Вместо
вступления
Время есть жидкая среда, в которой
подрастает культура метафор
Вл. Набоков [1]
Каждая эпоха творит свою систему
представлений; может, когда-нибудь в каком-то средиземноморском затишье
подводящей себе итоги цивилизации соберется несколько умов, свободных от
влияний «школ» и «партий», чтобы
создать полную классификацию – бывших и возможных – «совершенных образов» [2]. В этой символогии, основанной на безупречных системных принципах, отметинам времени будет отведено немаловажное место; не
исключено, они-то и явятся питательной
культуральной средой самой Игры.
«Круг земной» человечества открывает свою историю и завершает этой идеей:
мистерия цикла есть сам Homo ludens - от первого слова «Да будет!» до последнего «Ей, гряду скоро!». Сказать «Я»
- значит сосчитать уже «все буквы Имени».
Этим задан сольный ключ и гармоническая
тема метаморфоза психеи: перефразируя
высказывание Лао-Цзы, жизнь возвращается к музыке, музыка – к числу, число же –
к себе. И как бы ни были отвлечённы
темы, с ними связанные – не станем упускать из виду принципа игры: ритуал может
варьировать в деталях и сложности, суть же в том, что нам известен один ход – а следующего мы пока не знаем.
Исходное предположение отнюдь не ново – в
том, что у времени, числа и сознания один корень. Точная наука имеет дело с
процессами, которые все могут изображаться как циклы; если мысль об абсолютных
временных границах мира кажется абсурдной, то неизбежен вывод‚ что циклы могут
вкладываться друг в друга наподобие матрёшек. Космология древних с её понятием единого бытия, связующего все концы,
умела увязывать циклы в Цикл и
предпочитала говорить о времени как о подвижной модели или подобии не-времени - вечности
Платона [3]. Чисто «пифагорейские» и
числовые намеки, разбросанные в
его Государстве и Тимее,
показывают способ, каковым эта
привязка мыслилась возможной.
Все упомянутые моменты слагаются в нечто
«близко-близкое», по выражению А.Ф. Лосева, что, однако же, трудно выразить
отчётливей:
«Если глаза открывают мне кое-что о
Пространстве, то уши сообщают нечто о Времени»,
- говорит
Вл. Набоков [4].
Мы ведём речь о музыке - «этом вернейшем образе времени» [5]‚ сказать точнее, о духе музыки,
для которой даже не звуки, но самые числовые отношения, по Шопенгауэру, суть
только знаки:
«Она касается глубочайшей сущности мира и
нашего Я»,
и далее:
«Доказать свое предположение я считаю по существу
невозможным, ибо оно принимает и требует … чтобы в музыке видели
воспроизведение первообраза, который никогда
не может быть доступен представлению» [6].
Прозрение в дух
музыки Артура Шопенгауэра согласуется и с её ролью как наиболее
популярного вида искусства - о том, что она «подражает душевным
состояниям», знали уже Платон и
Аристотель. По образу музыки устроена вся природа:
«Между её творениями и миром, т.е. природой,
существует если не сходство, то несомненный параллелизм» [7],
обнаруживаемый характером тех интегральных движений, что
связывают отдельные действия и силы природы в единую эстетическую реальность тела
Космоса, ведь на языке древних греков κόsμος и означает - «украшение».
Сказать яснее, в познании частных проявлений
и «законов природы» учёные никогда не найдут разрешения загадки жизни: это как если
бы из калейдоскопа достали осколки, но забыли про зеркала. Роль зеркал, оживляющих
кусочки стекла и претворяющих их россыпь в прихотливый узор‚ выполняют такие
виды «дальнодействия», для выражения которых
наука‚ претерпевшая в недавнее время небывалую революцию мышления‚
только нащупывает подходы.
Но человеческому познанию многие тысячи
лет, и оно далеко не всегда связывалось
правилами «научной игры». В иные времена свои ответы на животрепещущие вопросы
давали учения религии и мистиков.
Возможно‚ Сфинга‚ загадавшая загадку Муз фиванскому царю Эдипу‚ имела в виду
не только её первый‚ человечески-близкий‚ но и иной‚ доступный лишь посвящённым смысл:
«Утром
на четырёх‚ днём на двух‚ вечером на трёх».
Умная,
говорящая реальность, содержащая ответы на все загадки и по
природе своей приближающаяся больше к слуху и числу, чем к зрению и образу, издревле
носила наименование «божественной речи» или Логоса (греч.- слова).
О ней речение Гераклита (VII
век до н.э.):
«Эту-вот Речь [Логос] сущую вечно люди не понимают
и не слышав вовсе, и даже выслушав однажды» [8],
«Те же, кто слышали, но не поняли,
глухим подобны:
«присутствуя, отсутствуют [курс. наш]» - говорит о них пословица» [9].
Герметические философы Речь
(Логос) отождествляли с Гермесом - «отцом» всякого знания и смысла; евангелист Иоанн и христианские богословы – с
Христом. Оккультные мыслители средневековья усматривали присутствия Речи в каждом явлении природы и называли
их «начертаниями» - signatura rerum; так трактуют Агриппа, Парацельс и Якоб
Бёме. Последний прямо указывает на числовую природу Слова, сотканного из «семи
лучей - духов Божиих» [10]. Парацельс даёт феномену таинственное
«звучащее» наименование - «трарамен», оставив в недоумении комментаторов [11].
В древнеиндийской философии Слово отвечало «шестому принципу» - буддхи (или третьей по счету таттве
системы санкхья)‚ - термин, не вполне корректно
переводимый с санкрита на русский язык как «понимание» [12]. Буддисты предпочитали говорить о праджня («мудрости»),
противопоставляя её «высказанному смыслу» – виджняне:
«Мысль
изречённая есть ложь»
К обсуждению природы Речи обратились вновь в XX веке:
«Мысль не
средство познания. Собственный жест мысли - не вопрошание», -
утверждает с определённостью Мартин
Хайдеггер [13].
Теософами и Георгием Гурджиевым проявление
«понимания» отнесено к деятельности высшего - внетелесного
органа («высший ментальный
центр»)‚ первичного по отношению к индивидуальному человеческому сознанию.
«Видение - это когда тебе одновременно объясняют в
уши то‚ что ты видишь», -
сообщает дон Хуан Карлосу [14].
Очевидно,
что где-то здесь пролёг водораздел между «знанием адептов» и «знанием
учеников», «науками логики» и «мировой волей», «оязыченной реальностью» и изначальным Путем (Дао) - различение, не упускать из виду которое советовал Людвиг Витгенштейн:
«7. О чем невозможно говорить,
о том следует молчать»[15].
Когда-то разделившись и став антиподами‚
наука, искусство и религия сейчас вновь демонстрируют намерение сближаться. «Постмодернизм» мышления‚
родившийся в переломные для Запада 60-е
годы‚ всё увереннее пробивает туннель‚
за которым маячит архаический свет золотого века. Учёные заговорили о мире-как-«автопоэзной
сети», в которой лингвистические,
биологические, физические и социальные феномены «исполняют утонченный и
синхронизированный танец»[16]. Граница между материей и
сознанием «истёрлась до дыр» – каждая перемена
создаёт акт познания в
универсальной «когнитивной сети».
Согласно теории Сантьяго Матураны
и Варелы, «первичные акты познания» основаны на корреляции и синхронизации
колебаний, что напоминает явление резонанса:
«Ключевая
идея состоит в том, что переходные эмпирические состояния порождаются
резонансным феноменом, известным как фазовая синхронизация быстрых
осцилляций [нейронов мозга] в гамма- и бета-
диапазонах; такие осцилляции обычно очень быстро возникают и затухают».
По Вареле,
«первичное
сознательное переживание не сосредоточено в конкретном отделе мозга и не может
быть определено в рамках специфических нейронных структур. Это не что иное,
как преходящая, кратковременная синхронизация разнообразных ритмично
осциллирующих нейронных цепей» [17].
Известно, что всё в мире периодично и может быть
описано как проявление волновой природы. На примере мозга синхронизация
указывает способ, каким интеграция осуществляется на уровне сообществ, биосферы
и Космоса.
«Я нарисовал линию с несколькими штрихами на ней.
Число штрихов здесь несущественно; важно то, что они расположены друг от друга
на неравном расстоянии.
Я внезапно увидел все эти пересекающиеся жизни в виде
простых знаков, а именно: в виде линий со штрихами. Количество штрихов
уменьшалось или возрастало; они приближались друг к другу или удалялись; в их
внешнем виде, приближении или отдалённости, а также в сочетании разных линий с
различными штрихами выражались идеи и законы, управляющие жизнью людей»‚ -
говорит
П.Д.Успенский о наблюдении того‚ что он называет «движущимися иероглифами», - также напоминающих «сигнатуры» Парацельса и Бёме[18].
Представление близкое теории Сантьяго может быть
почерпнуто и из визионерского отчёта, опубликованного в 1975 году двумя
молодыми американскими исследователями, возвратившимися из колумбийской сельвы
и предложившими собственную модель волны
времени[19]. Упомянутый вид резонансных связей не укладывается в классическую модель
причинно-следственных отношений: согласно классической квантовой теории (теорема Бэлла, 1966)‚ корреляция
зависимо-возникших частиц Вселенной сохраняется при их бесконечном
удалении‚ – они как бы «чувствуют друг друга»
за пределами действия сигналов‚ распространяющихся со скоростью
света.
Совпадение разнородных и «независимых» явлений хорошо известно из биологии и психологических
исследований. Мутация‚ недавно возникший
признак или модель поведения могут так быстро распространяться между особями,
принадлежащими одному виду или
сообществу, что невозможно объяснить последовательной передачей или
контактом[20]. Подобно этому в эволюционных процессах
наблюдается одновременное включение множества однонаправленных изменений, для
реализации которых механизмом «случайная мутация - отбор» потребовались бы промежутки
времени, на порядки превышающие реальную
скорость эволюционных процессов[21]. Вся живая поверхность – биосфера - планеты ведёт себя как единый
организм, при этом словно «зная» и о том,
что происходит в недрах каждого
отдельного вида[22].
В качестве психологического факта похожее явление
было описано Карлом-Густавом Юнгом
в феномене синхронии‚
когда внешние события складываются как «значимые параллели»
«чисто-субъективным» состояниям внутренней жизни.
Как отмечает
Ст. Гроф‚
«Чувства,
установки и поведение людей, в которых индивид под действием ЛСД увидел лиц
своих «прошлых воплощений», имеют тенденцию изменяться в специфическом
направлении, совпадающем с курсом событий психеделических сеансов. Причастные к
ним лица могут находиться за сотни и
тысячи миль во время психеделического сеанса... и всё же специфические
изменения у них‚ очевидно‚ следуют общему паттерну и происходят в одно и то же
время‚ с разницей в несколько минут»[23].
Надо ли говорить, что подобный метод
издавна применялся магическими практиками‚ в целительстве‚ гадании‚
предсказании и прочих.
Итак,
«названа третья буква имени». Парками - пряхами
судеб - ткань мира плетётся сочетаниями «встреч» и
«невстреч», совпадением или
расхождением, синхронизацией по фазе либо «несинхроном». В этих точках время и
число соприкасаются, поскольку мерами колебательных или периодических процессов
выступает не неисчислимое время
Плотина (принцип времени), но
лишь знаки времени, которыми
служат числа. «Время» в этом качестве представляется всеобъемлющим организующим
принципом индивидуации - душой
Природы. И самую глубокую аналогию
изысканным узорам его танцев в нашей «лакримавелли» являет искусство музыки. «Фазовая синхронизация» отвечает её основному
гармоническому принципу, называемому обертоновым рядом:
«Отношение [музыки] к воспроизводимому
ею миру должно быть очень глубоким, бесконечно истинным и верным, так как её
мгновенно понимает каждый, и она свидетельствует о своей безошибочности тем,
что её форма может быть сведена к совершенно определённым, выраженным в числах
правилам, уклониться от которых она не может, не перестав быть музыкой» [24].
Способность музыки «воспроизводить движения души»
есть свойство «сближать отдалённое», что может быть определено понятием гармонизации:
«В самых низких тонах гармонии, в басу,
который служит основой, я узнаю неорганическую природу, массу планеты. Все
высокие тона, легко приходящие в движение и быстро отмирающие, действительно,
сами звучат одновременно с ней, вследствие её
побочных колебаний. Это аналогично тому, что все тела и организмы
природы следует рассматривать как возникшие в последовательном развитии из
планетной массы: она их носитель, она же их источник – так же высокие тона
относятся к основному басу»,
- пишет А. Шопенгауэр‚
«Отклонение от арифметической
правильности интервалов посредством
темперации [курсив мой – Б.С.] или нарушения тональности аналогично
отклонению индивида от видового типа; диссонансы, не образующие [правильных]
интервалов‚ можно уподобить чудовищным выродкам, монстрам, от скрещивания двух
видов животных или человека и животного» [25].
Отношение уровней, в котором любая ступень
относится к прочим как часть к целому‚ определяет системный, иерархический,
«вертикальный» или синхронический характер связи; наряду с тем
«В ведущем мелодию, высоком,
поющем главном голосе, который ведёт за собой все и в ничем не стесняемом
произволе с начала до конца движется в беспрерывной, полной значения связи единой
мысли и даёт изображение целого, я узнаю высшую ступень объективации воли,
осмысленную жизнь и стремление человека» [26].
Движение мелодии, возможное только в высоком
голосе и носящее преходящий, «мгновенный» и временнόй характер, и воспроизводящее при этом все
моменты, на другой шкале и в ином ритме, низких голосов, отвечает задаче и функции
жизни, роли «уравновешивающего элемента», исполняемой ею в мировом
организме.
«Жизнь формируется
на планетах, находящихся внизу мировой октавы, для балансирования этих
неустойчивых космических образований с центром Галактики», –
утверждал Г.И. Гурджиев [27].
В значении этой «живой поверхности» и наиболее
утончённого её компонента – человеческого сообщества – для космического целого
заключается ответ на вопрос, почему о «поддержании баланса» так заботились
древние‚ и почему астрология - в настоящее время невинная забава на
последних страницах популярных газет и в конце новостей местных радиостанций - была важным и секретным искусством
древних.
В этом есть и разгадка слов, что были сказаны
Богом Аврааму:
«Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие»
(Бытие
18:26).
*
Интересные циклы, порой, описывает человеческий ум
на путях «обретения самоидентичности»: каждые семьсот лет, по словам Павича,
женские имена сменяются на мужские и обратно; метод Декарта нуждается в переоткрытии, видимо, не реже в
христианнейшей Европе, культура которой была основана на методе молитвы, т.е. «сердечного самоуглубления
в Боге». Самодостоверная очевидность «Я существую» в естественном свете – чего?
разума, рассудка или «места, в котором
находится человек»? – в первой половине семнадцатого века стала будоражащей
новостью для великих мыслителей Нового времени [28]. Параллель, казалось бы, с «зарождением
рационализма» не связываемую, мы находим двадцать два века ранее (и астрономы
безошибочно определят этот срок продолжительностью зодиакального месяца) в
словах Просвётленного (Будды):
«Будь сам себе светильником, о Ананда, и не
полагайся ни на какое иное основание: естественный свет, который ты в себе открыл, есть единственное
прочное основание»; -
и это также в стране, жрецам которой
предписано ежедневно, троекратно погружаясь в воду, повторять формулу Гаятри-мантры об этом самом свете.
«Самоестественное основание» одно, но потребности,
из него проистекающие, скажут нам, разные. Отчего бы, и в самом деле,
декартову Полиандру не совершить свой следующий шаг феноменологической редукции:
уж поскольку все извне воспринимаемые мнения не обладают достоверностью
(уже!), но в себе самих, сомневающихся, сомневаться мы не можем (поскольку нам
тогда пришлось бы следовать мнениям других), то естественный свет - самодвижущийся перводвигатель рассудка - единственно указывает нам прочное
основание, из источника которого следуют акты сомнения или синтетического
суждения «Я мыслю». Ведь язык
подобной активности не открыт ещё нами заново,
а был почерпнут у тех же наставников и учителей с весомым багажом
недостоверного опыта, от которого мы ищем избавиться…
Не «опровергнем» ли мы так и платонизм, постигнув дхармы, движущиеся «в минимумах
чувственно воспринимаемого» и в «минимумах мыслимого времени», а также
претерпевающие клинамен в промежутки времени меньшие последнего[29]‚ - или же,
обратное тому, откроем «в источнике себя» строй сфер,
которые суть одна Сфера?
Да, есть шкала, некое раскачивание, один из
экстремумов коего, «нулевая точка», - клинамен («momentarily lapse of conscious», если угодно), а
другой – Вечность (эон);
бесконечно малая флюксия Ньютона с одной стороны, монада Лейбница – с другой;
Ад или Рай; крестный путь Сына поруганного и царский чертог Озириса
восстановленного. Мистерия двойственности и единства, шахматная доска для
одного игрока:
«Я царь - я раб - я червь - я бог»,
словами поэта[30].
Содержание человеческих представлений хотя и
принимает форму противоположных воззрений (скажем, бытие = Нус Протагора или бытие
= атомы Демокрита‚ претерпевающие отклонения; планета Земля - богиня Гея или окружающая
среда‚ и т.д.) - в действительности, подобно координатной оси или
шкале, отмечающей температуру или положение маятника. Атом, замороженный до
абсолютного нуля, достигнет «сверхпроводимости» и вездесущей способности
пребывать в любой точке Вселенной, а Нус
Протагора, если «разогнать» его до достаточной скорости, предстанет роем
хаотически движущихся атомов. Теории и
мысли человека соответствуют месту, которое он занимает в глобальной системе.
«Декартов метод» платонизма своё воплощение находил в эпоптейе или
«восхождении» (вспомним коней Платонова Федра):
имеется в виду не восхождение к причине
в аристотелевом умозаключении, а
изменение точки положения наблюдателя от умо-заключения (cogito ergo…) к умо-зрению - «видению очами ума» (eidomai = быть видимым).
Тем положением, которое наблюдатель принимает,
обратившись к точке своей природы, он иконически (εικον), в совершенстве – именно, «то что есть»,
- с самодостоверной очевидностью отображает форму того закона,
который составляет его бытие или «существование». «Аристократизм» же или
«антидемократическая направленность» платонова метода познания (гнозиса) проявилась в том, что
способность эта лишь факультативно, а не облигатно присуща роду человеческому [31].
В науке для достижения определённого результата
достаточно выполнить все необходимые материальные условия (эксперимента или
технологии), сколь бы ни были они трудоёмки или дорогостоящи; гнозис же при
равенстве прочих обстоятельств зависит от того свойства «поверхности», что
является «лёгкостью» или
освобождённостью (качествами пневмы «субъекта»).
Мы знаем, как «волеизъявление камня» рисует форму
траектории в данном поле тяготения, а также и то, что камень может лежать, а не падать. Один вид энергии
извлекается при трении, другой при горении, третий – при ядерном распаде. Здесь имеет значение тот факт, что устройство человеческого
организма - не исключающее познания - не содержит в себе также и никаких
препятствия к тому‚ чтобы
человеку стать адекватным
«изображением» или иконой абсолютных
реальностей – поверхностью или полем, в котором эти реальности самоестественно
себя отображают. Тем же способом‚ каким они - без сомнения -
рисуют себя на другой картине - иконе
Космоса.
Вакх, Шива или Озирис; алхимия пресуществления
воды в вино или вина в кровь с целью вознесения бренной плоти к вечным звездам
преследовала мистериальную цель с колыбели человечества. Ещё до смерти
избранный мог родиться заново, дабы получить прививку от
нового мира – с изначала времён сущего, и идущего на смену тяжкому веку - не менее трудному для богов, чем для людей. В действительности, понятия
времён и сроков замешаны тут как символы (а время - символ
независимо от того‚ что оно).
Всё есть Всегда, а наше здесь-и-сейчас
(и там-и-завтра) составляют формат индивидуальной обусловленной жизни.
Изначальная Слава не поблекнет нисколько –
подтверждением тому канон и эксперимент; но проявлена она в таких средах (мы – в такой
среде), что «не узнаём себя»: свет =
чистая действенность.
Воля заключена в круг («свобода - это круг», скажет Иммануил Кант):
актуальная бесконечность, что единственно дана разуму в качестве
основания, на котором возможно строить. Так и у Декарта «мыслю» и «существую»
обращаются в круге‚ имея отношение к
одному лишь Я: если б за философа мыслил иной или иное - как частенько бывает - ему затруднительно было бы утверждать чьё бы то ни было существование. И
лишь поскольку рефлексия имеет верительную грамоту единства, она обладает качеством
мира как факта столь же неопровержимого,
что мы ходим под небом и солнце светит.
Всё «кантианское барокко» открывается парадоксальным декоративным элементом
зеркальной поверхности [32]: самого зеркала нет, но мир зазеркалья – точное подобие лежащего перед ним: вернее, это нам
нужно оборотиться назад. Фуга являет нам закон запредельного мира, но – с поправкой на средство темперации.
Что оказалось умело сокрытым зеркальной стеной – это таинственная область
полной и самообоснованной активности: «в-себе» ли? В той мере, в какой зерно
лежит «в-себе», пока оно не пустило росток в огромную реальность
«для-себя»: в действительности, это
задание неразрешимо - показать, каким образом «истины разума»
оказываются заранее согласованными с «истинами факта». Например, почему столь
полезна математика, выводимая совершенно
умозрительно, «нравственность заложена в природе вещей», а сказки и мифы,
возникшие на разных концах Земли, в
одних и тех же словах говорят «о самом
главном».
Может быть, случилось так, что наше cogito оказалось расщеплено (правое и левое мозговые полушария были разъединены)
- и то‚ что мы считаем за два‚ в
действительности одно?
Однажды было проницательно замечено, что доля
истины в философском умозаключении прямо пропорциональна заключённой в нём
истине математической. В одном лице гениальный математик и выдающийся философ‚
Лейбниц предложил в своё время теорию - которая, вряд ли будучи достаточно
понята, тем чаще многократно опровергалась – идею того, что никаким причинным
способом (действием или передачей «информационных сигналов») не связанные субстанции
(изолированно взятые «самодостаточные существования») посредством некоей гармонизации - закона‚ который мы называем временным - могут быть приведены в согласное действие
образования единого целого‚ тела Вселенной:
«естественные
изменения монад происходят из внутреннего
принципа‚ так как внешняя причина не может иметь влияния внутри монады» [33]‚
«Таким образом...
всякая сотворённая монада представляет весь универсум» [34].
Синхронистически (в смысле К.-Г. Юнга)
Лейбницем была переоткрыта двоичная система счисления, на которой основан И
цзин - древнекитайский «Канон перемен»‚ содержащий принцип этой гармонической связи: параллелизм различных уровней реальности (Неба, Земли и Человека),
как сказали бы сегодня, в рамках единого
системного закона.
Теория
предустановленной гармонии давала‚ очевидно, more geometrico способ избежать логического кошмара
индукции бесконечного ряда действующих причин,
вынужденных рано или поздно ухватить себя за хвост: какая-то из них
неизбежно окажется «причиной самой себя» - causa sui. И, без
предубеждения смотря на положение дел, можно сказать определённо – распутывая
детерминистский клубок причин и следствий‚ новоевропейская наука по мере своего развития становилась всё
более лейбницеанской и пифагорейской, в то время как её философия всё глубже
увязала в саморазоблачающей диалектике.
Герман Вейль тоже заметил как-то, что нигде так
тесно, как в геометрии, не пересекаются проблемы чистой математики,
естественных наук и философии.
Можно было сказать и более обще: в умозрительности
математики (примером классический квадривий
– арифметика, геометрия, музыка и астрономия) - только и залог её практической
пригодности [35]. Эта мысль не оригинальна со времён Пифагора и Евклида, хотя её древность
и очевидность отнюдь не служат гарантией понятности.
Не меньше удивления должно вызывать указание, что
в некоторых куда более отдалённых от нас
культурах теория числа
служила демонстрацией связующего звена
между мирами абстрактного и реального. Древние цивилизации Месопотамии,
Юго-восточной Азии и Центральной Америки
предоставляют нам ясные
свидетельства на сей
счёт.
«Пифагорейская традиция» - это часть учения, что было повсеместно распространено в эпоху «бронзового века» (а
возможно‚ и далеко за пределами
«бронзы»); и основные его принципы
через последние рубежи истории благополучно перешли благодаря, главным
образом, сочинениям Платона и его последователей - неоплатоников. История убеждает нас в
том‚ что сколь бы скорые плоды ни приносили опытные методы науки и основанные
на ней технологии‚ некоторые виды знания могли быть приобретены лишь за весьма
длительные сроки‚ неизбежно поэтому включая в себя условие традиционной
передачи.
Мировоззрение древних, о котором мы ведём
речь, характеризует особая
знаменательная черта, которую можно было бы назвать направленностью интереса
– не на пространственный аспект явлений (что‚ в частности‚ было и нами заимствовано у греков - народа мореплавателей и торговцев
по преимуществу, по особому стечению обстоятельств оплодотворивших последующую
культуру Европы вкупе с иного рода прагматизмом – ближневосточным, составившими
вместе особо прочный сплав [36]), но на аспект временнόй - причуда странная и чаще поражавшая
оседлые земледельческие цивилизации,
развивавшиеся в бассейнах крупных рек:
«время разостлано плоско, как воловья шкура… карта
времени, которую ты волен читать из конца в конец, понемногу заполняя отметками
случайных совпадений» [37].
К слову сказать, пресловутой прямой зависимости
между вкусом к исчислению времени и астрономическим познаниям - с одной стороны, и периодическими паводками, развитием систем ирригации - и следствием этого, централизованных
деспотий‚ взимающих регулярные подати‚ с другой, - скорее всего нет вовсе. Этот фактор‚
кажется‚ не имел значения для древних майя‚ полагавшихся на непременный ливень
тропиков (и тем паче для коренных американцев, что остались на уровне
охотничьего хозяйства каменного века), - и всё же использовавших наиболее изощрённую календарно-числовую
систему: главной задачей исследователей
до сей поры остаётся обнаруживать хоть какую-то
её связь с реальными »природными факторами».
Так и
египтологи считают, что время разлива Нила определялось восхождением Сириуса и
не влекло практической необходимости «наблюдения дней и часов» в качестве
специальной дисциплины е.с., а
вместе с тем трудно указать культуру, более озабоченную «консервацией времени», чем древнеегипетская. Утверждается‚ что в Египте существовало и
три системы письменной передачи знания: 1)
иератическая, в абстрактных символах, 2)
иероглифическая, применявшая условные изображения и 3) демотическая или «народная», использовавшая буквенные знаки.
Следующее важное отличие (вытекающее из первого)
касается качественности подхода, что
лишь подчёркивает особую (невнятную пока и для
принятой в математике концепции) роль числа. В «научной» теории чисел,
например, до сей поры
имеют значение только выражения (теоремы), представленные «в общем
виде», то есть алгебраически, любой же «изолированный» числовой факт рассматривается как частный случай, «математическая безделушка»
и не более.
Весомость этого заключения не вызовет сомнения ни у одного
здравомыслящего человека с мало-мальским университетским образованием; но
тут мы спросим себя, отослав снова к
Герману Вейлю, которым открывался весь пассаж: а разве форма пространства (как его представляют геометрия и
физика) не демонстрирует ли частного случая нашего эмпирического мира - случая‚ правда, весьма «мощного» по содержанию в нём всяких «общих
фактов». Математика же показала теоретическую возможность любых самых экзотических
пространств, единственным критерием «истинности» для которых будет
соблюдение условий
непротиворечивости, заложенных в их
устройство.
Поэтому вполне допустимо предположение‚ что так же
как частная форма геометрии была обусловлена физическими свойствами мира, в котором мы находимся, так и те особые
роли, что были приписаны древней теорией арифметике
- числам, числовым циклам,
прогрессиям и пропорциям‚ и установленная ими связь чисел с природными и
психологическими фактами - могут являться отражением природы той
всеобъемлющей основы‚ что обычно
именуются проявлениями времени.
И также как на определённом уровне абстракции
пространство сводимо к числу (свойства
размерности, связности и т.д.), исстари
выделенные качества чисел «самих по себе» -
вне связи с количеством или мерой - могли‚ вероятно, указывать на некие фундаментальные «кванты» архетипических реальностей, в силу «дуального
единства» общих для «истин разума» и для «истин факта»:
«Нужно принимать во
внимание происхождение чисел‚ которыми оперирует математика» [38].
А сказать проще‚ не к ним ли в конечном итоге и
сводятся танцы нашего ума?
Числа были знаками
иных реальностей. Музыкальная и другие числовые системы - как китайский И цзин или Цолькин майя - определяли симметрические свойства процессов:
законы повторения, возвращения,
параллелизма и инверсии. Выразительным и точным описанием «музыкального
характера» мировых связей мы обязаны
П.Д. Успенскому:
«Я
припоминаю, что видел математические законы в действии и мир как результат
действия этих законов. Так, процесс сотворения мира, когда я думал о нём,
явился мне в виде дифференциации некоторых простейших принципов или количеств.
Эта дифференциация протекала перед моими глазами в определённых формах; иногда,
например, она принимала форму очень сложной схемы, развивающейся из довольно простого основного мотива, который
многократно повторялся и входил в каждое сочетание во всей схеме. Таким образом,
схема в целом состояла из сочетаний и повторений основного мотива, и её
можно было, так сказать, разложить в
любой точке на составные элементы. Иногда это была музыка, которая также
начиналась с нескольких очень простых звуков и, постепенно усложняясь,
переходила в гармонические сочетания, выражавшиеся в видимых формах, которые
напоминали только что описанную мной схему или полностью растворялись в ней.
Музыка и схема составляли одно целое, так что одна часть как бы выражала другую [курсив мой - Б.С.]» [39].
Числа - первые члены натурального ряда‚ как
явствует из пифагоровой доктрины, менее всего были числами в обычном понимании
математиков - но, скорее, иероглифами символического языка,
внятного посвящённым:
«Душа имеет
арифметическое начало так же, как тело имеет геометрическое»‚ -
учили платоники [40].
Знаменательно, что и в современной общей алгебре
символы 0 и 1
входят в основные определения структур («единичные элементы» колец и групп)‚ на
основании системы счисления 2
построены основные результаты теории чисел; набором неких основных симметрий и
квантовых значений задан тот «бастион простоты», который ныне стремится
завоевать фундаментальная физика. К фрактальным циклам - аттракторам - новая наука в лице синергетики свела «хаос» нелинейностей, извечную «головную боль» классической
математики. Решения же природы всегда конечны – поскольку в них виртуальные
бесконечности редуцированы к конкретным событиям.
Будучи‚ по выражению неоплатоников‚ изваянной смысловой фигурностью - число, в этом смысле, есть самое воплощение самоотражённой симметрии.
Параллели явлены свойствами материи,
изысканными микрофизикой и теорией поля. «Школьный» пример - Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, служащая
впечатляющей иллюстрацией числовой гармонии природы:
«Космос есть
разная степень [выражения] ритмико-симметрической символичности» [41].
Пифагорейское положение «(натуральные) числа правят миром» хорошо знакомо и
топологии – взять известную формулу Эйлера‚ определяющую
связь между геометрическими элементами многогранников‚ или пространственную
группу Фёдорова-Шенфлиса, описывающую всё формальное разнообразие кристаллов.
Были предприняты многочисленные попытки
распространить «табличную форму» классификации - а следовательно, общий системный подход - на любые естественные классы: живые организмы [42], геологические формации, сказки и мифы,
обряды и общественные институты, и даже эпистемологические установки (неявные
предположения) науки и философские доктрины. Последние упомянутые, таким
образом, не являются исключением, но
отражают те же законы формы.
Подобные «исчерпывающие» классификации, по замыслу
их авторов, обладают свойством интенсиональности
– то есть должны включать в себя не только уже существующее, но также могущее существовать «в принципе».
Близкие этому подходы объединены общим названием «теории систем» и
«теории классификации» [43], но способ формирования «всех возможных общих умозаключений» исследовался
также в европейском средневековье – взять, к примеру, «логическую машину» Раймундо
Луллия. В восемнадцатом веке Иммануил Кант
пришёл к пониманию интеллекта как
системы категорий - универсальной порождающей
структуры (мандалы): визионерская интуиция, мало повлиявшая на ход
европейской мысли, линеаристской по
преимуществу. Одной из недавних попыток выявить архетипическую природу знания
можно указать на Артура Янга [44]‚ коего вполне оригинальные выводы
демонстрируют удивительный параллелизм
как с прозрением Канта‚ так и с математической моделью октавы (см.
ниже).
С ускорением «клячи истории» интуитивное ощущение
приближения Всё и Вся стало отчётливее выражаться и
учёными достижениями, и исканиями
новаторского искусства: живопись вдруг
заинтересовалась выразительными
свойствами мазка или линии самих по себе‚ музыка - возможностями развития и спонтанности‚ а литература
отправилась на поиски неисчерпаемого
кладезя слов и сюжетов [45].
Но древние знали не меньше толк в исчерпывающих
системах. Египетскими бордюрами и
орнаментами, как считают математики, представлены все 17 видов симметрии,
возможные на плоскости, а принцип мозаики
Пенроуза (правда, на порядок сложнее) уже давно был применён в арабских
орнаментах. В качестве языковой параллели можно привести литературные памятники такой развитой
культуры как, например, индийская: в
Махабхарате и шастрах мы находим исчерпывающие всесторонние рассуждения на те
или иные темы с последовательным применением всех возможных риторических фигур
и стилистических «украшений» санскрита. Гротескностью своих изображений
прославлен собор Парижской Богоматери‚ но в скульптурных группах храмов Карнака
и Кхаджурахо мы обнаруживаем все способы сопряжения человеческих тел.
Востоком
ценима весьма каллиграфия‚ способная скупым
росчерком пера выразить глубинную суть
Дао или одной прихотливо извитой линией - барака непостижимого Эль. Мистические свойства двух языков
Передней Азии – арабского и иврита‚
которыми записаны известные священные тексты, - вполне возмещают аскетичность зримых
форм, представленных изобразительным искусством этих народов: строение
корней слов и самый порядок букв в них,
по утверждению мастеров, таковы‚ что
уже содержат в себе ключ ко всем
загадкам мира [46].
История науки «Всё и Вся» на этом далеко не
заканчивается. Намётки «доктрины грядущего» известны всем, кто читал роман Г.
Гессе «Игра в бисер».
Первородный Хаос древних вовсе не был прост - он уже содержал в себе «зародыши всех
вещей», хотя «не имел отверстий», потребных
для глаз, ушей и прочих жизненных
функций:
«Два брата –
Поспешный и Внезапный - любили встречаться на земле Хаоса‚ и тот
им неизменно оказывал гостеприимство. Наконец‚ они решили отблагодарить Хаос‚ стали проделывать
ему каждый день по одному отверстию – и на седьмой день Хаос умер»
(Чжуан-цзы,
52).
Роль «отверстий» выполнили конечные циклы (как
теперь – математический аппарат науки). Эмпирические «числа времени» могли
кристаллизоваться и «выпасть в осадок» в виде годов, сезонов, лун и дней из
всеохватывающих мировых периодов, как и конкретности чувственно воспринимаемых
вещей – из континуума омнипотенциальности всех возможных вещей и событий.
Именно в таком механизме космического творчества
адепты доктрины могли убеждаться воочию, проходя ступени посвящения в
таинство, называвшееся эпоптейей[47], отчасти отвечавшее ведическому ритуалу причастия Сомы. Мировые законы, ответственные за
индивидуацию в единстве лица, времени и места, подобно жерновам волшебной
мельницы, представали в форме «колёс» (циклов) – числовых колес гун, элементов, нидан буддийского
колеса взаимозависимого порождения, многоочитых
зооморфов из видений Иезекииля и
Иоанна Богослова, мандалах многоруких
божеств индуизма и ваджраяны.
Речь идёт,
таким образом, о вовсе не тривиальной нумерологии, а скорее Органуме
человеческого познания, открыть который
– значило бы описать всё
многообразие явлений на единой основе, что было и остаётся вожделенной задачей науки от древнейших времён до наших дней.
Но при той детализированной усложнённости, которую
приняли сейчас конкретные дисциплины, не остаётся и надежды на то, чтобы один
человеческий ум когда-нибудь смог ухватить их проблематику хотя бы в общих чертах
(что было ещё возможным во времена Аристотеля и даже Лейбница). Вместе с тем,
современное познание всё более проникается сознанием всеобщей взаимосвязи
явлений. Цивилизация, приняв глобальный характер и став «одним из природных
факторов», по выражению Вернадского, неизбежно должна была ощутить себя частью
биосферы – как любая часть, оказавшись в тонкой зависимости от (неведомых нам)
функций регуляции целого.
Видимо, по этой причине современное (или только
возникающее) сознание как бы двинулось вспять от точки максимальной секуляризации
и экстравертивности мысли,
достигнутой им в XVII-XVIII веках на пике экспансии
колониальных завоеваний, и даже – через голову «цивилизованного варварства» - вновь мысленным взором обращается к эпохе культа, что было бы лучше
назвать космоцентризмом, безусловное выражение которого мы находим во всех
обществах архаики.
Парадокс ли, что многими своими чертами
современные искания рисуют нам отчетливую аналогию -
далёкого ли? архаического
– и,
как знать, не перейдет ли от нас в свою очередь в наследство поколениям
грядущего - как некое «учение посвященных» - наука о системе гармонических чисел,
положенных в основание мира?
Всё
возрастающие усложнённость и глобализация - вовсе не залог надёжности и устойчивости цивилизации‚ как бы ни старались
механические сирены «пластмассового века» [48] заглушить тревожные сигналы своим сладостным пением. Естественный ли ход
вещей или внешнее вмешательство безошибочно поражают разросшийся сверхорганизм
в той точке‚ что значительно менее чувствительна у «примитивных» - не столь оснащённых‚ но приближенных к своим материнским корням - форм. Примерами богата как биология‚ так и история: человечеству угрожает сверхспециализация. Уже
показали себя некие вирусы‚ столетиями хранившиеся под спудом в тайниках
природы и вдруг делающиеся «чумой» - то ли ХХ-го‚
то ли ХХI-го
века. Энерго- информационные системы
и прочие инфраструктуры вкупе с
ними (а мы хорошо знаем‚ как легко уязвимы наши компьютеры‚ «информационные
носители» и связь) - все жизненные центры нового
Вавилона - могут коллапсировать в одно мановение‚ стоит лишь расшевелиться змию‚
свившемуся в центре Земли‚ да приоткрыть её «ящики Пандоры»‚
ну и поиграть со психикой существ‚ не мыслящих себе жизни без автомобиля
и канализации [49]. А за новыми гуннами и Аттилами‚ всегда готовыми на coup de grace агонизирующему Риму‚ долго ждать не
станется:
«пал‚ пал Вавилон‚ великая блудница‚ сделался
жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу»
(Откр.
18:2).
Чрезмерно
затянувшаяся летаргия или искусственно вызванный сон сами по себе могут приобрести характер
летального исхода‚ - а одним из главных признаков «последних времён»
служит тот‚ что все «тайны» становятся открыты
- ибо их не от кого больше скрывать. И всё же залог веры в грядущее развитие
мы усматриваем в том парадоксальном обстоятельстве‚ что таинства - вопреки всем превратностям хода истории - не утрачивали своей преемственности никогда.
Излишне брать на себя задачу провидеть форму,
которую может принять – а может не принять – взыскуемая «постцивилизация»:
восход (или закат?) для каждой эпохи
наступает впервые. Важно отдавать отчёт‚ что вопрос устойчивости мира и
оправдания пути человека в мире ставился не только в эпоху нарастания кризиса – в не
меньшей степени он занимал людей во
времена, когда железо было редкостью, и
к которым относится большинство мегалитических сооружений и артефактов,
повергающих в недоумение археологов и вызывающих у всех, кто с ними впервые
сталкивается, мысль о гигантах или пришельцах из космоса.
Кем бы ни
были эти строители, а равно создатели великолепных памятников интеллекта,
подобных пифагорейской музыкальной системе или И цзину, можно утверждать
с уверенность, что их мировоззрение было под стать их творениям‚ и оно
преследовало цели сотрудничества с той глобальной
средой, которая носила имя Гея (Земля)
и которой нами присвоено название «окружающей». Сейчас мы уже
догадываемся, что биосфера обладает системной и иерархической организацией,
любой из уровней которой не «проще», чем остальные, и принцип её регуляции
состоит в подчинении функций составных частей
целому.
Этот природный
разум регулирует свой организм не только «внешними способами», но обладает
средствами перестраивать свои части «изнутри» целенаправленным образом.
Любопытно, что идея «жизни‚ распространяемой из Космоса», популяризованная
средствами информации, в настоящее время известна куда шире, чем имеющее
значительные научные подтверждения представление о Земле как о сверхорганизме,
возможности самоорганизации которого далеко превосходят всё, что мы способны
представить себе на нашем уровне развития знания и технологии.
Не претендуя одним махом «разгласить тайны древних
святилищ» или «открыть код
межгалактической связи», а в равной мере и дать сколько-нибудь впечатляющий
обзор всех удивительных находок в области чисел, попробуем всё же присмотреться
к ним, а также ими поиграть - как играли издревле в белые и чёрные бобы
или стебли тысячелистника люди, понимавшие смысл слов «звучащие сферы» и «вещие
знаки», находившие красоту в завораживающих взор геометрических плетениях и
орнаментах, ожерельях словесных украшений поэтических и эпических произведений
и звуке флейты, настроенной в унисон с «тоном Земли»…
Ограниченность предложенного способа изложения
вполне осознаётся переписчиком. За бортом,
пожалуй, останется бóльшая часть того, что мог бы поведать образованный конфуцианец эпохи Сун,
тибетский астролог или строитель царской усыпальницы, - но мы смеем надеяться, что и в нескольких
обнаруженных нами примерах содержится достаточно информации, чтобы послужить «дополнительным толчком» к
размышлению тех (наверное, не очень многих), кого это затронет.
[1]«Ада»: Набоков В.В. Ада, или Радости страсти:
Семейная хроника. / Пер. с англ. Сергея Ильина. - М.: ДИ-ДИК, 1996; стр. 489.
[2] Гессе, Герман. Игра в бисер. - М.: Худ. лит-ра., 1992.
[3] Тимей‚
37d.
[4] ''Ада''‚ стр. 490.
[5] Борхес Х.-Л. Собрание сочинений в 4-х
томах. – С.-Пб.: Амфора, 2000; т.2‚ стр. 582.
[6] Мир
как Воля и Представление: I, § 52 [Курсив мой - Б.С.].
[7] Ibid.
[8] Фр.1.
[9] Фр.2.
[10] Аврора:
5.
[11] См: Ф.Гартман‚ Жизнь Парацельса и
сущность его учения‚ М.: Алетейа, 1998; стр.108-109.
[12] Спутывая буддхи - термин‚ отсутствующий в западной психологии‚ - с манасом. Учёными издателями Махабхараты (Махабхарата. Кн. XIV. Ашвамедхикапарва‚ или Книга о
жертвоприношении коня. - С-Пб.: Наука‚ 2003)‚ например‚ буддхи
определяется в духе поведенческой
психологии как «познавательно-волевая способность» (стр. 233). Что буддхи
таковой не является‚ можно засвидетельствовать классическим текстом санкхьи (Санкхья-карика‚ 3): принцип самости (аханкара‚ четвёртая таттва)
возникает из буддхи как модификация
последнего‚ и вследствие этого «понимание»
буддхи не выводимо из познавательной
активности субъекта - продукта его манаса
(пятой таттвы)‚ в свою очередь проистекающего из аханкары (Лунный свет санкхьи. Изд. и предислов. В.К. Шохина. - М., 1995; стр.119).
[13] М.
Хайдеггер. Время и бытие: М.‚ 1993‚
стр. 10.
[14] К.Кастанеда: Учение
дона Хуана; Отдельная реальность.
[15] «Логико-философский
трактат», 1921. В: Людвиг Витгенштейн: Философские
работы. Ч.
[16] Капра, Фритьоф. Паутина жизни. Новое
научное понимание живых систем. / Пер. с англ. под ред. В.Г. Трилиса. - М., 2002; стр. 311.
[17] Ibid, стр. 314.
[18] Новая
модель вселенной: 80‚ гл.8.
[19] McKenna T., McKenna D. The Invisible Landscape: Mind,
Hallucinogens, and the I. Ching. -
[20] Так называемая мода или «эффект сотой обезьяны». Это и многочисленные факты конвергенции
(параллелизма)‚ стиля‚ а также мимикрии (подражания) в биологии.
[21] Процессы макроэволюции и теория «направленной эволюции» - номогенеза.
[22] См. напр. Lovelock, James, and Linn Margulis: “Biological modulation of Earth¢s atmosphere”, Icarus, Vol. 21, 1974‚ и другие работы этих авторов.
[23] Гроф Станислав. За пределами мозга./ Пер.
с англ. под общей ред. А. Дегтярёва. 3-е издание. - М., 2000; стр. 65; см. также фон Франц, Мария-Луиза. Прорицание
и синхрония. Психология значимого случая. / Пер. с англ. З.А. Кривулиной. –
С.-Пб., 1998.
[24] Мир
как воля и представление l.c.
[25] Там же.
[26] Ibid.
[27] Гурджиев Г.И. Рассказы Вельзевула своему
внуку. / Пер. с англ. Ф.Н. Коршакова. - М., 2000.
[28] Cogito ergo sum - «Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт Р: «Разыскание истины».
[29]
См. Жиль Делёз: 22, стр.359.
[30] Г.Р. Державин. Ода «Бог» (
Частица
целой я вселенной,
Поставлен,
мнится мне, в почтенной
Средине
естества я той,
Где
кончил тварей Ты телесных,
Где
начал Ты духов небесных
И
цепь существ связал всех мной.
Я
связь миров повсюду сущих,
Я
крайня степень вещества;
Я
средоточие живущих,
Черта
начальна божества;
Я
телом в прахе истлеваю‚
Умом
громам повелеваю -
Я
царь - я раб - я червь - я бог!
[31] Строгое разделение в древних
культурах людей по троичному принципу - на соматиков (рабочих)‚ психиков
(воинов) и пневматиков (жрецов) - следовало объективным различиям в развитии человеческой сущности. Если
П.Д.Успенский в эксперименте с гашишем наблюдал цепь мировых чисел («Новая модель вселенной»)‚ а Якоб Бёме
(которого бы в наше время признали шизофреником)
- вращение ангельских сфер («Aurora»)‚ не прибегая
к подобным средствам‚ то большее‚
на что иные могут рассчитывать в своих «психеделических трипах» - это‚ скажем‚ «превратиться в стену»‚ или... «стать ножкой комода».
[32] О. Шпенглер.
[33] Монадология‚
11.
[34] Ibid‚ 62.
[35] Так, с современной точки зрения многие
фундаментальные законы и теоретические проблемы физики имеют, оказывается, числовую (т.е. мета-физическую, в смысле
Аристотеля) природу — см.: М..Шредер. Фракталы, хаос, степенные законы. Ижевск,
2001.
[36] Полезно сравнить таинственное качество
«избранности» эллинов (которое не в последнюю очередь есть способность служить
идеальным проводником) с соседними им финикийцами‚ у которых греки
позаимствовали многое - письменность и богов‚ народом‚ основавшим
многочисленные колонии‚ первым на своих кораблях обогнувшим побережье Африки и
одно время даже угрожавшим существованию Рима
(походы Ганнибала)‚ - но не оказавшим никакого заметного последующего влияния на
историю культуры.
[37] Л.Даррел: Александрийский квартет. Маунтолив; стр.150.
[38]
Милорад Павич: Внутренняя сторона
ветра: Роман
о Геро и Леандре.
[39] Успенский П.Д. Новая модель вселенной. / Пер. с англ. Н.В. фон Бока. - С-Пб.:
Издательство Чернышёва, 1993‚
гл.8. Успенский великолепен в
диагностике и распознавании формы:
он банален‚ когда дело касается общих
рассуждений‚ но неизменно проницателен‚ переходя к непосредственным личным
наблюдениям.
[40] Е.П.Блаватская. Тайная доктрина‚ т.3. Введение.
[41] Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука.
В: Бытие – Имя – Космос. / Сост. и ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993, стр. 233.
[42] А.А.Любищев и др. См: Любищев А.А. Проблемы формы,
систематики и эволюции организмов. - М.: Наука, 1982.
[43] В: Лосев А.Ф. Бытие – Имя – Космос. /
Сост. и ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993.
Послесловие‚ стр. 894-897.
[44] Young A.M. The Geometry of Meaning. - N.Y.: Delacorte Press, 1976.
[45] Мане‚ Кандинский‚ Шенберг‚ Джойс.
[46] Идрис Шах. Суфизм. - М.: Клышников, Комаров и Кº, 1994.
.
[47] Что по-гречески означает «восхождение».
«Я знаю многое о тайнствах‚ но предпочитаю обходить их молчанием»‚ - часто встречается у Павсания (Описание
Эллады).
[48] Как было замечено специалистами‚
материальные культуры нашего типа могут не оставлять никаких следов в
археологических слоях: сталь‚ бетон и синтетические материалы через несколько столетий обратятся в пыль‚ а
артефактов наподобие Стоунхеджа или Большого Сфинкса мы не оставим тоже‚ и до
потомков от нашего времени дойдут лишь странные сказки…
[49] Замечателен в этой связи миф‚ относимый к древнейшей религии и вошедший в празднуемые раз в три года эллинские
таинства‚ любезно переданный нам раннехристианским писателем: отрок Дионис-Либер‚ сын Зевса (он же Зен) - царя Крита - от Деметры‚
был заманен царицею Герой искусно
сделанными игрушками: «игральными
костями‚ зеркалом‚ кубарями‚ удобовращаемыми колёсиками‚ гладкими мячиками и золотыми яблоками‚
заимствованными у Гесперид» - во внутренние покои дворца‚ чтобы быть
зверски убитым и растерзанным Титанами (Arnob.19; в: Лосев
А.Ф. Мифология греков и римлян. Сост. и
ред. А.А.Тахо-Годи.- М.: Мысль, 1996; стр.193).