрирует положение
следующим образом: каждая монада «отражает» Космос (поскольку имеет «субъект
или основание самой себя в Боге»), но она «лишена окон», позволяющих ей
заглянуть за пределы самой себя [67].
Позволяющее
нам «знать» - это начало времени, позволяющее рассуждать об этом знании – начало числа. Нити мирового ковра связаны
принципом движения, соединяющим концы и начала в неразделимое единство
природы.
Ум напоминает мережку‚
то есть вырванные из ткани нити‚ - и тщетна попытка рассуждать о
тройственном едином (санск. трийуга) в категориях нашего
«превращенного» ума. Тем не менее‚ это не означает «непостижимости»: «вещей-в-себе» не существует, что хорошо
понимали древние; никак себя не
проявляющее (не актуальное) - не-есть,
небытия же также нет (Парменид). Ум - это колесо с двенадцатью спицами (нидана),
и никакая математическая логика, ни теория логических типов ничего не добавят к
этому способу рассуждения.
«Вещь-в-себе» раскрывается прямым методом познания
- гнозисом: запрягай
коней, и пусть они несут тебя в небеса Аполлона, на третье и на седьмое небо,
как говорит Платон в Федре [68]: там причастишься ты жизни богов, и «тонкие, властительные связи» станут
внятны тебе:
«Там‚
где вольная жизнь, в третьем небе небес, где сияют миры и лучатся, там
бессмертным ты сделай меня…».
«Психофизическая основа» едина, а поэтому
откровения и восторги гнозиса – не более иллюзия, чем следы в толстом слое
фотоэмульсии редчайших микрочастиц –
залётных бабочек из мира умонепостижимого.
«Единство субъекта и объекта» - терапия Гегеля и «классической немецкой
философии» - на короткое время реанимировала философскую жизнь
Европы после кантианского «коллапса», подвергнувшись сразу же резкой критике со
стороны Шопенгауэра. Это была всё та же утончённая игра в понятия, лишённые
жизненного сока, что и диалектика позднейших неоплатоников, утративших способность восхождения - эпоптейи. Элевзин закрылся, и
секрет «напитка бессмертия» последние бессмертные унесли с собой…
«Сумерки
богов» линеарного мышления и ньютоновой науки наступили синхронно с «закатом
Запада», как и было предсказано. Новые пандиты и гуру квантовой механики,
спаливши для начала несколько островов в
Тихом океане, увидели вдруг, что законы внутриатомного уровня могут служить
объяснением загадки жизни и сознания. Эрвин Шредингер еще в 1944 году писал,
предваряя открытие ДНК:
«Для физиков – и только для них – я постараюсь прояснить
свою точку зрения таким образом: живые организмы, как представляется, являют
собой макроскопические системы, свойства поведения которых приближаются к тем
физическим системам, которые заморожены до абсолютного нуля и беспорядочные
молекулярные колебания которых прекращены» [69].
Фритьоф Капра остроумно подметил, что
революционные открытия в области генетического кода, фрактальной геометрии и
индоловых галлюциногенов произошли синхронистически - т.е. по видимости, никак между собой не связанно‚ - в биологии, чистой математике и
психофармакологии практически одновременно. К внушительному списку достижений
головокружительных десятилетий века надо добавить и успехи‚ достигнутые в
глубинной психологии - отчёты о трансперсональных содержаниях человеческой психики.
Описание К.-Г. Юнгом организации психики как мандалы для науки о
человеке значило то же самое, что для
физики – открытие квантов энергии Максом Планком.
Любуясь красотами множества Мандельбро,
Фритьоф Капра говорит следующее:
«Рассматривая эти изумительно красивые изображения закрученных
спиралей, водоворотов, морских коньков, органических форм, расцветающих и
превращающихся в пыль, нельзя не заметить сходства этих картин с
психеделическим искусством 1960-х годов. Это было искусство, инспирированное
схожими путешествиями, но содействовали им не компьютеры и новая математика,
а ЛСД и другие психеделические наркотики».
«Можно предположить, что фрактальные паттерны, столь поразительно
проявляющиеся в ЛСД-опыте, каким-то образом встроены в человеческий мозг», -
заключает
он [70].
В основе множества Мандельбро лежит отображение,
которое записывается очень просто:
zz2 + c‚ –
итеративный процесс на плоскости
комплексных чисел.
«Звук, который под конец начинает видеться как топология, динамически
свёртывается в форму, голосом которой и становится этот звук, и которая вслед
за этим начинает разворачивать идеальные комплексы, представляемые со
специальной целью научить чему-либо».
«В некотором абсолютно точном смысле - это место, откуда приходят идеи. В этом
другом измерении излучаемые в несравнимых масштабах идеальные конструкции
проходят перед взором странствующего‚ и могут быть постигнуты в одно мгновение»
[71].
Какие ещё нужны были доказательства, что
существует то место, где счастливо встречаются метафизика и математика и идут
далее в обнимку друг с другом – «интерфейс
между духом и материей»[72]‚ лежащий в самом центре парадокса
времени?
Наблюдения исследователей глубинной психологии
отчётливо засвидетельствовали, что возникающие в «измененных состояниях
сознания» феномены невозможно вывести из конкретных физиологических или биохимических
причин: проявления этих функций превосходят возможности языка‚ да и вообще
ведут далеко за рамки психического.
«Концептуальное мышление»‚ в самом деле‚ может
отсутствовать все несколько часов действия психеделика‚ «и связно сказать о
чём-либо человек не в силах». Переход от этих ландшафтов к «нормальной»
мыслительной деятельности и языку понятий можно сравнить с возвращением от
участия в прихотливом танце легких чешуек - изысканных отпечатков редчайших мировых
загадок‚ или от управления источниками
внутризвёздной энергии - и спуском в подземную каменоломню, дабы
ворочать и отёсывать гранитные глыбы. «Экстраординарное усиление интегративных
и творческих возможностей» - считавшееся редким достоянием гениальных
индивидуумов или боговдохновенных мистиков - под влиянием изменения содержания
моноаминов в ткани головного мозга могло найти объяснение лишь в предположении
того, что мозг может «работать как антенна», способная непосредственно
воспринимать информацию не только данного (человеческого) биологического вида,
но и от других видов, от биосферы, клеточного и субатомного уровней и Космоса. Более того,
«галлюциногены» производят и подлинный «макрофизический квантовый эффект», направляя реально происходящие события, - и вся реальность может быть постигнута как одна
«разросшаяся синхрония».
К человеку равно как к электрону‚ - считает Ст. Гроф‚ - применим принцип дополнительности
Бора:
«мы
должны принять парадоксальный факт‚ что человек есть одновременно и материальный объект‚ т.е. биологическая машина‚
и обширное поле сознания [73].
Нейрофизиологи пришли к выводу, что нейронные сети
мозга скорее ответственны за деятельные функции тела, его физические акты, в то
время как высшие способности памяти и обучения, предвидения и творчества в
большей мере связаны с ядром клетки, молекулами ДНК.
Шредингер был прав в своей гипотезе, что основа
клеточного ядра, отвечающая за феномен жизни, является макроскопическим
квантовым объектом: нити ДНК можно
увидеть в мощный микроскоп, и в то же время это жидкие кристаллы, способные
излучать когерентные электромагнитные волны в световом и сверхвысокочастотном
радиодиапазонах, т.е. работать как квантовый генератор. Излучателем и
приемником здесь выступают неспаренные электроны нуклеиновых оснований ДНК и
РНК, рабочих центров ферментов и проводящих каналов мембран. Активность этих
электронов, которые также присутствуют в гетероциклах моноаминов и других
модулирующих деятельность нейронов соединениях, может регистрироваться методом электронного
парамагнитного резонанса (ЭПР) [74]. К этому добавилась идеальная способность этих молекул быть элементами
квантового компьютера.
Что говорить, для окончательного слова в этих
теориях потребовалась бы куда более развитая экспериментальная технология, но
становится всё больше оснований полагать, что «запутанная» на квантовом уровне биологическая
машина легко может «искривлять пространство» и «плести время» ― а ведь
именно так создаются биологические
формы. «Паутина событий» Мира как Сверхорганизма строится всего лишь на
числовых законах итерации чисел-октав.
В пользу сказанного говорит и тот
многозначительный факт, что различные типы жизни, разошедшиеся в своей эволюции
миллиарды лет назад и с тех пор развивавшиеся независимо друг от друга,
сохранили единый генетический код,
несмотря на столь существенные различия своих функций. Данные исследователей
указывают на согласованную эволюцию жизни, «как бы направляемую» (номогенез) в рамках всей планеты. Джеймс
Лавлок показал на примере атмосферы Земли, что ее состав и температура
оставались на регулируемом, приемлемом для жизни уровне неизменно в течение
четырех миллиардов лет несмотря на значительные периодические колебания
теплового излучения Солнца и других параметров [75].
Кроме того, как знает физика, квантовыми
излучателями (мазерами) являются космические объекты, «чёрные дыры», некоторые
звёздные системы и ядра Галактик. Нет ничего удивительного, если земная
биосфера и её организмы включены в единый «тактовый ритм», задаваемый Космосом [76]. Свет имеет энергию (действие), но лишен
«массы покоя»‚ - что указывает на природу света как на простейший
объект, осуществляющий связь между «физической» (т.е. частичной) и
«супрафизической» (вневременной)
Вселенной.
Вся эта метанаучная проблематика, вскользь лишь
затронутая нами, развилась в течение жизни одного поколения. Нетрудно представить, что «научный гнозис» в самом
скором времени мог бы привести к коренной перемене в характере человеческого
сообщества. И как знать, не окажутся ли некоторые памятники древнего мира, - а в их числе загадочные математические «курьёзы» вроде И цзина,
циклического календаря и священного летоисчисления майя рудиментом - или «непосредственно воспринятым посланием» - о существовавших прежде числовых знаниях цивилизаций?
В пользу таких гипотез может служить указание, что Мезоамерика, наиболее богатая
поразительными артефактами, является в то же время экосистемой, содержащей
максимально известное число психоактивных индоликов и амфетаминов [77]. Антропологам эти культуры являют вящее
доказательство того‚ что производство металлов или пластмасс и машин, сжигающих
нефть, не есть главный критерий определения цивилизации. Известное изображение
на саркофаге Пакаль Вотана, открытом в 1952 году (как раз в начале западной
«атомной и космической эры»), - в равной мере выдерживает интерпретации и
как пилотирование космического аппарата, и как отчет о психеделическом
путешествии (Фиг 1.7).
Некоторые неолитические рисунки «шаманов» из Северной Африки возраста не
менее трёх десятков тысячелетий‚ украшенные галлюциногенными атрибутами - грибоподобными и насекомоподобными формами - поразительно напоминают нам фигуры
современных астронавтов в скафандрах и шлемах.
Каковы бы ни были источники происхождения эзотерического
учения о времени, явственно ощущается его родство с реальностью не «мира сего»,
а мира супрафизического и квантового, названного в ваджраяне дхармакайей – «алмазным телом» Будды.
Способы исследования мира посредством психологических техник есть методы медитации,
наиболее детальную разработку получившие в учениях йоги и тантры. Несколько
отличные от этих, но приводящие к сходным результатам повсеместно и с самых
древних времен применялись шаманами. Действие
психеделиков-энтеогенов (греч. ἔνϑεος - «бог внутри [78]) выявляет существенные различия в природе людей: для большинства этот опыт
может показаться пугающим и крайне нежелательным‚ демонстрируя такие
неожиданные аспекты внутренней реальности‚ встретиться с которыми их
сознание вовсе не готово‚ - а также открывая‚ сколь шатки основания
так называемого «здравого смысла»‚
устанавливаемые языком и обществом:
«Я понял, что могу определять, какие идеи являются живыми и
какие - мёртвыми: мёртвые идеи не выражались иероглифами,
а оставались словами. Я обнаружил, что в обычном человеческом мышлении имеется
огромное количество таких мёртвых идей» [79].
Главная «особенность» связана с тем‚ что человек
здесь впервые начинает приближаться к тому‚ что является полным осознанием. Проникая в эти глубины, «наблюдающий свидетель»
становится беспристрастным очевидцем
работы мозга - клише памяти и скрыто действующих его функций
вплоть до клеточного уровня; он также способен покинуть своё физическое
тело‚ и изменять работу «программ»,
действуя на любом из мировых
уровней [80].
Им обнаруживается‚ что движение эмоций и мыслей
управляется прихотливой игрой‚ а воспринимаемый обычно целостным психический
процесс («сращение» - англ. concrescence - Уайтхэда) - есть театр в хорошо срежиссированной
постановке. Может быть открыто несколько «этажей» психики с различающимися
шкалами времеми, причём более «медленный» ряд мыслеобразов на каждом этапе
определяется путём выбора элементов из более «быстрого» ряда, что происходит одновременно на четырёх уровнях‚ и
т.п. Тело становится единым контуром спирально циркулирующих энергий, достигая
вселенских масштабов, при этом различные виды психических сил проявляются в
форме «божеств», возникающих на различных планах («лотосах») тонкого
тела. Это тело имеет строгую математическую структуру, к которой лучше всего
подходит определение кристалл.
Как отмечает большинство исследователей, первым
ощущением в изменённых состояниях сознания является изменение хода времени, а
интеграция психических элементов приобретает исключительно абстрактный характер
[81]. Иное дело, что далеко не все
практикующие обладают достаточной
подготовкой в области математики, чтобы
адекватным языком описывать увиденное.
Весьма знаменательно, что такое, казалось бы,
радикальное нарушение (с точки зрения «нормальной психологии») функций работы
мозга нисколько не сказывается на субъекте «психонавта»: напротив, его способность понимать увиденное
возрастает на порядки, вплоть до достижения им области, где всё теряется в
едином потоке сознания - умного
света (тиб. од сал, санскр. брахмаджоти). Из этого
непостижимого истока, как из нитей ковёр, сплетается вновь и вновь кружево
профанного мира, стирая различие между «сансарой» и «нирваной»: подвижник
может пребывать в последней, не оставляя обычной реальности. Глубина океана и
волны на его поверхности - суть та же вода.
Такое
отношение «субъекта» и «объекта» зафиксировано в древнеиндийском эпосе
терминами «кшетра» и «кшетраджня» - поле и познающий поле (санск.).
Древние учения сходятся на том, что природа «познающего поле» - т.е. субъекта познания и действия - является супрафизической
(«сингулярностью») - будучи, в конечном итоге, основой самого света.
Он есть тот «активный элемент», которым
«вспахано время» - по слову О. Мандельштама, - «элемент пассивный», извлекая
пульсации бытия из его недр, дабы из ничто
возникла Роза‚ - возвращая нас к исходной мифологеме о
Шиве и Шакти.
>>>
[38] Зороастризм и воззрения
парсов, как считают исследователи, оказали определённое влияние на формирование
иудаизма. Хаома произрастает на священном острове посреди мирового океана рядом
с Древом всех семян, которое охраняет драконообразный пёс Сенмурв. Таким
образом, Древо познания, плод с которого вкусили Адам и Ева, получает тонкие
связи с Хаомой.
[39] А.А.Тахо-Годи, стр. 28-37.
[40] От греч. Хтон - «Мать сыра-земля» или
Гея: При-Рода.
[41] Лосев А.Ф. Мифология греков и
римлян‚ стр. 51; см. также Орф. гимн
XXXII. Змеем греки видели даже бога любви Эрота‚ - ср. известное стихотворение Сапфо.
[42] Символ бога-проводника Гермеса - жезл с обвившим
его змеем - в наши времена столь
часто попадается на глаза‚ что никто уже не задумывается о магическом его
назначении: это знак всесильного доллара
($).
[43] «...змеиных детёнышей он
подобрал и стал вскармливать. Когда змеи выросли‚ они однажды вползли ему во
время сна на плечи и стали прочищать ему уши своими языками. Мелампод в страхе
пробудился‚ но стал понимать язык летавших вокруг него птиц. Узнавая многое от
них‚ он стал предсказывать людям будущее». - Аполлодор I. IX‚11.
[44] «Имя нагов давали в древности Посвящённым», - говорит Е.П.Блаватская. Гермес был нагом: известно древнейшее его
изображение в качестве змея с головой
барана, а также богатая фаллическая символика.
[45] Слово «Зевс» происходит от обще-индоевропейского
корня, означающего «небо», ср. лат. deus.
[46] «Враг Бога» - в древнем Египте это Сэт‚ у греков Тифон‚ - ставший
впоследствии значительной фигурой в мировых религиях‚ как может быть
установлено‚ неизменно является повсюду
в регионах распространения природных триптаминов‚ одним из источников которых
служат грибы рода Psilocybe. Проявление Противобога соответствует незавершённому
психеделическому опыту - базовым перинатальным
матрицам II и III - трансперсональной терапии Ст. Грофа
(Гроф Станислав. За пределами мозга./ Пер. с англ. под общей ред. А.
Дегтярёва. 3-е издание. - М., 2000‚ стр. 126-138).
[47] «Нормальная девочка должна
ненавидеть змей и червей». - Вл. Набоков: «Ада», стр.
59.
[48] Муллин, Гленн. Практика
Калачакры.‚ стр. 187. «Тело
иллюзии» не принадлежит ни одной из шести «населённых областей» сансары.
[49] Не что иное как лингам – или стелу, тоже являющуюся
формой лингама (а не алтарь, как зачастую полагают) – воздвиг Единому Богу
Иаков (Быт. 28:18): «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он
положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его».
Обычай возлияния на шивалингам по сей день существует в Индии. Не менее значимо
и то, что Ребекка отправляет сына за женою в Месопотамию в Харран (Быт. 27:43),
ибо кровь жрецов Сина передавалась по женской линии.
[50] «Ибо то‚ что в одном случае
представляет собой избыток‚ – это ни что иное‚ как чрезвычайно подвижное пустое место» - Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum
philosophicum./Пер. с фр. - М.- Ек., 1998; стр.65. «Переходящий элемент» - это Одиссей
Гомера (как его‚ в частности‚ понимал
Г.Йонас)‚ и Леопольд Блюм «Улисса»:
заряд‚ что движет странствиями
последнего сквозь интертекстуальные
ландшафты Дублина на протяжении
семисотстраничного романа Джойса - жена
Леопольда Молли‚ всё это время
остающаяся дома.
[51] См.: Олдос Хаксли. Остров. Врата
восприятия. Небеса и ад./Пер. с англ. – К.: София, 1994.
[52] Ф. Варела, 1991
[53] См: Капра, Фритьоф. Паутина жизни. Новое научное
понимание живых систем. / Пер. с англ. под ред. В.Г.Трилиса. - М., 2002, стр.292.
[54] Ibid., стр.303.
[55] По оценке антропологов. Но как
виду человеку может быть не менее миллиона лет.
[56] Там же, стр.252.
[57] Интеллектуальная потребность и
связанное с ней стремление к построению исчерпывающих систем знания возникла у
человека тысячелетиями ранее известных достижений технологической революции
неолита‚ утверждает выдающийся
антрополог и философ. - См.: Клод Леви-Стросс‚
Первобытное мышление. М‚ «Республика»‚ 1995; стр.122-125.
[58] Церковь ставит себе‚ в
частности‚ в особую заслугу прекращение в Центральной и Южной Америке жестокой
практики принесения в жертву пленных
воинов‚ широко практиковавшейся‚ например‚ ацтеками (а христианство, также
как и культы Юкатана, Джаггернатха в Индии или финикийского Молоха по многим
признакам должно быть относимо к солнечным
религиям).
Поразительно‚ но в это же самое время (начало XVI в.) на Европу приходится самый пик «охоты за ведьмами» - как будто
демоны‚ дабы наверстать упущенное‚ решили испробовать для себя новые
возможности. Оправдываемое самыми утончёнными богословскими аргументами‚
сожжение живьём «ведьм» - в число которых попадали
даже девочки 7-10 лет - было тем единственным
пунктом‚ где протестанты полностью солидаризировались с католиками, - расходясь с ними по всем прочим вопросам веры. И
это было отнюдь не «средневековье» - последний костёр отпылал
лишь в 1782 году (!) - См. Я. Шпренгер,
Г.Инститорис. Молот ведьм, предисл.
С.Лозинского. Саранск, СП «Норд», 1991.
[59] Аполлодор: II. I‚3. Набрасывая свою краткую историю психеделиков,
Т.Маккенна ещё ничего не знал о
неприметных псилоцибиновых компонентах микобиоты Центральной и Северной Евразии
- не менее эффективных, чем столь
знаменитая St.cubensis. Будь оно иначе,
направление духовных исканий человечества
и путь миграции ариев‚
несомненно, были бы увидены им по-другому.
[60] G. Chew, 1968, R. Young, 1976, D. Bohm, 1980. Согласно философии
бутстрапа, в мире не существует никаких «фундаментальных сущностей», но любое
событие порождает «отклик», влекущий за собой дальнейшую цепь событий.
[61] Существует в деталях
разработанная буддийская теория дхарм
и соответствующая литература. Сочинения Демокрита не сохранились‚ однако
известно, что он подробно описывал формы
атомов‚ таких как атомы сладкого‚ горького и т.п. Эпикур учил о спонтанности
атомов (клинамене) - известной теперь как
волновая форма‚ и о связи клинамена с психофизическим проявлением
(ср. Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum./Пер. с фр. - М.- Ек., 1998; стр.
351).
[62] Цит. по: Гроф Станислав. За
пределами мозга‚ стр. 80.
[63] «Таким образом, приписывание
Канту учения об априорности времени (и пространства) является возмутительной
историко-философской сплетней». - Лосев А.Ф. Бытие – Имя – Космос. / Сост. и
ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993;
стр. 432.
[64] «Ада», стр. 489-490. Набоков здесь прямо указывает на обстоятельства‚
неизменно ускользающие от внимания физиков-теоретиков: известное квантовой
механике «нарушение
чётности»‚ асимметрия вращения
к зеркальному отображению Н.А. Козырева‚ а равно
и «стрела времени» И. Пригожина имеют отношение не к сути
времени‚ но - к зеркалам.
[65] Тимей, 38с.
[66] Эннеады, III, 7; 13. В: Лосев А.Ф. Бытие – Имя – Космос; стр. 433.
[67] Монадология‚ 48; 7
[68] 253d.
[69] Что такое жизнь? (с точки зрения физика).
[70] L.c. стр.168.
[71] T.& D. McKenna: The Invisible Landscape, 1975 (McKenna T., McKenna D. The Invisible
Landscape: Mind, Hallucinogens, and the
[72] Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса
времени. / Пер. с англ. Ю.А. Данилова. 3-е издание. - М., 2001; стр. 112.
[73] Ст. Гроф l.c., стр. 57-62; 92.
[74] Invisible
Landscape, стр. 84-92.
[75] Капра l.c., стр.119.
[76] Аргуэльес, Хосе. Фактор майя. /
Пер. с англ. К. Семенова. - К.-М., 2002.
[77] Маккенна, Теренс. Пища богов.
(Тексты трансперсональной психологии). - М., 1995; стр. 284-285. В
такого рода фактах биолог видит проявление коэволюции
- когда развитие организмов одного вида (в данном
случае‚ человека) регулируется Биосферой
через посредство других видов. Наука‚ вероятно‚ придёт к выводу‚ что
проявление энтеогенов меняется во времени:
так‚ исследователи тщетно пытаются определить растительный аналог сомы‚ процветавшей на азиатском
континенте ранее II тысячелетия до нашей эры; а
весьма обычные в Европе виды псилоцибиновых
грибов описаны лишь пятьдесят лет назад (!) и т.п. Нет сомнения‚ что
культуры «золотого века» человечества - а также коренного населения Америки - были оформлены под влиянием практики употребления психеделиков.
[78] Термин введён
этноботаником Гордоном Уоссоном.
[79] Успенский П.Д. Новая модель
вселенной. / Пер. с англ. Н.В. фон
Бока. - С-Пб.: Издательство Чернышёва, 1993; гл.8. «Иероглифы восприятия»
в описании Успенского аналогичны эйдосам Платона, определяемым (А.Ф.Лосев) как самодвижущиеся числа.
[80] Lilly John.The
Human Biocomputer, 1974; Элиаде, Мирча. Шаманизм. Архаические техники экстаза. /
Пер. с англ. – Киев: София, 2000
[81] Маккенна, Теренс. Истые
галлюцинации или быль о необыкновенных приключениях автора в дьявольском раю.
/ Пер. с англ. Т. Науменко. - М.: Изд.
Трансперсонального Института, 1996; Успенский П.Д. Новая модель вселенной.
/ Пер. с англ. Н.В. фон Бока. -
С-Пб.: Издательство Чернышёва, 1993.