Приложение
2
53-х ступенный музыкальный строй. Начала теории.©
Как считается, пятидесятитрёхступенный строй был впервые
описан Н.Меркатором[1] (не путать со знаменитым картографом) в начале XVIII в., а позднее переоткрыт Танакой и Бозанкетом[2]. Есть веские основания
полагать‚ что принцип его был известен гораздо раньше - в древнем Китае (по крайней мере с династии Чжоу - XIII-III вв. до н.э.)‚ в
Передней Азии времён создания книг Моисея‚ а также в узких кругах средневековой
Европы. Роль этой системы не была ограничена очевидным музыкальным значением:
её числовые свойства не могли не привлекать к себе внимания эзотериков. 53
ступени и нумерологически отвечают октаве: 5+3=8‚ и следуют её паттерну 13-ти: 52 порождающие квинты есть 4х13.
Лежащая в основе гармонии фрактально-числовая закономерность может быть
прослежена до столь отдалённых областей‚ как солнечно-лунный цикл‚
майанский календарь и древнекитайский И цзин. Помимо этого‚ 53-х
ступенный звукоряд в значительной мере универсален, поскольку может совмещать
в себе качества темперированного, квинтового (пифагорейского) и чистого строев.
В первой половине ХХ века интерес к 53-ступенной системе проявлял русский
композитор и музыкальный теоретик Л.Л. Сабанеев[3].
53-х ступенное разделение
октавы исподволь зафиксировано уже обозначениями обычного двенадцатиступенного строя.
Поскольку в музыке определено считать квинтами вверх тональности диеза, а
квинтами вниз - тональности бемоля, при
замыкании круга квинт принимаемые энгармонически равными повышенные и
пониженные ступени (Фиг. 9.1) на деле оказываются разделены интервалом пифагорейской коммы. Как знают
музыканты, энгармонически равные ноты исполняются на нетемперированных
инструментах (а также воспринимаются на слух) в действительности не одинаково,
более того, одна и та же клавиша в различном музыкальном контексте может
соответствовать двум разным звукам (например, до# и реb, или си# и до).
Как
было показано (см. Октава), при
последовательных повышениях на квинту и сведении
всех образующихся ступеней в исходную октаву первые 11 квинт (вместе со ступенью‚ взятой за исходную) дают семь основных
и пять пониженных на полутон музыкальных ступеней, а с 12-й квинты эта
гармоническая серия повторяется со сдвигом всех ступеней вверх на микроинтервал
пифагорейской коммы (микротон I порядка Δ)‚ и так в каждом цикле 12-ти квинт. Поскольку интервал
полутона содержит менее 4-х D (3.85, как показывает расчёт), то на пятьдесят третьей квинте (12х4+5) образуется ступень фа №
54‚ которая «соединяется» с исходным значением №1
фа (принятым за единицу) точно так
же, как ранее 12-я квинта пришла в фа
с образованием новой ступени №13 фа
+ комма.
При этом возникает новый
положительный микроинтервал II порядка s величиной около 1/6.5Δ
(или 3.6 цента) - Фиг. 9.3. Им завершается первый цикл 53-х квинт. Как и в случае
двенадцатиступенной системы, эта разница может быть равномерно распределена
между пятьюдесятью тремя ступенями подобно тому, как это было проделано с
пифагорейской коммой около времени И.-С.Баха (Фиг. 9.4).
Подобно тому, как первые 3 гармонических
числа отвечают разделению интервала октавы на 2 квинты и
Так как в цикле 53-х внутри каждого полутона образуется
дополнительно по 4 микроинтервала коммы (Δ)‚ целотоновые промежутки
подразделяются на 9 микроинтервалов
(«нон») - Фиг. 9.3. Семь из них в точности
равны Δ (23.46 цента), а
два (между 4Δ+ и повышенной основной ступенью, а
также увеличенной на 3Δ повышенной и
основной ступенью) меньше на микротон s и составляют 0.85Δ (около 20 центов). Эта натуральная система
легко преобразуется в 53-х ступенный равномерный темперированный строй - Фиг.
9.4. Каждый микроинтервал δ в нём должен
принять значение = = 1.0131642 (около 22.64 цента)‚ отличаясь при этом от микроинтервала
пифагорейской коммы Δ на 1/29 её величины (порядка 0.8 цента).
Строение такой октавной гаммы
может быть представлено в следующем виде:
Уникальность её в том, что звуки
всех других строев (выражаемых, в частности, формулой 7n + 5m) не могут быть
представлены в равномерной последовательности замкнутой цепи квинт, как это
характерно только для 12-ти и 53-ступенного строев (Фиг. 9.1 и 9.6).
С целью нотации микрохроматически
изменённых основных ступеней используем знаки /, //, /// для обозначения
увеличенных на 1δ, 2δ и 3δ и \ ,
\\ , и \\\ для пониженных на 1δ,
2δ
или 3δ. По причине, отмеченной выше, каждая из
этих ступеней может быть двояко определена как кратно повышенная (#) либо
кратно пониженная (b) основная. Замкнутый
строй предполагает периодичность функций всех его звуков, таким образом, мы
приходим здесь к сквозной Периодической тональной системе[4], в которой каждый звук
выражается через любой другой - Фиг. 9.5.
Поскольку эти обозначения
применены именно с целью нотации, все звуки считаются отнесёнными в одну
октаву. Если, к примеру, как следует из Фиг. 9.5, си диез соответствует /до,
то само до есть при этом ля 8 бемолей
(ми 7 диезов), либо фа 15 бемолей
(соль 15 диезов), либо ре 23 бемоля
(си 22 диеза), и т.д. В предельном случае замыкания цикла исходное до совпадает с до 53 бемоля (53 диеза), что в точности заключает в себе интервал десяти октав.
Периодическая тональная система
естественно связана с Квинтовым кругом 53-х тональностей (Фиг.
9.6), в котором ступени по
окружности изменяются по квинтам, а по радиусу - в высотном порядке октавной гаммы:
Заключительные тональности диеза
в круге квинт энгармонически совпадают с соответственными тональностями бемоля:
.
Суммарное число знаков альтерации
- диезов и бемолей - в двух энгармонически равных тональностях при
этом, как и должно быть, всегда остаётся равным пятидесяти трём.
Вопреки терминологическому
разнобою и различиям в трактовке аспектов её теории музыка, очевидно, подчинена
немногим простым и ясным закономерностям. Вероятно, как некогда и предполагал
А.С. Оголевец, вся гармоническая теория может единообразно описываться на
основе двух зависимостей, представленных на Фиг. 9.5. и 9.6.
Если рассмотреть известный ещё издревле
ряд из семи модусов (последовательность параллельных звукорядов, которые
возможно построить на семи основных ступенях), то окажется, что уже ими в
совокупности порождается девятнадцатиступенная хроматическая гамма (а именно,
пять увеличенных + пять уменьшенных основных ступеней + две коммы при фа и си) — Фиг. 9.7. «Водоразделом» здесь выступают два тяготения между
четвёртой и пятой ступенями, образованные интервалом тритона в 27δ
(9+9+9), поскольку в 53-х ступенном (равно как и в квинтовом) строе сумма двух
тритонов превышает интервал октавы на 1 микротон. Таких девятнадцатиступенных
тональных гамм всего имеется 35, где для каждых семи последовательных обычных
тональностей (мажора или минора) имеется один общий звук, пяти — три звука
(тоника, квинта и кварта) и трёх — общие звуки тонического трезвучия.
Внутриполутоновыми интервалами
задаётся основа натуральной микрохроматики - или так называемого «энармонического» (греч. έναρμόνιον γένος - «стройный род») строя. Все эти ступени связываются между собой через отношения практически чистых квинты и
кварты (3:2 и 4:3): биения, создаваемые различием в 0.06% от натурального
квинтового строя (сравнительная Таблица 1) в интервале музыкальных
частот находятся уже за пределами слуха.
Поэтому звучание в пятидесятитрёхступенном строе подобно натуральному
(правда, за счёт отказа от темперированного 12-ступенного звука, для многих уже
более привычного). Двенадцатиступеневая темперация‚ как известно‚ становится
возможной за счёт отказа от консонансов (намеренное введение биений является
методом настройки темперированных инструментов).
Малая терция 53-х ступенного равномерного строя подобна малой терции чистого строя (отличие в третьем
десятичном знаке). Что касается большой
терции, неблагозвучность которой считается серьёзным недостатком квинтового
строя (а в 53-х ступенном строе она ближе темперированной, чем чистой большой
терции), то её «чистота» может легко
достигаться понижением верхней либо повышением нижней ноты интервала на 1
микротон (δ-альтерацией).
Пониженная на микротон ступень \ми относительно до принимает значение частоты 1.248989, соответствуя интервалу в
389 центов, практически идентичному
«чистой» большой терции (386 центов). Таким образом, помимо квинтово-квартового
родства в 53-х ступенном строе возможно определить и особый ряд звуков
«терцового родства» (5:4), как
некогда и предполагал Царлино.
Согласно
порядку набора последовательных тональностей (Фиг. 9.6.) и постановки
пальцев в обычной клавиатуре должно строить и 53-х ступенную клавиатуру. Она
образуется по иному принципу, чем предложенный ранее Бозанкетом (и другими)
путём введения дополнительных клавиш внутри каждого полутона. Каждая «октава» в
такой клавиатуре содержит семь рядов по семь клавиш в порядке основных ступеней
плюс четыре дополнительные клавиши (всего 53), включая в действительности
отдельные ступени из соседних октав. Интервалы между клавишами в каждом ряду
при этом сохраняются — Фиг. 9.8. [5]
За два с половиной столетия‚
прошедшие после Баха‚ западноевропейская композиция практически исчерпала весь свой первоначальный творческий
потенциал‚ в значительной мере обязанный успеху 12-ти ступеневой темперации. В
то же время попытки использовать микрохроматику предпринимались очень давно‚ и
она была одним из основных родов античной
музыки. Творчество всех выдающихся композиторов со второй половины XX века демонстрировало стремление вырваться за пределы двенадцатизвуковой
шкалы. Пятидесятитрёхступенный строй, приближаясь по звуковому составу к (не
имеющей фиксированного звукоряда) восточной музыке‚ и
обладая вместе с тем качествами темперированного замкнутого строя (разнясь в этом
отношении с собственно пифагорейской системой), даёт возможность использовать
разработанные Западом гармонические средства, в то же время значительно
расширяя их границы. Вопрос‚ стало быть‚ в техническом воплощении - но эта проблема не встаёт для программируемых
электронных инструментов.
Можно предположить‚ что усилия,
предпринимаемые как со стороны науки, так и современного искусства вывести
западную цивилизацию из духовного и экологического тупика - восстановить утраченное ею третье (осевое)
измерение и‚ вследствие этого‚ переоценка многих установленных ценностей - не минуют и такой формирующий лик культуры
элемент, как основания её музыкальной системы.
Таблица 2. Частоты (Гц) основных музыкальных тонов для
эталона ля1 = 440 Гц в
53-х ступенном равномерном строе[6]:
© Авторское право Б.Сварог, 2007.
[1] Музыкальный энциклопедический словарь.
Ред. Г.В. Келдыш.- М: Сов.
Энциклопедия, 1990.
[4] Подходы к
Периодической тональной системе
изыскивались А. С. Оголевцем в капитальной работе «Основы гармонического
языка», М.— Л.,1941 (стр. 24 - 44).
[5] Б.Сварог©
[6] Нами не приводятся здесь значения промежуточных
микроинтервалов‚ легко получаемых умножением на коэффициент k = 1.0131642.