СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
АККОРД Созвучие,
состоящее не менее чем из трёх звуков. Обычно звуки аккорда могут быть
расположены по терциям.
АЛЬТЕРАЦИЯ Повышение
или понижение основной ступени. Знаки альтерации – # (повышение на полтона), (понижение на
полтона), а также дубль-диез, дубль-бемоль и бекар, отменяющий их действие. Альтерированные звуки на фортепиано соответствуют чёрным
клавишам.
АРИСТОКСЕН Древнегреческий
философ, ученик Аристотеля (IV в. до н.э.). Впервые предложил равномерную темперацию, достигаемую
делением кварты на 60 равных интервалов, при этом двум большим секундам
выделено по 24 доли, малой секунде – 12 долей. В древности эта система
применения не получила.
БЕМОЛЬ Знак понижения на полтона ().
ВЫСОТА ЗВУКА Частота
звуковых колебаний. В музыке используются звуки в пределах частот
приблизительно 16-4000 колебаний в секунду (около 20% диапазона звуков,
воспринимаемых человеческим слухом).
ГАРМОНИЯ Предмет музыкальной теории,
рассматривающий высотную организацию музыки как выразительное средство. Это
греческое слово близко русскому понятию «лад» (ἀρμονιa = связь, скрепа).
ГАРМОНИЯ Объединение
звуков в созвучия и последовательности созвучий на основе консонансов.
ДИАТОНИЧЕСКАЯ ГАММА
Последовательность основных ступеней, образующая пять
интервалов в целый тон и два интервала в половину тона, причём звуки последних
отстоят друг от друга на чистую квинту. Примером диатонической гаммы являются
основные ступени до-ре-ми-фа-соль-ля-си,
образующие интервалы ТТп/тТТТп/т.
ДИАТОНИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Интервалы, возможные между основными ступенями
звукоряда.
ДИЕЗ Знак повышения на полтона
(#).
ДИЕСА В
др. греческой энармонике интервалы меньшие полутона: большая диеса (648/625) прибл. 62,6
цента и малая диеса
(128/125) прибл. 41,1 цента.
ДИССОНАНС Негармоничное
(несогласное) звучание звуков при одновременном исполнении, «Неспособность
двух тонов смешаться» (Эвклид). К диссонирующим
относятся интервалы в секунду – тон и полутон, и септиму.
ЗАМКНУТЫЙ СТРОЙ
Музыкальная
система, при которой интервал октавы равен в точности 6 тонам (или другому
числу интервала, меньше тона). См.: равномерный темперированный строй. Относится
к искусственным строям. Точный расчёт был дан Мерсенном
(XVII век).
ЗВУК Колебательные
движения какого-либо тела – источника звука (струны, воздушного столба в
духовом инструменте, пластины и т.д.), создающие звуковые волны (периодические
сгущения и разрежения в воздухе).
ЗВУКОРЯД Звуки
музыкальной системы, расположенные в восходящем или нисходящем порядке.
Иллюстрацией звукоряда может служить клавиатура фортепиано, последовательные
белые и чёрные клавиши которой соответствуют 88 звукам различной высоты.
ИНДИЙСКИЙ ЗВУКОРЯД (шрути)
Октава, содержащая 22 интервала (с микроинтервалами). Аналогичен древнегреческому и арабскому.
ИНСТРУМЕНТЫ НЕФИКСИРОВАННОЙ НАСТРОЙКИ
Инструменты, способные при исполнении плавно менять высоту
тона, используя микрохроматические интервалы. Широко
применяются в восточной музыке.
ИНТЕРВАЛ Сочетание
двух звуков, взятых одновременно (гармонический интервал) или последовательно
(мелодический интервал). Часто используется в значении ступеневόй величины интервала.
КВАРТА Музыкальный интервал IV ступени (2,5 т.). Отношение двух музыкальных звуков по
частоте равное 4:3, что отвечает третьему (после октавы и квинты)
консонансу или созвучию. Интервал, образуемый каждой четвёртой по счёту белой
клавишей фортепиано (кроме фа-си, см. тритон).
КВИНТА Музыкальный
интервал V
ступени (3,5 т.). Отношение двух
музыкальных звуков по частоте равное 3:2, что отвечает второму после октавы консонансу или созвучию.
Интервал, образуемый каждой пятой по счёту белой клавишей фортепиано (кроме си-фа, см. тритон).
КВИНТОВЫЙ КРУГ
Система,
в которой все тональности одного лада (т.е. их тоники) располагаются по чистым
квинтам. Замыкание круга происходит вследствие энгармонизма.
КОНСОНАНС (СОЗВУЧИЕ)
Гармоничное (или согласное) звучание звуков при одновременном
их исполнении. Консонирующие интервалы имеют частоты
звуков, соотносящиеся как целые числа (2:1 – октава, 3:2 – квинта, 4:3 –
кварта, 5:4 – большая терция, 5:6 – малая терция; два последних – в «чистом» строе).
КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКИ
Известны
в Древнем Египте, Древней Греции, Индии и т.д. Содержат соотношения определённых
звуков, ладов, композиций и т.д. с временными периодами или циклами времени.
См. рага.
ЛАД Совокупность
определённым образом связанных звуков, построенная на тонике (опорном звуке).
Служит основой мелодии. Из многих
десятков исторически известных ладов в западноевропейской музыке применяются
главным образом два – так называемые натуральные мажор и минор.
ЛЕЙММА Др.греч. «непроходимость». Интервал в пифагорейский полутон (28/35)
между III–IV и VII─VIII основными ступенями музыкальной гаммы
натурального строя.
МИКРОХРОМАТИКА
Звукоряды, содержащие интервалы меньшие полутона (обычно
четверти тона и ¾ тона), а также звукоряды, имеющие в октаве число
ступеней, большее 12. Имеет применение во многих развитых древних и
современных музыкальных системах (древнегреческая, индийская, арабская
музыка). Считается, что микрохроматика в Европе
исчезла в раннее средневековье в связи с введением христианской монодии. Использовалась
рядом композиторов: Вичентино (XVI век),
Хаба, Слонимский, Матюшин, Коррильо).
Широко применяется со второй половины XX века (А.Шнитке и др.). Микрохроматические
интервалы - (полудиез ), (полубемоль ) и др.
МОДУЛЯЦИЯ Смена
тональности на основе наличия общих звуков или аккордов у разных тональностей,
причём функциональное положение общего аккорда в них неодинаково.
МОНОДИЯ Одноголосная мелодия, не предполагающая аккордово-гармонической
основы. Так же род многоголосия (гомофония), в котором
голоса подразделяются на главный и сопровождающие.
МОНОХОРД Музыкально-акустический прибор,
состоящий из одной (нескольких) натянутых струн с изменяемой длиной звучащей части
струны (посредством передвижной планки). Использовался для экспериментов в
области звука и точного определения высоты интервалов. Описан
Эвклидом в III веке до
н.э. Изобретение приписывается Пифагору
(VI в. до
н.э.).
МУЗЫКАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ
Выражение
из звуков, обладающих определёнными характеристиками высоты и длительности.
МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Совокупность употребительных в музыке звуков определённой
высоты. Существуют различные музыкальные системы – европейская, арабская и
т.д.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ЗВУКИ
Определённая
система звуков, выработанная в процессе многовекового развития музыкальной
культуры и служащая для выражения музыкальных мыслей (музыкальных образов).
НАСТРОЙКА ЛИРЫ ОРФЕЯ (тетрахорд Пифагора)
Основа
древнегреческих ладов и античной музыкальной теории: ми1
– си – ля – ми (сверху вниз); тетрахорд образует чистые интервалы октавы (2:1),
двух кварт (4/3), двух квинт (3/2) и целого тона (9/8) в пропорции высот
1:4/3:3/2:2 (священной тетрактиды).
НАСТРОЙКА ПО ЧИСТЫМ КВИНТАМ
Настройка
в пифагорейском натуральном строе, широко применяемая для струнных (скрипка,
альт, виолончель), щипковых и других инструментов.
НАТУРАЛЬНЫЕ СТРОИ
Музыкальные системы, построенные на обертоновом ряде
и чистых консонансах. Противопоставляются равномерному (темперированному)
строю. Вся историческая музыка (за исключением европейской классики) основана
на натуральных строях.
НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД (обертоновый ряд)
Ряд звуков, порождаемый колебанием одной струны
(одного носителя), состоящий из основного тона и частичных тонов, каждый из
которых относится к основному по высоте как целое число к единице. Физическая
основа музыкальной гармонии (созвучия). Переоткрыт в
НОТА Обозначение
звука в музыкальной записи на нотоносце.
НОТНЫЙ СТАН (нотоносец)
Пять
параллельных горизонтальных линий, на которых располагаются ноты – на линиях
и в промежутках между ними.
ОБЕРТОНЫ (частичные
тоны)
Составные
части сложного звука, различающиеся по высоте и громкости.
ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛА
Обращением интервала называется
перемещение его нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву
вниз; обращённый интервал в сумме с первоначальным составляет октаву. Например, для квинты (3,5 т.) обращением служит кварта (2,5 т.),
для большой секунды (1т.) - малая септима (5 т.) и т.д. Обращение
же октавы (6 т.) есть прима, или нулевой интервал.
ОКТАВА Музыкальный
интервал VIII ступени.
Отношение частот звуков в интервале октавы равно 2. Образуется каждой восьмой
клавишей фортепиано. Основное звуковое сходство по частоте (два звука или две
мелодии, различающиеся на октаву, на слух воспринимаются практически идентичными).
На основе октавного сходства весь звукоряд делится на участки, называемые
октавами. В европейской системе музыки различают (по порядку
снизу вверх) девять октав: субконтроктава,
контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья
октава, четвёртая октава, пятая октава. Обозначаются они (по первой
ступени «до»): До2, До1, До, до,
до1, до2, до3, до4, до5.
ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ
Семь ступеней музыкальной системы, имеющие специальные
названия – до, ре, ми, фа, соль, ля и си
(c, d, e, f, g, a, h),
соответствующие, в частности, белым клавишам фортепиано. Каждая восьмая по
счёту ступень имеет то же самое название и отличается по высоте на октаву.
ПЕНТАТОНИКА
Звукоряд из пяти ступеней, которые можно расположить по чистым квинтам (обычно
не содержащий полутонов). Основа ладов у многих народов.
ПИФАГОРЕЙСКАЯ КОММА (диатоническая)
Интервал
между исходным тоном и 12-й квинтой от него, при сведении в одну октаву. Составляет
23,5 цента (около 1/8,5 тона). Комматические различия
высот находят применение в выразительном интонировании на инструментах с
нефиксированной или частично фиксированной настройкой и в пении. Коммой также
называют все интервалы, меньшие полутона (см. микрохроматика).
ПИФАГОРОВ СТРОЙ
Древнейший исторически известный звукоряд (или строй арфы Орфея), созданный на основе
квинтовых и октавных ходов, т.е. чистых консонансов с отношениями высоты тонов
1:2, 2:3 и 3:4. В настоящее время также применяется для настройки ряда
музыкальных инструментов.
ПОЛИФОНИЯ (многоголосье)
Музыкальное
построение на основе нескольких независимо звучащих мелодий (голосов).
Известно в глубокой древности.
ПОЛУТОН Наименьшее
расстояние по высоте, возможное в двенадцатиступенном темперированном строе.
Между основными ступенями звукоряда имеется два полутона: ми-фа и си-до. Интервал в полутон соответствует двум соседним белым и
чёрным клавишам фортепиано.
ПРИМА Музыкальный интервал I ступени‚ или совпадение двух звуков по высоте.
Отвечает двум нотам‚ расположенным на одной линейке
нотного стана.
РАГА Ладоинтонационное
построение индийской музыкальной классики, характеризуется определённой
последовательностью звуков лада, соотношением опорных ступеней и мелодическими
оборотами. Теоретически индийская музыкальная система может включать около 3500 раг 82-х
ладов. Каждая рага соотносима со временем,
включая время года, расположение светил, время суток и т.д.
РЕЗОНАНС Усиление
(обратно, ослабление) амплитуды звукового колебания при его взаимодействии с
другим колебанием, отличным по частоте. Колебание резонанса имеет частоту разницы исходных
частот.
СЕКУНДА Музыкальный интервал II ступени: различают целый тон (1 т.) - большую секунду и полутон (0,5 т.) - малую секунду. Образуется между двумя ближайшими нотами на нотном стане или нотой и её альтерацией (#, ). Интервал между двумя соседними клавишами фортепиано.
СИНКОПА (др. греч.
sunkope - обрубание, сокращение). Нарушение ритма; в музыке - смещение
ритмической опоры с сильной или относительно сильной доли такта на слабую‚
переход звука со слабой доли на последующую сильную или пауза‚
приходящаяся на сильную долю.
СОВЕРШЕННАЯ СИСТЕМА
(σύστημα τέλειον : др. греч. «полный состав»). Древнегреческая звуковая система, основанная на
соединениях тетрахордов и включающая все лады. Транспозиции совершались
перемещением совершенной системы на
другую высоту с образованием различных звукорядов (τόνοί). Содержала 16 звуков
в 4-х тетрахордах.
СТРОЙ Абсолютная
высота звуков музыкальной системы. На практике все звуки музыкального строя
должны быть приведены в определённое отношение с одним звуком (стандартом), принятым в качестве
ориентира. В европейской музыке таковым служит звук ля первой октавы с установленной частотой 440 колебаний в секунду.
СТУПЕНЕВАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛА
Количество
охватываемых интервалом основных ступеней. Различают основные интервалы – прима, секунда, терция, кварта, квинта,
секста, септима и октава (обозначаются цифрами, соответственно, 1, 2, 3,
4, 5, 6, 7, 8), а также увеличенные или уменьшенные на полутон основные
интервалы (кроме примы и октавы).
СТУПЕНЬ Определённый
звук музыкальной системы‚ обладающий высотой.
ТЕМБР Характеристика
сложного звука, зависящая от состава представленных в нём музыкальных частот.
ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ СТРОЙ
(двенадцатизвуковой равномерно-темперированный
строй) Основа системы европейской музыки. В т.с. интервал октавы
разделён на двенадцать равных частей - полутонов‚
а все чистые квинты уменьшены на 1/12
часть пифагорейской коммы. Полутон в нём является наименьшим возможным
интервалом. Был введён около 1691 года Андреасом Веркмайстером
и Иоганном Нейдгардтом.
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ Система
организации звуков, имеющих чётко выраженную высоту. Другие характеристики
звука, учитываемые теорией (по степени их значимости) – длительность, ритм, тембр, темп и громкость.
ТЕРЦИЯ Музыкальный интервал III ступени. Различаются большая
(2 тона) и малая (1,5 тона) терции.
Две или более последовательно взятые терции образуют созвучие (см. аккорд). Интервал между нотами через
одну линейку на нотном стане или через одну клавишу на фортепиано.
ТЕТРАХОРД Совокупность четырёх звуков,
расположенных по секундам в объёме чистой кварты, т.е. из трёх интервалов
тетрахорда два составляют целый тон, а один – половину тона (малую секунду,
которая может находиться вверху, посередине или внизу тетрахорда).
\
ТОН (ЦЕЛЫЙ ТОН)
Следующее за полутоном звуковысотное
различие, в темперированной музыкальной системе в точности равное двум полутонам. Между основными
ступенями звукоряда интервалы до-ре, ре-ми, фа-соль,
соль-ля и ля-си являются целыми тонами.
ТОНАЛЬНОСТЬ Высотное положение лада, т.е. его тоники
(опорного звука). Перемещение на чистую октаву не изменяет тональности.
ТОНИКА Опорный
или устойчивый звук лада, к которому тяготеют другие звуки (созвучия).
ТОНОВАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛА
Количество охватываемых интервалом тонов (полутонов),
например, 2,5 (кварта), 3,5 (квинта) и т.д.
ТРАНСПОЗИЦИЯ
Перенесение произведения или его части из одной тональности в
другую без каких-либо иных изменений.
ТРИТОН Уменьшенная пятая ступень
(квинта) или увеличенная четвёртая ступень (кварта) на высоту полутона. Интервал
тритона составляет 3 большие секунды, т.е. 3 тона.
«ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР» (ХТК)
Произведения
И.-С. Баха (1685-1750), созданные с целью продемонстрировать преимущества
темперированного строя в области полифонии.
ХРОМАТИЧЕСКАЯ
ГАММА
Гамма (в темперированном строе)‚ состоящая из следующих по
порядку полутонов: на фортепиано это
все последовательные клавиши (белые и чёрные).
ЦЕНТ Единица
логарифмической шкалы музыкальных интервалов, в которой 1/12 часть октавы
принимается равной 100 центам.
ЧЕТВЕРТИТОНОВАЯ СИСТЕМА
Вид
микрохроматики, при котором октава делится на 24
равные части (каждый полутон на 2 четвертитона).
ЧИСТЫЙ СТРОЙ Музыкальная
система, использующая помимо «пифагоровых пропорций» «чистые» большие терции 5:4 и малые терции 6:5. Введена в XVI веке в Италии.
ШРУТИ Санскр.
«то, что может быть услышано». Минимальный интервал звукоряда индийской
классической музыки (от ½ до
¼ свары – интервала между
основными ступенями). Основные ступени индийской музыки не имеют твёрдо
фиксированной высоты тона. Также название индийского звукоряда.
ЭНАРМОНИКА (έναρμόνιον γένος
- греч. «стройный род»).
Один
из трёх родов древнегреческой музыки;
основан на микрохроматике (интервалах менее полутона, греч. διεσα -
«диеса»).
ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО)
Равенство звуков по высоте при различном их значении и
написании. Энгармонизм основан на темперации, поскольку лишь при равенстве
полутонов и суммы двух полутонов – целому тону
возможно совпадение альтерированной ступени – с
основной или двух альтерированных основных – между
собой.
ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ ЗАМЕНА
Замена
написания одного звука (или равного ему по высоте) с использованием знаков
альтерации.