Глава 1
Колесница времени
Четырежды одиннадцать раз блажен твой дом,
О возлюбленная Шивы:
Сияющие углы, трижды опоясанные красотой
Обнажают девять корней всего сущего,
Распуская восемь и шестнадцать лепестков
лотоса,
В котором Ты пребываешь
(«Саундарьялахари»)
Система «Калачакра» считается последней из
высочайших тантр (Ануттара-йога), являясь духовной собственностью и одной из
основ учения школы гелуг – главного направления религии Алмазной
колесницы – ваджраяны [1].
«Кала есть высший космический принцип
или изначально сущее, а также система временных периодов», -
писал известный тибетолог Ю.Н. Рерих (1946) [2].
Назвав эту
систему sancta sanctorum - «святая святых» - северного буддизма, основную задачу он
сформулировал так:
«В целом же вопрос системы Калачакра
тесно связан с проблемой происхождения тибетского шестидесятилетнего цикла, а
также с проблемой Шамбхалы, загадочной страны, откуда эта система проникла в
Индию во второй половине X
века».
Впрочем,
указывал Ю.Р.‚
«Калавада еще в глубокой древности была
поглощена индийскими астрономическими школами, а ссылки на неё в буддийской
литературе столь скудны, что не позволяют утверждать, будто бы эта система была
широко распространена во времена Будды Шакьямуни или имела какую-то связь с
ранним буддизмом» [3].
Им приводятся предположения о возможных
предшественниках учения Калачакра – в древнеиндийской системе калавада
(буквально «учение о времени», санскр.)‚ и существовавшей в другой древнейшей
стране ариев – Иране – религии зерванизма.
Имя Зерван, так же как и Кала,
означает время.
«Время
«выпекает» существа‚ время свёртывает мир‚
Время
бодрствует‚ когда все спят‚ время трудноодолимо»‚
- говорится‚ например‚ в Махабхарате [4].
«Учение о времени как причине мира относится
к весьма древним “неортодоксальным” течениям... Неоднократно изложение
(принципа калавады) приводится в дидактических книгах Махабхараты‚ где оно приписывается демонам-асурам»‚
- отмечает исследователь санкхьи В.К.Шохин [5].
Предполагают‚ что корни «культа Времени»
восходят к до-брахманическому прошлому Индии‚
древнейшей её дравидийской цивилизации‚ покорённой героем Рамой и
оставившей нам такие загадочные артефакты‚ как
Мохенджо-даро и Железная колонна. Столь же отдалённым истокам могут
принадлежать имена богов Шивы и Кали.
Всё же именно Буддой Шакьямуни, согласно анналам
Тибета, система Калачакра была проповедана царю Шамбхалы Сучандре, которому и
принадлежит «коренной» текст (считающейся ныне утраченной) Калачакра-мула-тантры.
Эта тантра содержала герметическую доктрину о тождественности устройства Вселенной
и человека - макрокосма
и микрокосма, их влиянии друг на
друга, а также теорию цикличности –
повторяемости событий в определенные
промежутки времени.
Я овладел йогами двух тантрических стадий
Блистательной Калачакры‚ царицы тантр‚
А также - ответвлениями Калачакры‚
Такими как астрономические знания о небе‚
Которые облегчают высшее духовное познание‚ -
сказано
в поэме Второго Далай-ламы [6].
Безотносительно
к факту, был ли Будда Гаутама посвящён в систему Калавада, весь характер его
проповеди убеждает в следовании «временнόй мандале» - принципу, который мы пытаемся изложить в
этой книге. Проповедь Малой Колесницы
«главными темами имела [двойное
проявление, тройное средство — Б.С.], четыре благородные истины, благородный
восьмеричный путь, двенадцать звеньев (нидан) взаимосвязанного происхождения и
три высших навыка дисциплины, медитативной сосредоточенности и мудрости» [7].
Дхарма (основной закон) была представлена
в виде колеса[8] (Фиг.
1.1.) – единства, все
элементы которого связаны друг с другом и проистекают один из другого: так спицы колеса связывают вместе обод и
ступицу. На взаимозависимой связи
тонких элементов ума, выраженной мандалой высших тантрических божеств,
основываются наиболее действенные методы ваджраяны в практике ануттара-йоги.
Всё это даёт основания утверждать, что проповедь
Будды как результат его «полного и совершенного просветления» - anuttara samyak sambodhi - по своему характеру была с самого
начала «конгениальна» тантрическому по
сути представлению о принципе Кала – поле всеобъемлющей энергии,
поддерживающему «элементы существования» (дхармы).
Лишь главным образом интерпретации эпигонами Малой колесницы могли иметь
следствием последующую квалификацию
индуистами этого учения как настика
(буквально - «нигилизм»).
Кала это также Кали (санскр. «черная»,
«непостижимая») – имя «супруги» (шакти)
Шивы – одного из ликов Тримурти, индийской божественной Троицы. Шива есть Калрагья
(«пожиратель времени»‚ разрушающий мир огнём в конце цикла[9])‚ и неотделим от творческой энергии
космоса, или Кали:
«Шакти Шивы создала всю
Вселенную»
(Шива-пурана).
Будем иметь в виду, что дуализм Шивы и Кали
является трансцендентальным, ибо лежит сразу в основании как материи - moola pracriti («materia prima» Аристотеля), так и сознания (Адибудда ваджраяны). Не в этом
ли парадоксальном единстве источник заблуждения, дававшего повод некоторым
критикам для обвинения в «материализме»
основателя буддизма?
Шива и Кали есть одно существо (ардханаришвара);
а персидский Зерван‚ выступая «заместителем» Единого Бога‚ порождает
двух «братьев» - Бога Света и Бога Тьмы (Ахурамазду и Аримана) религии парсов. Диониса греческие гимны тоже
называют двуприродным - «муже-женским». Иисус двуедин в качестве бого-человека, а
посвящение в двуединство составляло суть всех таинств.
Высочайший принцип
в равной мере преодолевает как ограничение индивидуального сознания (адживика), так и души (анатман), преодолевая самое «бытие» (сансара) во всех формах, в каких мы его
знаем - будучи, таким образом, источником «прекращения»
(нирвана):
«Мир - это стрела Мары‚ попавшая прямо в цель.
Я
обучаю, как извлечь
стрелу [10].
«Кали – освободительница. Кали защищает тех,
кто знает её. Кали – Ужасная Разрушительница Времени. Кали – это Тёмная Шакти
Шивы»
(Калика-пурана)
[11].
И вместе с этим Кали удовлетворяет все желания,
поскольку является сутью жизни (прана),
а равно и смерти‚ – всеединым основанием живого Космоса:
«Кали удовлетворяет все физические
желания Шивы. Она владеет шестьюдесятью четырьмя искусствами и дарит радость Господу Творцу»
(Калика-пурана).
«Всё, что нужно Шиве – это Шакти. Шива
– это чистое сознание, которое нуждается в творческой энергии Шакти»
(Камакала-виласа) [12].
Дуализм
Шивы и Шакти (Кали) в самом деле – вторичен, это нераздельность
пассивного и активного принципов того же типа, что выражен древнекитайской
диаграммой Тайцзи («Инь и Ян»). Когда
Господь прекращает свой космический танец и погружается в медитацию, Шакти
входит в него («Шива – пожиратель времени»), а видимая Вселенная исчезает в пралайе.
В том, что этот закон дуального единства
архетипичен (и мог бы быть внесён в таблицу «категорий чистого разума a priori») убеждает присутствие его во всех концептуальных системах. «Прекращение
времени» (а значит, отсутствие движения
и «абсолютный ноль») есть сингулярность во всех смыслах – физическом, философском и
религиозном. Единица (το ἑν Платона) вне дискурса, а чтобы последний возник, она должна «ограничить
себя» (μὴ ὀν) посредством разделения, т.е. породить все другие числа. Принцип времени
(обобщённо – принцип индивидуации) абсолютно необходим для
сознания, поскольку последнее имеет составную
природу (скандха), и если есть бытие вне времени (Адибудда, У-цзи или Эн Соф),
рассуждать о нём – значит обладать дурным вкусом, как точно заметил Людвиг
Витгенштейн.
Можно показать, что природа сознания («основная
проблема психофизики») коренится в связи
уровней и обозначена тем, что
Гурджиев называл «отношением космосов» (монад). За аналогичное прозрение
пришлось пострадать гениальному неоплатонику Джордано Бруно, несчастливо попавшему
в XV век.
Из источника Чёрной (Кали) проистекают светы
(тиб. од сал – «ясный свет»):
«Чёрный цвет заключает в себе белый,
жёлтый и все остальные цвета. Кали заключает в себе все существа»
(Маханирвана-тантра).
«В пеплосе чёрном Летό‚ породившая
двойню богиня» [13].
Отчётливую аналогию «порождающим светам»
тибетского и индийского тантризма можно увидеть в учении отца Восточного
христианства св. Григория Паламы, говорившего о «фаворском свете» и «нетварных
божественных энергиях», и в традиции византийского исихазма –
«ануттара-йоги» христианства.
Эзотерический символизм ваджры
(дордже) тот же, что и символизм креста (соединение вертикали и горизонтали в одной
общей точке): единство активного и пассивного начал в возникновении множества [14]; а проповедь Иисуса Христа - мы смеем здесь заметить - является тантрической по своей внутренней сути.
Иисус par excellence тот, кто владеет
ключом к источнику неиссякаемых «вод жизни» (прана). Он превращает воду в
вино‚ а мертвых возвращает к жизни‚ закоренелого преступника (Вараввана) может
в мгновение ока возвести на престол Отца; Иисус омывает ученикам ноги и
жертвует свои плоть и кровь‚ имея в числе ближайших сподвижников гетер (Мария
Магдалина) и мытарей‚ - а также совершает поступки‚ весьма
экстравагантные для законоучителя-равви в понятии чопорных и кастовых иудеев I-го века. Иисус готовит царствие для детей и простодушных и презирает
богословов-учёных:
«И
показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от
престола Бога и Агнца.
И Дух и невеста говорят: прииди!
И слышавший да скажет: прииди!
Жаждущий пусть приходит, и желающий
пусть берёт воду жизни даром»
(Откр.
22:1,17).
Для
позднеантичного мира Христос стал отчётливым выразителем всех прежних ипостасей
богочеловечества - Геракла и Диониса‚ Асклепия и Сераписа [15], - «чрезмерно» содействовавших смертным
и за это тяжко пострадавших «от ревности Неба». Дионис тоже превращал
воду в вино, ходил по морю «яко по суху» и владел тайной воскрешения мёртвых,
как и его более ранний растерзанный
предшественник – Озирис-Ра, верховный бог позднеегипетской религии. Духовный
темперамент Иисуса вполне подстать махасиддхам - «великим адептам» тантры, хотя и включает
в себя - подчёркнутый именно в духе средиземноморской
цивилизации - мотив крестного страдания и смерти [16].
Разница в
шесть веков по отношению к проповеди Будды привнесла новый элемент в
религиозное чувство: эпоха возникновения
христианства совпала по времени с созданием литературы тантр. Этим же
обстоятельством можно объяснить отличие, которое приобрела махаяна (Великая колесница буддизма) в сравнении
с первоначальной его формой, находимой нами в («экзотерической») хинаяне
- Малой колеснице.
Первые буддийские тантры записаны в V-VI веках н.э. и, видимо, трудно будет прийти к окончательному выводу, явились
ли они раньше или позднее индуистских тантр. Всё же мистические тексты «высших
тантр» ваджраяны содержат множество индуистских коннотаций, что даёт право
рассматривать учение шакти в качестве
более широкого потока, вобравшего в свое русло огромное число подводных течений
неортодоксальной, народной религии Индии, а также многие из древнейших «утраченных» традиций.
Индусский Гермес – риши Нарада - любимец богов, вхожий во все миры и учитель небесных
музыкантов-гандхарвов, которому приписываются
некоторые гимны Ригведы‚ является‚ как сказывают‚ не только первым
теоретиком музыки, но и основателем школ тантры и шакты [17].
Атрибуты Шивы и Кали: дамара (часомерный
стакан), череп, колокольчик, трезубец и тигровая шкура перешли к разнообразным
богам и богиням – олицетворениям аспектов учения Махаяны.
Элементы доктрины о творческой энергии как
всеедином принципе можно проследить уже в ранних системах индийской философии –
санкхье («Санкхья-карика» Ишваракришны)
и йоге («Йога-сутра»
Патанджали).
В
начальной шлоке Йога-сутры говорится‚ как известно, следующее:
«Йога
есть подавление волн (вритти)
в
материи мысли (читта)»,
а философская система санкхья (основанная,
по легенде, риши Капилой) утверждает активную роль деятельности пракрити (первоначальной субстанции, аналогичной materia prima) в достижении освобождения (мокша),
при этом сознательный принцип (пуруша) выступает зависимым от пракрити:
«Нет ничего деликатнее‚ по моему
мнению‚ Пракрити‚ которая [с мыслью] «Меня увидели!» больше Пуруше не показывается»[18].
Мировоззрение
Капилы‚ Будды и Лао-цзы даёт нам поучительный пример того‚ как
«материалистические» основания могут служить опорой для радикально мистических
практик - в
противоположность духу европейского теизма‚ являющему диаметрально
противоположные результаты:
«Видя петуха‚ помнить о курице -
вот вещь глубочайшая‚ способная вместить весь
мир»
(Дао дэ цзин‚ 28).
«Перечисление элементов» в системе санкхья (а санкхья означает «перечисление»)
строится по октавному принципу (Гл. 3). 5 космических «атомов» (танматр),
повторяясь на пяти уровнях, порождают элементы действия, восприятия и т.д.,
дополняясь лишь единственным «нематериальным» - «парадоксальным переходящим
элементом» (пуруша). Санкхья считается самой древней «системой философии» из
дошедших до нас и‚ по-видимому‚ представляет литературный реликт таинственного
учения гухьявидья (та же калавада)‚ упоминаемого Е.П.Блаватской [19]. Метод санкхьи аналогичен применённой в
классическом буддизме теории дхарм – взаимозависимых элементов
существования.
Ранняя буддийская традиция первым
учителем Гаутамы называет
мудреца-санкхьяика – Араду Калама.
Стих устной традиции санкхьи гласит следующее:
«Знаток 25-ти начал – на какой бы стадии жизни
ни находился –
С
заплетёнными волосами, с чубом или
бритый‚ –
Освободится,
в том нет сомнения» [20].
Метод санкхьи и теория дхарм подходят очень близко
к гипотетическому «учению о высшем едином принципе и его разделении на
зависимые существования» калавады. Полностью диалектический узел антиномической
связи Единого и многих был
рассечен мечом Махаяны, провозгласившей (устами Нагарджуны) тождество нирваны
(последней основы и окончательного освобождения) и сансары (страдательного обусловленного существования). В
индуизме последней его систематической философией - адвайтой Шанкара-ачарьи - это же положение было закреплено учением об
иллюзорности страдания (Майи).
Так круг времени осуществил свой полный оборот‚ и
история духовной мысли пришла снова к
извечной формуле, что некогда была пропета в долине Кулу:
Ахам
парамá Брахман -
« Я есмь
изначальный верховный Творец Вселенной».
***
В
древнегреческой религии тоже существует персонаж с именем‚ подобным Кале
и Зервану – речь идет о Кроне
(Κρόνος ~ Χρόνος
= «время») или Сатурне. Согласно
изложению Аполлодора [21]‚ первым миром правил Уран, породивший гекатонхейров и киклопов, заключив
их в чрево Земли (Тартар), а также небесных богов-титанов, из них последним - Крона. По наущению Геи (изначальной «недуальной пары» Урана [22]) титаны восстали против отца под
предводительством Крона. Победив, Крон «отрезал детородный орган Урана и
бросил его в море».
С переменой власти титаны, дети Урана, вывели из
Тартара заключённых там братьев и поднялись на Небо, вручив власть Крону.
Можно изменить положение вещей, но не
«паттерн», поэтому «Крон же снова заковал их (гекатонхейров и киклопов) и
заключил в Тартар».
По Проклу (и А.Ф.Лосеву), Кронос есть Ум и начало
разделения, тогда как Уран – единство. Крон - второй
Отец после Урана - «жил тем‚ что пожирал собственных детей»: обратно поглощая свои эманации, он пребывал
в процессе‚ который йоги называют дхьяной. По истечении отведённого ему
срока он проглотил вместо шестого по счёту чада завёрнутый в пелёнки камень - став жертвой непроизвольной «синкопы» и предусмотрительности со стороны жены-сестры своей‚ Реи. Итак‚
положение Крона стало представляться довольно шатким.
В результате Зевс - новорождённое Небо - был благополучно перенесён в пещеру на
Крите‚ где куреты производили бешеные пляски в полном вооружении‚ со страшным шумом
ударяя копьями о щиты‚ дабы отец не услышал крики младенца.
«Став взрослым‚ Зевс призвал на помощь
Метиду [23]‚ дочь Океана‚ и она дала Крону выпить зелье‚ которое заставило его
изрыгнуть вначале камень‚ а затем и детей‚ которых он проглотил. В союзе с ними
Зевс начал войну с Кроном и титанами».
С возмужанием Зевса вспыхнула снова война на земле и на небе,
причем
«после того, как они сражались десять лет,
Гея предсказала Зевсу победу, если он привлечет в качестве союзников тех, кто
были низвергнуты в Тартар».
Из этих последних
«Киклопы дали Зевсу гром, молнию и перун
(ср. с мифологическим оружием индоариев – «брахмастрой» или «ваджрой»), Плутону шлем, а Посейдону - трезубец» [24].
С такими-то средствами трое братьев - сыновей Крона‚ разделивших между собой три стихии - небо‚ море и землю - одержали победу над титаническими порождениями Урана: последние
снова были сброшены в Тартар, где одни должны сторожить других. Творческая же
мощь Крона (о судьбе последнего у Аполлодора ничего не сказано) - очевидно, перешла к Зевсу таким же способом, как ранее сила Урана – к
Крону.
Впрочем‚
многие в античности полагали‚ что Уран‚
Крон и Зевс в самом деле царствовали на Крите. Критяне показывали пещеру‚ в
которой младенец-Зевс был вскормлен молоком козы Амалфеи и мёдом диких пчёл‚ а
также фундамент города‚ основанного
Зевсом близ Дикты. С царствованием Крона связывали время «серебряного века»‚
когда люди не старели‚ и «их волосы всегда оставались чёрными».
Так
излагается первая глава священной истории, и нетрудно понять, что
повествование это о циклах времени.
«Многие тысячи владык над богами прошли
В течение мировых периодов: время
превзойти трудно» [25].
В куда более отвлечённых терминах говорит о них
Елена Петровна Блаватская в «Тайной доктрине» - комментариях к таинственному тексту «Станцы
Дзиан» (учёными до сей поры, увы, так и не обнаруженному).
Из этих соответствий можно заключить, что на
представлении о смене циклов - но не в профаническом, «обыденном» понимании времени - как на наиболее общем принципе
основывалось космологическое учение древнейшей религиозной доктрины,
закреплявшейся в народном сознании в форме мифов.
Существует достаточно свидетельств о том, что
жрецы, владевшие ключами к «науке» и «технологии» архаической эпохи, принимали
активное участие в формировании «народной религии» и верований. Так, культ
Афины возводят к египетской Неит (Небесной Изиде)‚ святилище которой находилось
в Саисе, Египет [26]. Оттуда была взята её святыня - статуя (ксоанон)‚ вырезанная из дерева оливы‚
сохранявшаяся в афинском Акрополе вплоть до персидских войн. Культ Диониса‚
согласно мифу‚ по внушению этого бога ввёл в Аргосе Мелампод‚ сын
Амитаона‚ дабы исцелить женщин от безумия‚ за что получил в награду
царство [27]. Мелампод славился лучшим тайноведом своего времени‚ а имя или прозвание
его - «черноногий» - означает то же самое‚ что «египтянин».
Эвмолп - основатель общеэллинских таинств - прибыл в Элевсин из Фракии‚ а до того побывал в Эфиопии [28]. Жрецы Египта по праву «отцов» опекали
греков в религии и тайных знаниях.
Позднейший «популярный» цикл двенадцати подвигов легендарного героя
Геракла несёт явственный отпечаток таинств религии Митры-Варуны [29]‚ в то время как исторический Геракл - Алкид - больше известен как беспощадный воин‚ предводитель
дорийцев‚ вторгшихся на исходе второго тысячелетия до Р.Х. в Пелопоннес [30]. Стихи гомеровых песней в качестве
«общегреческого эпоса» компилировались и обрабатывались жреческой коллегией в
Дельфах точно так‚ как спустя полтора тысячелетия новозаветные сочинения - «отцами церкви»‚ и т.п.
Изначальных Урана-Гею («Небо и Земля») можно
сопоставить с состоянием мира до
расчленения, когда элементы выходили и сразу же поглощались друг в друге
подобно тому, как физики представляют себе
сейчас «физический вакуум» или «горячую Вселенную» в первые пикосекунды
рождения. Этим объясняются чудовищные характеристики гекатонхейров –
первых сыновей Урана, «которые превзошли всех ростом и силой, имея по сто рук и
по пятидесяти голов каждый» [31].
Восстание Крона отчасти мотивировано тем же, чем и
(в семитической традиции) восстание Сатаны против Бога:
«Гея,
негодуя по поводу гибели детей, сброшенных в Тартар, убедила титанов восстать
против отца и дала стальной меч Крону» [32].
Как известно из ближневосточных сказаний
(получивших отражение в Библии, а также в Коране)‚ поводом раздора между Богом
и Сатаной стало несогласие последнего с участью‚ которую
Бог уготовил человеку. Сходный проступок навлек гнев Зевса и на
Прометея‚ бога-Промыслителя (Прометий
= «дальновидный»), вылепившего из глины первого человека Девкалиона и укравшего
для него с неба огонь - божественную сущность, принеся его в полом стебле тростника [33] (ср. с авандуди – «центральным
каналом» позвоночника):
«И сказал змей жене:
нет, не умрете,
но откроются глаза ваши, и вы
будете как боги,
знающие добро и зло»
(Б. 3:4‚5).
Зевс даже и
не подозревал‚ что у него появился соперник, а когда проведал‚ то страшно
разгневался. И корчиться бы Прометею до сей поры на вершине Кавказа‚ если бы
человеко-бог Геракл не отблагодарил его за
некогда совершённый подвиг и не обрубил сковывавшие Прометея цепи. Но и
мытарства младшего творца Гераклу неизбежно пришлось принять на себя [34].
Прометеем же орфический гимн называет и Крона - что вряд ли может быть объяснено только фигурой эпической
речи:
Меньших
родитель богов‚ Прометей священный‚ муж Реи [35].
Вместе с тем потомком титана Иапета были оказаны и
Зевсу немаловажные услуги: ведь именно Прометей
открыл ему тайну‚ как сохранить власть
над богами [36]. Боги и герои в своих делах не могут обойтись без помощи скромной нереиды
Фетиды‚ коротающей свои дни в потаённом гроте на дне океана и появляющейся на
Олимпе плотно закутавшись в дымку тумана, чтобы быть сокрытой от взора Геры,
супруги Зевса: ведь из всех богов она одна владеет ключом к могуществу
первозданных Сторуких [37].
Время
представлялось «змеящимся» - имя Реи означает течение (ср. παντα ρει)‚ - и даже наша общая прародительница Хева‚
припоминают‚ была той самой змеёй. Вся вселенная есть как бы свившийся
Мировой змей (Шеша древних индусов) - реализация принципа энергии-майи‚ а для того, чтобы добыть бессмертие (амриту) боги‚ согласно мифу‚
использовали этого змея в качестве верёвки‚ вспахтав горой Меру (мировой осью)
как мутовкой океан первозданных вод.
Змеи и драконы
суть также «хтонические боги» - уже обжившиеся на планетах, потому Тартар
(Ад) является «нижним миром»‚ и все «ангелы, отпавшие от Бога», автоматически
отправляются служить подальше от центра, т.е. на Землю [38]:
«Хвост его увлёк с неба
третью часть звёзд и поверг их на землю»
(Откр. 12:4).
[1] Линии преемственности Калачакры
сохраняются также в школах Кагью и Сакья.
[2] Муллин, Гленн. Практика Калачакры. /Пер.
с англ. - М.: Беловодье, 2002; стр. 26.
[3] L.c.
[4] Мбх. XI. 2. 24.
[5] Лунный свет санкхьи. Изд. и предислов.
В.К. Шохина. - М., 1995‚ стр.303.
[6] Муллин, Гленн. Практика Калачакры. /Пер.
с англ. - М.: Беловодье, 2002; стр. 169-170.
[7] Ibid‚ стр.72.
[8] В слове время присутствует тот же индоевропейский корень, что и в слове веретено.
[9] По-гречески экпироз. Шива допускает
танец энергии Шакти‚ но он не есть энергия‚ а лишь семя её проявления. Шива трансцендентен
времени‚ ибо он цикл циклов (санскр. Калакалайа).
[10] Дхаммапада.
[11] Энциклопедия тантры. / Сост. В. Нугатов. - М.: Локид, Миф, 2001; стр. 72.
[12] Там же, стр. 206, 508. Ср. из Ф.М.Достоевского:
«Le bon Dieu, создавая женщину,
уж, конечно, знал, чему подвергался, но я уверен, что она сама помешала ему и
сама заставила себя создать в таком виде и… с такими атрибутами; иначе кто
бы захотел наживать себе такие хлопоты даром?» (Бесы, ч.1, гл. 3‚ X).
[13] Hymn. Orph. XXXV. Летό известна как мать Аполлона и
Артемиды (см. ниже). Ср. древнеславянскую Ладό
(Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М.: София‚ Гелиос‚ 2002; стр. 342-350). Одеяние чёрного цвета приписывается
орфическим гимном также Изиде (Hymn. Orph. XLII). Очевидно‚ что чёрный - это цвет Ночи‚ относимой Гесиодом и орфиками к числу четырёх первых начал
космоса (Hymn. Orph. III).
[14] Форма ваджры
(дордже) может восходить к известному
с бронзового века изображению двойной секиры – «символу божества
(молнии)‚ очень распространённому во всей Малой Азии и значительно шире»
(Павсаний. Описание Эллады. В 2-х тт./ Перев. и вступ. статья С.П.Кондратьева.
Репринт издания
[15] Асклепий был убит Зевсом за то, что стал
воскрешать мёртвых. «Агнит – это прозвище Асклепия‚ потому что деревянное
изображение бога было из дерева «агнца» <непорочного>» (Павсаний‚ III. XIV‚ 6). Поклонение Спасителю-Серапису и Тоту-Гермесу (психопомпу - «проводнику душ»), пришедшим на смену
Озирису и предварившим в известной мере позднейшую иконографию Христа, получало весьма широкое распространение в
эллинистическом мире начала нашей эры.
[16] Переживание смерти и «мытарств» - прохождения души через мир посмертия (тиб. бардо) - было основой всех посвятительных таинств в Египте‚
Месопотамии‚ Передней Азии и Греции (мистерии Деметры Элевсинской)‚ что
обусловило форму их религий смерти-
возрождения.
[17] В греческом мифе Гермесу приданы явные
черты бога-трикстера («шутника»). Он рождается в пещере горы Киллены от
смертной женщины - Майи‚
старшей дочери Атланта‚ - и Зевса;
тайно покинув младенческую колыбель‚ он угоняет коров Аполлона; затем
изготовляет из черепахи первую лиру‚ а также изобретает свирель. За первое
Гермес получает от Аполлона в дар украденных коров‚ а за второе - золотой жезл (Аполлодор: III. Х‚ 2).
[18] Санкхья-карика‚
61.
[19] Гухьявидья
буквально означает «тайное знание» (санскр.): «Гухьявидья - знание мистических сил, заключённых в
Звуке (Эфире), следовательно - в мантрах (распевные молитвы или
заклинания), зависящих от ритма и
мелодии; другими словами - магическое действо, основанное на знании
Сил Природы и их взаимодействия» («Оккультизм
против оккультных наук»).
[20] Санкхья-карика‚
61.
[21] Аполлодор‚ «Мифологическая библиотека», I. I‚1, и далее. Древнейшего Урана
специалисты по религиоведению не раз сопоставляли с Варуной - верховным богом ариев‚ «владыкой Майи»‚ и Ахура-Маздой
(Элиаде, Мирча. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения.
/ Пер. с англ. - М., 1999; стр. 83). Известны также Уран
айы тойон («Небесный Отец») якутов‚
и Уракан («Сердце Небес») - высший абстрактный принцип народа киче Центральной Америки.
[22] Уран
и Гея есть «Небо» и «Земля» - первая пара всех «примитивных натурфилософий».
[23] Метида - от греч. μητιάω - «замышлять».
[24] Аполлодор I. I‚2. Из потомоков Урана гекатонхейры (сторукие) олицетворяют собой
творческие потенции Хаоса, а трое братьв-киклопов - Арг, Стероп и Бронт - соответствуют трёхгунному делению (Гл.
4).
[25] Лунный
свет санкхьи, стр. 115.
[26] Ср. Тимей‚
22е.
[27] Аполлодор‚ I. IX, 11-12 и II. II,1: «Эти девушки
впали в безумие‚ - говорит Гесиод‚ - в возмездие за то‚ что отказались
участвовать в дионисийских таинствах... Мелампод обещал исцелить девушек‚ если
ему уступят третью часть царства».
[28] Ibid. III. XV, 4.
[29] Изображения подвигов
Геракла украшали трон верховного
понтифика Рима‚ а позднее - также престол святого Петра (Блаватская Е.П.
Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии.
Т.2‚ гл.1).
[30] Павсаний‚ V, II-III. «Имя же Геракла он
получил от Пифии». Говорят‚ что Гераклов было три: более ранний из них - наперсник Зевса Критского - основал на Крите после смерти своего патрона в его честь первые Олимпийские игры. Но первый Геракл - как поведали Геродоту египетские жрецы - был за 17 тысяч лет до
фараона Амазиса (VI в. до н.э.) - и‚ полагают‚ он тождествен индийскому Балараме (Блаватская Е.П. Тайная
доктрина. Синтез науки‚ религии и философии. Т. 3‚ отд. 28).
[31] Аполлодор I. I,1.
[32] Ibid. I. I,4.Стальной меч - конечно‚ не простое упоминание: на исходе
«бронзового века» сталь буквально олицетворяла
неизбежность победы «нового времени» над старым...
[33] Гесиод: Теогония‚ 565.
[34] «Геракла в
его мифобиографии обвиняют в попытке похищения Дельфийского оракула. В «Сефер
Толдос Иешу» раввины обвиняют Иисуса в похищении из их Храма Несказуемого Имени!»‚
- говорит Е.П.Блаватская (Разоблачённая Изида‚ т.II‚ гл Х).
[35] Hymn. Orph. XIII, 7. В: Античные гимны./ Составл. и общ. ред.
А.А.Тахо-Годи. - М.‚ Из-во МГУ‚ 1988.
[36] Благоприятный для богов исход титаномахии
был решён благодаря участию Прометея‚
как позже благодаря Гераклу - исход гигантомахии, отмечает А.Ф.Лосев (Лосев А.Ф. Мифология греков и
римлян. Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи.- М.: Мысль, 1996; стр. 820).
[37] Тахо-Годи А.А. Греческая мифология.-М.: Искусство‚ 1989; стр. 137. Зевсу очень бы хотелось взять Фетиду в
очередные жёны, но Прометей по секрету сообщил ему, что сын от Фетиды свергнет
его власть. Всего же божественных браков Зевса известно семь (!), - но из них «законных» лишь три, уж не считая многочисленных связей со
смертными женщинами.
[38] Гурджиев Г.И. Рассказы Вельзевула своему
внуку. / Пер. с англ. Ф.Н. Коршакова. - М., 2000.