Глава 1

 

 

 

Колесница   времени

 

 

Четырежды одиннадцать раз блажен твой дом,

О возлюбленная Шивы:

Сияющие углы, трижды опоясанные красотой

 Обнажают девять корней всего сущего,

Распуская восемь и шестнадцать лепестков лотоса,

В котором Ты пребываешь

                                                                 Саундарьялахари»)

 

 

Система «Калачакра» считается последней из высочайших тантр (Анут­тара-йога), являясь духовной собственностью и одной из основ учения школы гелуг – главного направления религии Алмазной колесницы – ваджраяны [1].

 

         «Кала есть высший космический принцип или изначально сущее, а также система временных периодов», -

 

писал известный тибетолог Ю.Н. Рерих (1946) [2].

 Назвав эту систему  sancta sanctorum - «святая святых» - северного буддизма, основную задачу он сформулировал так:

 

         «В целом же вопрос системы Калачакра тесно связан с про­блемой происхождения тибетского шестидесятилетнего цикла, а также с проблемой Шамбхалы, загадочной страны, откуда эта система проникла в Индию во второй половине X века».

 

 Впрочем, указывал Ю.Р.‚

 

         «Калавада еще в глубокой древности была поглощена индий­скими астрономическими школами, а ссылки на неё в буд­дийской литературе столь скудны, что не позволяют утверждать, будто бы эта система была широко распространена во времена Будды Шакьямуни или имела какую-то связь с ранним буддиз­мом» [3].

 

 

Им приводятся предположения о возможных предшественниках уче­ния Калачакра – в древнеиндийской системе калавада (буквально «учение о времени», санскр.)‚ и существовавшей в другой древнейшей стране ариев – Иране – религии зерванизма. Имя Зерван, так же как и Кала,  означает время.

 

 

                     «Время «выпекает» существа‚ время свёртывает мир‚

                     Время бодрствует‚ когда все спят‚ время трудноодолимо»‚

 

- говорится‚ например‚ в Махабхарате [4].

 

   «Учение о времени как причине мира относится к весьма древ­ним “неортодоксальным” течениям... Неоднократно изложение (принципа калавады) приводится в дидактических книгах Махабхараты‚ где оно приписывается демонам-асурам»‚

 

- отмечает исследователь санкхьи  В.К.Шохин [5].

Предполагают‚ что корни «культа Времени» восходят к до-брахманическому прошлому Индии‚  древнейшей её дравидийской цивилизации‚ покорённой героем Рамой и оставившей нам такие загадочные артефакты‚ как  Мохенджо-даро и Железная колонна. Столь же отдалённым истокам могут принадлежать  имена богов Шивы и Кали.

 

Всё же именно Буддой Шакьямуни, согласно анналам Тибета, сис­тема Калачакра была проповедана царю Шамбхалы Сучандре, которому и принадлежит «коренной» текст (считающейся ныне утраченной)  Калачакра-мула-тантры. Эта тантра содержала герметическую доктрину о тождествен­ности устройства Вселенной и человека - макрокосма и микрокосма, их влиянии друг на друга, а также теорию цикличности – повторяемости  собы­тий в определенные промежутки времени.

 

             Я овладел йогами двух тантрических стадий

                      Блистательной Калачакры‚ царицы тантр‚

             А также - ответвлениями Калачакры‚

             Такими как астрономические знания о небе‚

             Которые облегчают высшее духовное познание‚ -

 

сказано  в  поэме  Второго Далай-ламы [6].

  Безотносительно к факту, был ли Будда Гаутама посвящён в систему Калавада, весь характер его проповеди убеждает в следовании «временнόй мандале» - принципу, который мы пытаемся изложить в этой книге. Про­поведь Малой Колесницы

 

         «главными темами имела [двойное проявление, тройное средство — Б.С.], четыре благородные истины, благо­родный восьмеричный путь, двенадцать звеньев (нидан) взаимосвязанного происхождения и три высших навыка дисцип­лины, медитативной сосредоточенности и мудрости» [7].

 

Дхарма (основной закон)  была пред­ставлена в виде колеса[8]  (Фиг. 1.1.) – единства, все элементы кото­рого связаны друг с другом и проистекают один из другого:  так спицы колеса связывают вместе обод  и  ступицу. На взаимозависимой связи  тонких элементов ума, выраженной мандалой высших тан­трических божеств, основываются наиболее действенные методы вад­жраяны в практике ануттара-йоги.

 

Всё это даёт основания утверждать, что проповедь Будды как результат его «полного и совершенного просветления» - anuttara samyak sambodhi - по своему характеру была с самого начала  «конгени­альна» тантрическому по сути  представлению о принципе Кала – поле всеобъемлющей энергии, поддерживающему «элементы существования» (дхармы). Лишь главным образом интерпретации эпи­гонами Малой колесницы могли иметь следствием  последующую квалификацию индуистами этого учения как настика (буквально - «нигилизм»).

 

Кала это также Кали (санскр. «черная», «непости­жимая») – имя «супруги» (шакти) Шивы – одного из ликов Тримурти, индийской божественной Троицы. Шива есть Калрагья («пожиратель времени»‚ разру­шающий мир огнём в конце цикла[9])‚ и неотделим от творческой энергии космоса, или Кали:

 

                  «Шакти Шивы создала всю Вселенную»

                                                        (Шива-пурана).

 

Будем иметь в виду, что дуализм Шивы и Кали является трансценден­тальным, ибо лежит сразу в основании как  материи - moola pracritimateria prima» Аристотеля), так и сознания (Адибудда ваджраяны). Не в этом ли парадоксальном единстве источник заблуждения, дававшего повод некото­рым критикам  для обвинения в «материализме» основателя буддизма?

Шива и Кали есть одно существо (ардханаришвара); а персид­ский Зерван‚ выступая «заместителем» Единого Бога‚ порождает двух «братьев» - Бога Света и Бога Тьмы (Ахурамазду и Ари­мана)  религии парсов. Диониса греческие гимны тоже называют двуприродным - «муже-женским».  Иисус двуедин в качестве бого-человека, а посвящение в двуединство составляло суть всех таинств.

 

Высочайший принцип  в равной мере преодолевает как ограничение ин­дивидуального сознания (адживика), так и души (анатман), преодолевая самое «бытие» (сансара) во всех формах, в каких мы его знаем - будучи, таким образом, ис­точником «прекращения» (нирвана):

 

«Мир - это стрела Мары‚ попавшая прямо в цель.

            Я обучаю,  как  извлечь  стрелу [10].

 

  «Кали – освободительница. Кали защищает тех, кто знает её. Кали – Ужасная Разрушительница Времени. Кали – это Тёмная Шакти Шивы»

                                                            (Калика-пурана) [11].

 

И вместе с этим Кали удовлетворяет все желания, поскольку является  сутью жизни (прана), а равно и смерти‚ – всеединым основанием живого Космоса:

 

         «Кали удовлетворяет все фи­зические желания Шивы. Она владеет шестьюдесятью че­тырьмя искусствами и дарит радость Господу Творцу»

                                               (Калика-пу­рана).

 

         «Всё, что нужно Шиве – это Шакти. Шива – это чистое сознание, которое нуждается в твор­ческой энергии Шакти»

 

                                               (Камакала-виласа) [12].

 

Дуализм  Шивы и Шакти (Кали) в самом деле – вторичен, это нераздель­ность пассивного и активного принципов того же типа, что выражен древне­китайской диаграммой Тайцзи («Инь и Ян»). Когда Господь прекращает свой космический танец и погружается в медитацию, Шакти входит в него («Шива – пожиратель времени»), а видимая Вселенная исчезает в пралайе.

В том, что этот закон дуального единства архетипичен (и мог бы быть внесён в таблицу «категорий чистого разума a priori») убеждает присутствие его во всех концептуальных системах. «Прекращение времени» (а значит, отсутствие движения  и «абсолютный ноль») есть сингулярность во всех  смыслах – физическом, философском и религиозном. Единица (το ν Пла­тона) вне дискурса, а чтобы последний возник, она должна «ограничить себя» (μὴ ὀν) посредством разделения, т.е. породить все другие числа. Прин­цип времени (обобщённо – принцип индивидуации) абсолютно необходим для сознания, поскольку последнее имеет составную природу (скандха), и если есть бытие вне времени (Адибудда, У-цзи или Эн Соф), рассуждать о нём – значит обладать дурным вкусом, как точно заметил Людвиг Витгенштейн.

 

Можно показать, что природа сознания («основная проблема психофи­зики») коренится в связи  уровней и обозначена тем, что Гурджиев называл «отношением космосов» (монад). За аналогичное прозрение пришлось по­страдать гениальному неоплатонику Джордано Бруно, несчастливо попав­шему в XV век.

 

Из источника Чёрной (Кали) проистекают светы (тиб. од сал – «ясный свет»):

 

         «Чёрный цвет заключает в себе белый, жёлтый и все осталь­ные цвета. Кали заключает в себе все существа»

 

(Маханирвана-тантра).

 

         «В пеплосе чёрном Летό‚ породившая двойню богиня» [13].

 

Отчётливую аналогию «порождающим светам» тибетского и индийского тантризма можно увидеть в учении отца Восточного христианства св. Григо­рия Паламы, говорившего о «фаворском свете» и «нетварных божественных энергиях», и в традиции византийского исихазма – «ануттара-йоги» христи­анства.

Эзотерический символизм ваджры (дордже) тот же, что и символизм креста (соединение вертикали и горизонтали в одной общей точке): единство активного и пассивного начал в возникновении множества [14]; а проповедь Иисуса Христа - мы смеем здесь заметить  -  является тантри­ческой  по своей внутренней сути.

 

Иисус par excellence тот, кто владеет ключом к источнику неисся­каемых «вод жизни» (прана). Он превращает воду в вино‚ а мертвых возвра­щает к жизни‚ закоренелого преступника (Вараввана) может в мгновение ока возвести на престол Отца; Иисус омывает ученикам  ноги  и жертвует свои плоть и кровь‚ имея в числе ближайших сподвижников гетер (Мария Магдалина) и мытарей‚ - а также совершает поступки‚ весьма экстравагантные для законоучителя-равви в понятии чопорных и кастовых иудеев I-го века. Иисус готовит царствие для детей и простодушных и прези­рает богословов-учёных:

 

         «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

         И Дух и невеста говорят: прииди!

         И слышавший да скажет: прииди!

         Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром»

 

                                                            (Откр. 22:1,17).

 

Для позднеантичного мира Христос стал отчётливым выразителем всех прежних ипостасей богочеловечества - Геракла и Диониса‚ Асклепия и Сераписа [15],  - «чрезмерно» содействовавших смертным  и за это тяжко пострадавших «от ревности Неба». Дионис тоже превращал воду в вино, ходил по морю «яко по суху» и владел тайной воскрешения мёрт­вых, как и его более ранний растерзанный предшественник – Озирис-Ра, верховный бог позднеегипетской религии. Духовный темперамент Иисуса вполне подстать махасиддхам - «великим адептам» тантры, хотя и включает в себя - подчёркнутый именно в духе средиземноморской цивилизации - мотив крестного страдания  и смерти [16]. 

 Разница в шесть веков по отношению к проповеди Будды привнесла новый элемент в религиозное чувство:  эпоха возникновения христиан­ства совпала по времени с созданием литературы тантр. Этим же обстоятельством можно объяснить отличие, которое приобрела махаяна (Великая колесница буддизма) в сравнении с первоначальной его формой, находимой нами в («экзотерической») хинаяне - Малой колеснице.

 

Первые буддийские тантры записаны в V-VI веках н.э. и, видимо, трудно будет прийти к окончательному выводу, явились ли они раньше или позд­нее индуистских тантр. Всё же мистические тексты «высших тантр» ваджраяны содержат множество индуистских коннотаций, что даёт право рассматривать учение шакти в качестве более широкого потока, вобравшего в свое русло огромное число подводных течений неортодоксальной, народной религии Индии, а также  многие из древнейших «утраченных» тра­диций.

 

Индусский Гермес – риши Нарада - любимец богов, вхожий во все миры и учитель небесных музыкантов-гандхарвов, которому приписываются  некоторые гимны Ригведы‚ является‚ как сказывают‚ не только первым теоретиком музыки, но и основателем школ тантры и шакты [17].

 

Атрибуты Шивы и Кали: дамара (часомерный стакан), череп, колоколь­чик, трезубец и тигровая шкура перешли к разнообразным богам и богиням – олицетворениям аспектов учения Махаяны.   

Элементы доктрины о творческой энергии как всеедином принципе можно проследить уже в ранних системах индийской философии – санкхье («Санкхья-карика» Ишваракришны)  и  йоге («Йога-сутра» Патанджали). 

          

   В начальной шлоке  Йога-сутры  говорится‚  как известно, следующее:

 

«Йога есть подавление волн (вритти)

в материи мысли (читта)»,

 

а философская система санкхья (основанная, по легенде, риши Капилой) утверждает активную роль деятельности пракрити  (первоначальной суб­станции, аналогичной  materia prima) в достижении освобождения (мокша), при этом сознательный принцип (пуруша) выступает  зависимым от пракрити:

 

         «Нет ничего деликатнее‚ по моему мнению‚ Пракрити‚ которая [с мыслью] «Меня увидели!» больше Пуруше не показы­вается»[18].

 

  Мировоззрение Капилы‚ Будды и Лао-цзы даёт нам поучительный пример того‚ как «материалистические» основания могут служить опорой для радикально мистических практик - в противоположность духу европейского теизма‚ являющему диаметрально противоположные результаты:

                «Видя петуха‚  помнить о курице -

             вот вещь глубочайшая‚ способная вместить весь мир»

                                                                             (Дао дэ цзин  28).

 

 «Перечисление элементов» в системе санкхья (а санкхья означает «перечисление») строится по октавному принципу (Гл. 3). 5 космических «атомов» (танматр), повторяясь на пяти уровнях, порождают элементы действия, восприятия и т.д., дополняясь лишь единственным «нематериальным» - «парадоксальным переходящим элементом»  (пуруша). Санкхья считается самой древней «системой философии» из дошедших до нас и‚ по-видимому‚ представляет литературный реликт таинственного учения гухьявидья (та же калавада)‚ упоминаемого Е.П.Блаватской [19]. Метод санкхьи аналогичен применённой в классическом буддизме теории дхарм – взаимоза­висимых элементов существования.

 

Ранняя буддийская традиция первым учителем  Гаутамы называет мудреца-санкхьяика – Араду Калама.

Стих устной традиции санкхьи гласит следующее:

 

«Знаток 25-ти начал – на какой бы стадии жизни ни находился –

С заплетёнными  волосами, с чубом или бритый‚ –

Освободится, в том нет сомнения» [20].

 

Метод санкхьи и теория дхарм подходят очень близко к гипотетиче­скому «учению о высшем едином принципе и его разделении на зависимые существования» калавады. Полностью диалектический узел антиномической связи Единого и многих  был рассечен мечом Махаяны, провозгласившей (устами Нагарджуны) тождество нирваны (последней основы и окончательного освобождения) и сансары (страдательного обусловленного существования). В индуизме последней его систематической философией - адвайтой  Шанкара-ачарьи - это же положение было закреплено  учением об  иллюзорности  страдания (Майи).

 

Так круг времени осуществил свой полный оборот‚ и история духовной мысли пришла снова к  извечной формуле, что некогда была пропета в долине Кулу:

 

           Ахам парамá Брахман -

 « Я есмь изначальный верховный Творец Вселенной».

 

 

***

 

 В древнегреческой религии тоже существует персонаж с именем‚ по­добным  Кале  и  Зервану – речь идет  о Кроне (Κρόνος ~ Χρόνος = «время») или Сатурне. Согласно изложению Аполлодора [21]‚ первым миром правил Уран, породивший гекатонхейров и киклопов, заключив их в чрево Земли (Тартар), а также небесных богов-титанов, из них последним - Крона. По наущению Геи (изначальной «неду­альной пары» Урана [22]) титаны восстали против отца под предводительством Крона. Победив, Крон «отре­зал детородный орган Урана и бросил его в море».

С переменой власти титаны, дети Урана, вывели из Тартара заключённых там братьев и поднялись на Небо, вручив власть Крону. Можно  изменить положение вещей, но не «паттерн», поэтому «Крон же снова заковал их (гекатонхейров и киклопов) и заключил в Тартар».

По Проклу (и А.Ф.Лосеву), Кронос есть Ум и начало разделения, тогда как Уран – единство. Крон - второй Отец после Урана - «жил тем‚ что пожирал собственных детей»:  обратно поглощая свои эманации, он пребывал в  процессе‚ который йоги называют дхьяной. По истечении отведённого ему срока он проглотил вместо шестого по счёту чада завёрнутый в пелёнки камень - став жертвой непроизвольной «синкопы» и предусмотрительности  со стороны жены-сестры своей‚ Реи. Итак‚ положение Крона стало представляться довольно шатким.

В результате Зевс - новорождённое Небо - был благополучно перенесён в пещеру на Крите‚ где куреты производили бешеные пляски в полном вооружении‚ со страшным шумом ударяя копьями о щиты‚ дабы отец не услышал крики младенца.

 

«Став взрослым‚ Зевс призвал на помощь Метиду [23]‚ дочь Океана‚ и она дала Крону выпить зелье‚ которое заставило его изрыгнуть вначале камень‚ а затем и детей‚ которых он проглотил. В союзе с ними Зевс начал войну с Кроном и титанами».

 

С возмужанием Зевса  вспыхнула снова война на земле и на небе, причем

 

«после того, как они сражались десять лет, Гея предсказала Зевсу победу, если он привлечет в качестве союзников тех, кто были низ­вергнуты в Тартар».

 

Из этих последних

 

«Киклопы дали Зевсу гром, молнию и перун (ср. с мифологиче­ским оружием индоариев – «брахмастрой» или  «ваджрой»), Плутону шлем, а Посейдону - трезубец» [24].

 

С такими-то средствами трое братьев - сыновей Крона‚ разделивших между собой три стихии - небо‚ море  и землю - одержали победу над  титаническими порождениями Урана: последние снова были сброшены в Тартар, где одни должны сторожить других. Творческая же мощь Крона (о судьбе последнего у Аполлодора ничего не сказано) - очевидно, перешла к Зевсу таким же спосо­бом, как ранее сила Урана – к Крону.

 

 Впрочем‚ многие в античности  полагали‚ что Уран‚ Крон и Зевс в самом деле царствовали на Крите. Критяне показывали пещеру‚ в которой младенец-Зевс был вскормлен молоком козы Амалфеи и мёдом диких пчёл‚ а также  фундамент города‚ основанного Зевсом близ Дикты. С царствованием Крона связывали время «серебряного века»‚ когда люди не старели‚ и «их волосы всегда оставались чёрными».

 

      Так излагается первая глава священной истории, и нетрудно по­нять, что повествование это о циклах времени.

 

«Многие тысячи владык над богами прошли

В течение мировых периодов: время превзойти трудно» [25].

 

В куда более отвлечённых терминах говорит о них Елена Петровна Блаватская в «Тайной доктрине» - коммента­риях к таинственному тексту «Станцы Дзиан» (учёными до сей поры, увы, так и не обнаруженному).

 

Из этих соответствий можно заключить, что на представлении о смене   циклов  - но не в профаническом, «обыденном» понимании времени - как на наиболее общем принципе основывалось космологическое учение древнейшей религиозной доктрины, закреплявшейся в народном сознании в форме мифов.

 

Существует достаточно свидетельств о том, что жрецы, владевшие клю­чами к «науке» и «технологии» архаической эпохи, принимали активное участие в формировании «народной религии» и верований. Так, культ Афины возводят к египетской Неит (Небесной Изиде)‚ святилище которой находилось в Саисе, Египет [26]. Оттуда была взята её святыня - статуя (ксоанон)‚ вырезанная из дерева оливы‚ сохранявшаяся в афинском Акрополе вплоть до персидских войн. Культ Диониса‚ согласно мифу‚ по внушению этого бога ввёл в Аргосе Мелампод‚ сын Амитаона‚  дабы исцелить  женщин от безумия‚ за что получил в награду царство [27]. Мелампод славился лучшим тайноведом своего времени‚ а имя или прозвание его - «черноногий» - означает то же самое‚ что  «египтянин».  Эвмолп - основатель общеэллинских таинств - прибыл в Элевсин из Фракии‚ а до того побывал в Эфиопии [28]. Жрецы Египта по праву «отцов» опекали греков в религии и тайных знаниях.  Позднейший «популярный» цикл двенадцати подвигов легендарного героя Геракла несёт явственный отпечаток таинств религии Митры-Варуны [29] в то время как исторический Геракл - Алкид - больше известен как беспощадный воин‚ предводитель дорийцев‚ вторгшихся на исходе второго тысячелетия до Р.Х. в Пелопоннес [30]. Стихи гомеровых песней в качестве «общегреческого эпоса» компилировались и обрабатывались жреческой коллегией в Дельфах точно так‚ как спустя полтора тысячелетия  новозаветные сочинения - «отцами церкви»‚  и т.п.

 

Изначальных Урана-Гею («Небо и Земля») можно сопоставить с  состоянием мира до расчленения, когда элементы выходили и сразу же поглощались друг в друге подобно тому, как физики  представляют себе сей­час «физический вакуум» или «горячую Вселенную» в первые пикосе­кунды рождения. Этим объясняются чудовищные характеристики гекатонхейров – первых сыновей Урана, «которые превзошли всех ростом и силой, имея по сто рук и по пятидесяти голов каждый» [31].

 

 

Восстание Крона отчасти мотивировано тем же, чем и (в семитической традиции) восстание Сатаны против Бога:

 

«Гея, негодуя по поводу гибели детей, сброшенных в Тартар, убедила титанов восстать против отца и дала стальной меч Крону» [32].

 

 

Как известно из ближневосточных сказаний (получивших отражение в Библии, а также в Коране)‚ поводом раздора между Богом и Сатаной стало несогласие последнего с участью‚  которую  Бог уготовил человеку. Сходный проступок навлек гнев Зевса и на Прометея‚ бога-Промыслителя (Прометий = «дальновидный»), вылепившего из глины первого человека Девкалиона и укравшего для  него с неба огонь - божественную сущность, принеся его в полом стебле трост­ника [33] (ср. с авандуди – «центральным каналом» позвоночника):

 

                            «И сказал змей жене: нет, не умрете,

                   но откроются глаза ваши, и вы будете как боги,

                   знающие добро и зло»

                                     (Б. 3:4‚5).

 

 Зевс даже и не подозревал‚ что у него появился соперник, а когда проведал‚ то страшно разгневался. И корчиться бы Прометею до сей поры на вершине Кавказа‚ если бы человеко-бог Геракл не отблагодарил его за  некогда совершённый подвиг и не обрубил сковывавшие Прометея цепи. Но и мытарства младшего творца Гераклу неизбежно пришлось принять на себя [34].

 

 Прометеем же орфический гимн называет и Крона - что вряд ли  может быть объяснено только фигурой эпической речи:

 

Меньших родитель богов‚ Прометей священный‚ муж Реи [35].

 

 

Вместе с тем потомком титана Иапета были оказаны и Зевсу немаловажные услуги:  ведь именно Прометей открыл ему тайну‚ как  сохранить власть над богами [36]. Боги и герои в своих делах не могут обойтись без помощи скромной нереиды Фетиды‚ коротающей свои дни в потаённом гроте на дне океана и появляющейся на Олимпе плотно закутавшись в дымку тумана, чтобы быть сокрытой от взора Геры, супруги Зевса: ведь из всех богов она одна владеет ключом к могуществу первозданных Сторуких [37].

 

Время  представлялось «змеящимся» - имя Реи означает течение  (ср. παντα ρει)‚ - и даже наша общая прародительница Хева‚ припоминают‚  была той самой змеёй. Вся вселенная есть как бы свив­шийся Мировой змей (Шеша древних индусов) - реализация принципа энергии-майи‚ а для того, чтобы добыть бессмертие (амриту) боги‚ согласно мифу‚ использовали этого змея в качестве верёвки‚ вспахтав горой Меру (мировой осью) как мутов­кой  океан первозданных вод.

 

Змеи и драконы суть также «хтонические боги» - уже обжившиеся на планетах, потому Тартар (Ад) является «нижним миром»‚ и все «ангелы, отпав­шие от Бога», автоматически отправляются служить подальше от центра, т.е. на Землю [38]:

 

                     «Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю»

(Откр. 12:4).

 

читать дальше  >>>

 

на главную



[1] Линии преемственности Калачакры сохраняются также в школах Кагью и Сакья.

[2] Муллин, Гленн. Практика Калачакры. /Пер. с англ. - М.: Беловодье, 2002; стр. 26.

[3] L.c.

[4] Мбх. XI. 2. 24.

[5] Лунный свет санкхьи. Изд. и предислов. В.К. Шохина. - М., 1995‚ стр.303.

[6] Муллин, Гленн. Практика Калачакры. /Пер. с англ. - М.: Беловодье, 2002; стр. 169-170.

[7] Ibid‚ стр.72.

[8] В слове время присутствует тот же индоевропейский корень, что и в слове веретено.

[9] По-гречески экпироз. Шива допускает танец энергии  Шакти‚  но он не есть энер­гия‚ а лишь семя её проявления. Шива трансцендентен времени‚ ибо он  цикл циклов  (санскр. Калакалайа).

[10] Дхаммапада.

[11] Энциклопедия тантры. / Сост. В. Нугатов. - М.: Локид, Миф, 2001; стр. 72.

[12] Там же, стр. 206, 508. Ср. из Ф.М.Достоевского: «Le bon Dieu, создавая женщину, уж, конечно, знал, чему подвергался, но я уверен, что она сама помешала ему и сама заставила себя создать в таком виде и… с такими атрибутами; иначе кто бы захотел наживать себе такие хлопоты даром?» (Бесы, ч.1, гл. 3‚ X).

 

[13] Hymn. Orph. XXXV. Летό известна как мать Аполлона и Артемиды (см. ниже). Ср. древнеславянскую Ладό (Рыбаков  Б.А. Язычество древних славян.- М.: София‚ Гелиос‚ 2002; стр. 342-350). Одеяние чёрного цвета приписыва­ется орфическим гимном также Изиде (Hymn. Orph. XLII). Очевидно‚ что чёрный - это цвет Ночи‚ относимой Гесиодом и орфиками к числу четырёх первых начал космоса  (Hymn. Orph. III).

[14] Форма ваджры (дордже) может восходить к известному с бронзового века изображе­нию   двойной секиры – «символу божества (молнии)‚ очень распространённому во всей Малой Азии и значительно шире» (Павсаний. Описание Эллады. В 2-х тт./ Перев. и вступ. статья С.П.Кондратьева. Репринт издания 1938 г. - М.: НИЦ Ладомир‚ 1994; стр. 484): «двойной топор» мы встречаем на ме­галитах Крита‚ старинных греческих монетах‚ в искусстве скифов и т.д.

[15] Асклепий был убит Зевсом за то, что стал воскрешать мёртвых. «Агнит – это прозвище Асклепия‚ потому что деревянное изображение бога было из дерева «агнца» <непорочного>» (Павсаний‚ III. XIV‚ 6). Поклонение Спасителю-Серапису и Тоту-Гермесу (психопомпу - «проводнику душ»), пришедшим на смену Озирису и предварившим в известной мере позднейшую иконографию Христа,  получало весьма широкое распространение в эллинистическом мире начала нашей эры.

[16] Переживание смерти и «мытарств» - прохождения души через мир посмер­тия (тиб. бардо) - было основой всех посвятительных таинств  в Египте‚  Месопотамии‚ Передней Азии и Греции (мистерии Деметры Элевсинской)‚ что обусловило форму их религий смерти- возрождения.

[17] В греческом мифе Гермесу приданы явные черты бога-трикстера («шутника»). Он рож­дается в пещере горы Киллены от смертной  женщины - Майи‚ старшей дочери Атланта‚ - и Зевса; тайно покинув младенческую колыбель‚ он угоняет коров Аполлона;  затем изготовляет из черепахи первую лиру‚ а также изобретает свирель. За первое Гермес по­лучает от Аполлона в дар украденных коров‚ а за второе - золотой жезл (Аполлодор: III. Х‚ 2).

[18] Санкхья-карика‚ 61.

[19] Гухьявидья буквально означает «тайное знание» (санскр.): «Гухьявидья - знание мистических сил, заключённых в Звуке (Эфире), следовательно - в мантрах (распевные молитвы или заклинания),  зависящих от ритма и мелодии; другими словами - магическое действо, основанное на знании Сил Природы и их взаимодействия» («Оккультизм против оккультных наук»).

[20] Санкхья-карика‚ 61.

[21] Аполлодор‚ «Мифологическая библиотека», I. I‚1, и далее. Древнейшего Урана специалисты по религиоведению не раз сопоставляли с Варуной - верховным богом ариев‚ «владыкой Майи»‚ и Ахура-Маздой  (Элиаде, Мирча. Избранные сочинения. Очерки сравнительного рели­гиоведения. / Пер. с англ. - М., 1999; стр. 83). Известны  также Уран айы тойон («Небесный Отец»)  якутов‚ и Уракан («Сердце Небес») - высший абстрактный принцип народа киче Центральной  Аме­рики.

[22] Уран и Гея есть «Небо» и «Земля» - первая пара всех «примитивных натурфилосо­фий».

[23] Метида - от греч. μητιάω - «замышлять».

[24] Аполлодор I. I‚2. Из потомоков Урана гекатонхейры (сторукие) олицетворяют собой творческие потенции Хаоса, а трое братьв-киклопов - Арг, Стероп и Бронт - соответствуют трёхгунному делению (Гл. 4).

[25] Лунный свет санкхьи, стр. 115.

[26] Ср. Тимей‚ 22е.   

[27] Аполлодор‚ I. IX, 11-12 и II. II,1: «Эти девушки впали в безумие‚ - говорит Гесиод‚ - в возмездие за то‚ что отказались участвовать в дионисийских таинствах... Мелампод обещал исцелить девушек‚ если ему уступят третью часть царства».

[28] Ibid. III. XV, 4.

[29] Изображения  подвигов Геракла  украшали трон верховного понтифика  Рима‚ а позд­нее - также престол святого Петра (Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и со­временной науки и теософии. Т.2‚ гл.1).

[30] Павсаний‚ V, II-III. «Имя же Геракла он получил от Пифии». Говорят‚ что Гераклов было три: более ранний из них - наперсник  Зевса Критского - основал на Крите после смерти сво­его патрона  в его честь первые Олимпийские игры. Но первый Геракл - как поведали Геродоту египетские жрецы - был за 17 тысяч лет до фараона  Амазиса (VI в. до н.э.) - и‚ полагают‚ он тождествен индийскому Балараме (Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Синтез науки‚ религии и философии. Т. 3‚ отд. 28).

[31] Аполлодор I. I,1.

[32] Ibid. I. I,4.Стальной меч - конечно‚ не простое упоминание: на исходе «бронзового века»  сталь буквально олицетворяла неизбежность победы «нового времени» над старым...

[33] Гесиод: Теогония‚ 565.

[34] «Геракла в его мифобиографии обвиняют в попытке похищения Дельфийского оракула. В «Сефер Толдос Иешу» раввины обвиняют Иисуса в похищении из их Храма Несказуемого Имени!»‚ - говорит Е.П.Блаватская (Разоблачённая Изида‚ т.II‚ гл Х).

[35] Hymn. Orph.  XIII, 7. В: Античные гимны./ Составл. и общ. ред. А.А.Тахо-Годи. - М.‚ Из-во МГУ‚ 1988.

[36] Благоприятный для богов исход титаномахии был  решён благодаря участию Прометея‚ как позже благодаря Гераклу  - исход гигантомахии, отмечает А.Ф.Лосев (Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. Сост. и  ред. А.А.Тахо-Годи.- М.: Мысль, 1996; стр. 820).

[37] Тахо-Годи А.А. Греческая мифология.-М.: Искусство‚ 1989; стр. 137. Зевсу очень бы хотелось взять Фетиду в очередные жёны, но Прометей по секрету сообщил ему, что сын от Фетиды свергнет его власть. Всего же божественных браков Зевса известно семь (!), - но из них «законных» лишь три, уж не считая многочисленных связей со смертными женщинами.

[38] Гурджиев Г.И. Рассказы Вельзевула своему внуку. / Пер. с англ. Ф.Н. Коршакова. - М., 2000.

 

Сайт управляется системой uCoz