Глава 2
Гармония
Музыка,
обходя идеи и будучи независима также от явленного мира… могла бы в известной
степени существовать, даже если бы мира не было вообще … Другие искусства
говорят только о тени, она же – о существе
Артур
Шопенгауэр [1]
Законы
рассудка есть одновременно законы природы
Иммануил Кант
Систематические положения
эзотерического (тайного) знания об Октаве изложены Платоном в диалоге Тимей
(начало IV в. до н.э.). К изложению космологического учения Платон обратился
довольно поздно: уже был при завершении
его главный труд Государство‚ а
последний‚ самый таинственный диалог Критий - призванный стать квинтэссенцией всех предыдущих - так и остался
недописанным либо сокрытым от нас [2].
Насколько же учение Тимея является собственно «пифагорейским» - Платон, как и
живший на полтора века ранее его Пифагор, были близки одной философской ветви
которую, по сложившейся многовековой традиции, возводят к Пифагору как первому
исторически известному адепту доктрины [3], - этого современные исследователи античности в точности
определить не могут.
А.Ф.Лосев неоднократно говорил о
едином корне пифагореизма и платонизма – слитых в той форме учения Платона, которую оно приняло уже в трудах позднейших
эллинистических философов – Ямвлиха и Прокла (IV-V в.в. н.э.). Засвидетельствованной‚
таким образом‚ документально преемственности более тысячи лет; «линия Платона»
в позднейших христианизированных (и исламизированных) государствах Европы и
Передней Азии стала лишь способом рассуждения: «формально-диалектическим
методом», собственно же «пифагорейская» его изнанка становилась всё более и
более тёмной. Первая «рационалистическая критика» элементов учения Пифагора в сочинениях
учителя принадлежит Аристотелю,
истинному предтече Нового времени и воспитателю Александра Великого
(Македонского). По Аристотелю, достойна осмеяния наивная вера в значение
«чисел самих по себе», поскольку роль играют лишь их отношения‚ то есть
количества. Тем не менее, именно от Аристотеля средними веками было воспринято
учение о четырёх элементах космоса
- чисто «пифагорейское» по своему смыслу.
Из сказанного становится ясна
причина, по которой учение Тимея было
- и
остаётся по сей день -
«закрытой книгой» для всех, кто пытается непосредственно ознакомиться с
космологией Платона. А.Ф.Лосев, крупнейший специалист по неоплатонизму в ХХ
веке‚ изложивший свои многотомные штудии - как это не удивительно, в годы самых суровых гонений на
платонизм - в
работах, из конспиративных соображений названных «История античной эстетики»,
а также в более раннем капитальном труде «Античный космос и современная наука»
(
«Или
Платон плохо изложил свою непродуманную систему космоса, и тогда нужно считать чудом, что
почти через тысячу лет после этого
Прокл так складно сумел объяснить всю эту громаду странных ухищрений и
натяжек».
Здесь же
А.Ф. приводит вероятную разгадку этого странного несоответствия: по-видимому, всё дело в том, что
«Тимей
предполагает весьма продолжительную и детальнейшим образом разработанную
традицию»,
которая
«избавляла
от необходимости входить в объяснение деталей» [4].
Было бы неосновательным полагать, что дотошный
исследователь и независимый учёный Алексей Фёдорович Лосев следовал в своих
выводах наставлениям Елены Петровны Блаватской, на
страницах Тайной Доктрины почти дословно утверждающей то же самое:
«Его “Тимей” настолько запутан, что никто, кроме
Посвященного, не поймёт его сокровенного смысла»;
«платонов “Тимей” есть конспективное (для учеников)
изложение тайного учения, суть которого могла передаваться лишь изустно» [5].
Философия – не эзотерическая, храмовая, но вполне
светская мудрость; и диалектика, бывшая
приёмом софистов (сам Сократ называет себя
софистом в одном из платоновых
диалогов)‚ – послужила удачным средством для выражения учения, представляемого
символически и сообщавшегося, как говорит
Диоген Лаэртский[6],
изустно (точнее, «из уст в уши») - тайно, и «языком адептов», а не философов. Именно в
том была главная заслуга Платона, что он использовал популярную в Афинах форму
«сократического диалога» для изложения
науки египетских жрецов и посвящённых таким способом, каким это учение
никогда не передавалось ранее.
Трудно
отделаться от мысли, что и диалектический метод платонизма был
разработан с целью
свободно («по-философски») излагать материи, точное значение
которых в начале VI в. до
н.э. всё ещё предпочиталось держать в тайне. Надо полагать, что в районе
средиземноморья подобные знания были
«духовной собственностью» узких кругов;
известно‚ как за свою «многоречивость» поплатился Сократ‚ обучавший Платона
риторике‚ а полутора-двумя веками ранее - сам Пифагор[7]. Но и всего переданного
Платоном‚ сыном Аристона‚ для последующих 24-х веков‚ видимо‚ оказалось достаточно…
«Ах, Солон,
Солон! Вы, эллины, вечно остаётесь детьми, и нет среди эллинов старца»,–
так сказал саисский жрец Изиды,
по преданию, законодателю Афин, совершившему паломничество «на родину» богини
города.
Прозрачным намёком на возможные
корни излагаемого (устами Тимея) космологического учения и служит, на наш
взгляд, по композиционному замыслу Платона, вводное повествование Крития о
совершённом некогда Солоном путешествии в Египет, уже упомянутом его разговоре со жрецом и услышанное
им от него предание
об Атлантиде:
«… ибо ещё существовал остров, лежавший перед
тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами. Этот остров
превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые… На этом-то острове,
именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу
царство… Атлантида исчезла, погрузившись
в пучину»[8].
Является ли лишь совпадением, что
мы встречаем «допотопную отсылку» и в древнекитайском
сказании о Фуси, впервые начертавшем
знаки Книги Перемен (см. Гл.7)?
Также и Прокл, самый плодовитый неоплатоник
V-го века, уже в 28 лет написавший
тысячестраничный (!) комментарий к Тимею
-
«уникальное произведение во всей истории философии», по словам Лосева‚ - не имел своей
целью ввести нас, позднейших его читателей, в «пифагорейскую кухню» учения, следы
которого обнаруживаются по всему миру начиная от эпохи архаической
працивилизации (энеолита), оставившей нашему времени, за редкими исключениями
(в реликте Центральной Америки)‚ лишь немногие памятники. Античности был уже
отмерен короткий срок до «полного заката»:
в
Впрочем, в
«Античном космосе» Алексей Фёдорович, истинный титан «серебряного века», вскрыл
некоторые далеко ведущие связи философем Прокла с только лишь народившейся, но
уже обозначившей коренной переворот в линеарном европейском мышлении
концепцией качественной неоднородности времени и
пространства, вытекающей из уравнений Лоренца- Эйнштейна.
Очевидно, восстановить в сколько-нибудь полном объёме
существо первоначального учения, вдохновлявшего Платона и оказывающего по сей день заметное влияние
на научное мировоззрение как альтернативная столбовой дороге декартова
линеаризма «холистическая» парадигма‚ – задание, превышающее возможности одного
человека и даже целого (ограниченного определённой концептуальной установкой)
научного коллектива. Те рубежи, на которых находится в настоящий момент (и за
которые старается перешагнуть) не-классическая - а по сути, «неопифагорейская» - наука убеждают
нас в том, что новый синтез, в который могут вылиться современные
подходы в физике (космология, теория
поля, синергетика), психологии («глубинная» психология и психофизика)‚ истории
и холистическом естествознании (экобиология, космическая биология, наука о
Земле, метеорология, медицина и т.д.) явится в значительной мере воскрешением
древней доктрины. Стало быть, периодический
аттрактор развития цивилизации должен включать в себя пифагорейское учение
о числе.
Числовой принцип, определяющий строение Космоса, Платон вводит как
пропорциональное отношение:
«Два члена сами по себе не могут быть хорошо
сопряжены без третьего, ибо необходимо, чтобы между одним и другим родилась
некая объединяющая их связь».
Одного среднего члена хватило бы для плоского
мира‚ говорится далее‚
«а трёхмерные предметы никогда не
сопрягаются через один средний член, но всегда через два».
Это гармоническое отношение, связующее
«наиболее плотную» и «наиболее тонкую» материи космоса через два средних члена,
и есть знаменитое учение о четырёх элементах, при котором
«воздух так относится к воде, как огонь к
воздуху, и вода относится к земле, как воздух к воде».
Пусть А и D – крайние члены
тетрады, огонь и земля, а В и С – два посредствующих
звена, воздух и вода. Тогда В:С = А:В и С:D = В:С,
или А:В = В:С = C:D. Данное
отношение поддерживает некоторый постоянный паттерн. Каков он, мы вскоре
увидим.
«На таких основаниях и из таких составных
частей числом четыре родилось тело космоса, упорядоченное благодаря пропорции,
и благодаря этому в нём возникла дружба, так что разрушить его
самотождественность не может никто,
кроме лишь того, кто сам его сплотил»[10].
Здесь же следует интересное
замечание, маловнятное для всякого, кто не обучался в платоновской Академии:
«При этом каждая из четырёх частей вошла в
состав космоса целиком: устроитель составил его из всего огня, из всей воды, и
воздуха, и земли, не оставив за пределами космоса ни единой их части или силы
…чтобы он (космос) был недряхлеющим и не причастным недугам»[11].
Читатель, несколько знакомый с
космологическими проблемами физики, мог бы догадаться - из подобных интуиций и выросла философская диалектика
как чистое интеллектуальное упражнение - что автор Тимея утверждает не более ни менее как
то, что составные элементы космоса возникают как сопряжённые оппозиции или
зеркальные противоположности некоего абстрактного нечто, «за пределами которого больше ничего не осталось». Примерно так
квантовая механика представляет ныне рождение из «физического вакуума»
семейств элементарных частиц - и даже целых миров. Это нечто
имеет у Платона наименование το ἑν - единое.
Но что есть «материя» единого
космоса? Мы никогда не сможем этого узнать, за исключением разве лишь того, что
познаваемые нами совокупности (а сознание само есть такая совокупность и
множество) образуют некоторые структуры – симметрические отношения, в свою
очередь разложимые на такие же симметрические отношения. Понятие группы в
математике существует не особенно давно, а в физике оно применяется и того менее‚ - поэтому не удивительно, что для теоретиков древнего
мира (который, может статься, не всегда был столь древним) аналогом групповых свойств выступало число, понимаемое
как самосущее (т.е. «неразложимое»,
сопряжённое единство), а также как
пропорция -
сквозной, повторяемый паттерн
фрактальной структуры:
«иначе не было бы возможно‚ чтобы
всякая часть материи была в состоянии выражать весь универсум [12]».
Надо при этом заметить (в
скобках)‚ что Тимея комментируют уже почти две с половиной тысячи лет‚ а последнее слово
в точных науках, похоже, ещё не сказано, - а значит, не
сказано оно и в интерпретациях Тимея.
Вернёмся к изложению Платона.
Сообщив о материи тела космоса (сквозном пропорциональном отношении), автор
далее переходит к движению космоса, называя
это душою космоса. Видов движения Платон называет семь, но первоначальным
было лишь одно, именно же, «единообразное обращение в одном и том же месте в
самом себе»[13], «а остальные шесть родов движения были устранены,
чтобы не сбивать первое»:
«Весь этот
замысел вечносущего Бога относительно бога, которому только предстояло быть,
требовал, чтобы тело [космоса] было сотворено гладким, повсюду равномерным,
одинаково распространённым во все стороны от центра, целостным, совершенным и
состоящим из совершенных тел. В его центре построявший дал место душе… Так он
создал небо, кругообразное и вращающееся»[14].
Что это за душа и какое отношение
имеет она к функционированию космоса – живого существа - как «госпожа и повелительница тела», выясняется из
результата соединения «природы неделимого» и «природы иного»:
«А составил он
её [душу] вот из каких частей и вот каким образом: из той сущности, которая
неделима и вечно тождественна, и той, которая претерпевает разделение в телах,
он создал путём смешения третий, средний вид сущности, причастный природе
тождественного и природе иного… Затем,
взяв эти три [начала], он слил их все в единую идею [образ], силой принудив не
поддающуюся смешению природу иного к сопряжению с тождественным. Слив их таким
образом при участии сущности и сделав из трёх одно, он это целое в свою
очередь разделил на нужное число частей,
каждая из которых являла собою смесь тождественного, иного и сущности»[15].
Из анализа неоплатонических
комментариев можно прийти к выводу, что
«чисто диалектические» понятия тождественного, иного и «среднего вида сущности, причастного
природе тождественного и природе иного» содержат точный пифагорейский числовой
эквивалент и определяются как монада
(1),
двоица (2) и триада 1+2=3. Из способа, которым далее происходит применение
этих принципов, порождающих все виды
движения одушевленного космоса, мы безошибочно заключаем о природе этого
символизма. Из компонентов тождественного (1), иного (2) и причастного им обоим
(3)
возникает числовая структура многоуровневого времени, приводимая в следующем
параграфе Тимея как модель музыкальной
гаммы. В числах триады (1-2-3) находятся отправные точки для этого
построения: единичность есть отсутствие претерпевания - замкнутый цикл или «вечность», двоичность – октавное пространство для
явленного многообразия («разорванный цикл» или гармоническая
кривая), троичность - принцип
деления‚ порождающий квинтовые
ступени гаммы - и, вследствие этого,
все последующие виды движения‚ то есть время:
«Взяв эти три
начала, он слил их все в единую идею
силой[16], при
участии сущности сделав из трёх одно».
Эти три
– «сущность», «иное» и «средний род» – объединены в некое единство. Единение
или гармония
(αρμονια = «скрепа») мыслилась как универсальная связь:
посредством её три начала объединены в четвёртое (целое) пропорциональным
отношением тетрактиды - τετραξ
- святая
святых учения Пифагора. Это и есть новопроизведённая сущность или новое
единство: в тетраксе мы уверенно
обнаруживаем основание строения Октавы,
и далее – всей проявленной Вселенной.
Отношением 1:2:3:4 связываются три гармонических интервала - октава (2:1), квинта (3:2), и кварта (4:3), последняя
есть обращение («зеркальное отражение») квинты.
Эту пропорцию можно записать в виде 1 : 4/3 : 3/2 : 2, что выражает
звуковысотные отношения так называемого строя арфы Орфея - отправного пункта античной
музыкальной теории (см. Гл.
3):
«Вот так
образована она (гамма) со всеми своими частями согласно природе, именно из
чётного, нечётного и чётно-нечётного»[17].
Обратим внимание, что квинта относится к тонике
так же, как октава относится к кварте
(3/2 : 1 = 2 : 4/3), и отношение квинты
и кварты‚ дающее интервал целого тона (3/2 : 4/3 = 9/8) - это продолжение того же паттерна: 9/8 : 3/4 = 3/2 : 1.
Пропорция, ранее уже введённая Платоном явно для материальных элементов
космоса, теперь объясняется диалектически
– «философски» и тайно - через
категории «тождественного» и «иного».
Кажется, что Платон хитрит, вводя
основополагающий паттерн (тетрактиду) в изложении Тимея по крайней мере четырежды, причём всякий раз иным способом:
сперва говоря о создании «материальных элементов» Космоса, затем о принципе их организации - «одушевлении» этого целого и «движении»
его, и далее - последующем
делении этого целого на том же
самом числовом основании в построении иерархии сфер. Впрочем, он тут же оговаривается, как бы
желая оградить себя от этого упрёка:
«Если мы в этом нашем рассуждении
только позднее пытаемся перейти к душе, то это отнюдь не означает, будто и Бог
построил её после [тела][18].
«Слив их в единую идею силой».
Как мы уже знаем, это новообразованное единство
есть четверица – τετραξ‚ а также основание
октавной гаммы, - и
оно‚ без
сомнения, может быть отнесено
к гармонической кривой (Фиг. 4.1) и волновой
природе вообще, а вследствие корпускулярно-волнового дуализма – ко всей
материальной Вселенной.
«Он это целое в свою очередь разделил на
нужное число частей».
Сей важнейший для всего учения
пункт Платон излагает таким образом:
«Прежде всего
он отнял от целого одну долю, затем вторую, вдвое большую, третью – в полтора
раза больше второй и в три раза больше первой, четвёртую – вдвое больше второй,
пятую – втрое больше третьей, шестую – в восемь раз больше первой, а седьмую –
больше первой в двадцать семь раз».
Это не вполне доходчивое
объяснение можно изобразить в виде двух рядов потенцированных степеней чисел 2
и 3
относительно единицы (их «нулевой степени»), как и приведено в «Античном
космосе» А.Ф.Лосевым:
«После этого он стал заполнять
образовавшиеся двойные и тройные промежутки…, чтобы в каждом промежутке было
по два средних члена. Благодаря этим скрепам
(άρμονιον) возникли новые промежутки по
3/2, 4/3 и 9/8 внутри прежних
промежутков. Тогда он заполнил все промежутки по 4/3 промежутками по 9/8… чтобы
числа, разделённые этими промежутками, всякий раз относились друг к другу как
256 к 243. При этом смесь, от которой бог брал упомянутые доли, была истрачена
до конца»[19].
Несложно догадаться, что в ряду отношений
степеней 2 и 3 мы получаем музыкальные
пропорции квинтового (пифагорейского)
строя: 3/2 является квинтой, 4/3 - квартой, 9/8 - целым тоном
и 256/243 - полутоном. Алексей Фёдорович Лосев расчёты всех
ступеней приводит на страницах
Античного космоса [20].
Основа расчленения октавы, как можно
увидеть, заложена в пропорции тетрактиды
1:2:3:4 или, в более привычной для музыки форме, 1 : 3/2 : 4/3 : 2, а дополнительные интервалы
даёт последовательное применение
этой пропорции к уже образованным промежуткам. Заключённый между квинтой и
квартой интервал есть основное деление
тона: 3/2 : 4/3 = 9/8 = 1 тон.
Целотоновые интервалы в свою очередь‚ заполняя октаву‚ образуют ещё два меньших
промежутка т. н. полутона: 4/3 : 9/8 : 9/8 = 256/243 - «непроходимости»
или лейммы
(греч.), в которых гамма‚ дабы развиваться далее‚ должна «переменять свой
шаг»:
«На
шестом же колене‚ -
говорит Орфей‚ -
прервите песенный строй»[21].
Дальнейшее рассмотрение покажет, что
применение этих наименьших промежутков к целым тонам даёт, в свою очередь, ещё
меньшие интервалы – так называемые коммы
(отношение апотомы – целого тона за вычетом лейммы‚ и самой лейммы, иначе
9/8 : 256/243 : 256/243 = 312/219)‚ и так далее (Гл. 3). Но пока мы находимся здесь ещё на уровне «второй тетрактиды» или тетрактиды
В (основных ступеней диатоники) - по мысли комментатора Платона и Прокла А.Ф.Лосева, - и соответствующей ей градации членения космоса в
аспекте времени и движения.
Связь ступеней деления Октавы с
космическим временем - а
точнее, числом элементов цикла, могущих одновременно со-возникать на данном
уровне фрактальной градации, – не наше изобретение:
«Платонизм в области учения об инобытии есть
эйдетически понятое учение об электромагнитной сущности [волновой природе
– Б.С.]
пространства и материи»;
и далее:
«Гармония сфер есть интуитивное
учение о разной организованности времени»‚ –
подчёркивает наиболее глубокий в ХХ веке интерпретатор платонизма [22].
Любая наука основана на интуиции
– надо обладать незаурядным воображением,
чтобы «разглядеть» сущность природы света в уравнении Максвелла или электрона – в волновой функции
Шредингера. И мы обнаружим ниже, как числовые
циклы Октавы были применены в «тонкой технологии» древнего и
древнейшего мира – в его теургии (магии)
и предсказании (астрологии) [23].
«При этом смесь была истрачена до
конца».
Тем же выражением, каким ранее было сказано об элементах тела
Космоса, Платон снова говорит о полном
исчерпании «материала», из которого была построена Октава («душа и движение
Космоса»): Единого бытия (1) и его - числовой - сущности, что обнаруживает самый корень доктрины. Заметим здесь (к этому
вопросу мы ещё вернёмся в ходе изложения), что
Единое бытие сущности - «Цикл циклов» - не имеет
времени:
«aἰών
εικων
κινητη
ὄ cρονος»
(«Время –
подвижный образ вечности»)[24].
Прима - единичный музыкальный
интервал - «совпадает» (т.е. звучит в унисон) с октавой - восьмой ступенью‚ или обращением
примы; но октава есть двоица (интервал = 2), а также заключает
в себе все остальные числа
как полный цикл и сумма четверицы (1+2+3+4=10) - т.е. десятерица (dekάς: 10‚ «один-ноль»).
В отношении ко времени монада (1)
есть неразложимое (сингулярность) или потенциальное, не проявленное внешним
образом бытие («число деления времени = 0»);
как «состояние материи» - для физиков это неразличимый «физический вакуум» или «планковская
длина», как сверхфизическая
реальность - Ding an sich [25] Иммануила Канта - или Бог.
Обратимся опять к Тимею. Соответствующий
расчёт музыкальных пропорций (данный Лосевым) приводит всего к 55 основным
ступеням («семи октавам и большой сексте в дорийской тональности: 7х7+6=55») –
что, напомним, довольно близко диапазону клавиатуры современного фортепиано
(52 белые клавиши = 7 октав + малая терция). Эти семь октав – мы увидим в дальнейшем – могут быть
рассмотрены как «разделение целого» единой
Октавы‚ а именно - микротоновая гамма с расчленением промежутка двоицы на коммы в 53 ступени (с верхним до 54).
Поразительным образом гамма эта соответствует
сумме семи чисел‚ положенных Платоном в основание души космоса:
1+2+4+8+3+9+27 = 54. А 55 - число самой десятерицы: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10 = 55. У вас ещё не встали дыбом
волосы на голове‚ читатель? А ведь тут всё отдаёт мистицизмом чистейшей воды.
В XVIII – XIX в.в. разысканиями Н.Меркатора,
Танаки и Бозанкета было обнаружено - и неоднократно переоткрыто заново, - что натуральная 53-х ступенная музыкальная система может быть положена в
основу всех известных строев – пифагорейского, обертонового (чистого) и
равномерного (темперированного) [26] - см. Приложение 2. Две ступени
(верхнее и нижнее до) в двух сериях (III и IV октавы) в расчетах А.Ф. Лосева повторяются, итого мы имеем 54 ступени (53 + верхнее до) полной микротоновой гаммы
Тимея. Ниже мы покажем, как
эта система могла соотноситься с «гармоническим исчислением» И цзина
и древних американцев.
Таким путём созданная
Первооктава, вместившая в себя всё космическое время («смесь была истрачена до
конца»)‚ продолжает далее делиться демиургом с образованием кругов вложенного иерархически организованного
времени. Вот уровни или градации движения, описываемые Платоном в Тимее:
1/ Внешний
круг, «названный природой тождественного», вращающийся по часовой стрелке,
связываемый А.Ф.Лосевым с вращением плоскости
экватора (суточным вращением
Земли);
2/ Внутренний
круг, «названный природой иного», наклонный по отношению к первому («по
диагонали прямоугольника»), вращающийся против часовой стрелки и
отождествляемый Лосевым с движением в
плоскости эклиптики (переменным положением Солнца и планет друг
относительно друга);
3/ Внутренний
же круг движения он ещё
«шестикратно разделил на семь
неравных кругов, сохраняя число двойных и тройных промежутков, а тех и других
было по три».
Обращение этим
неравным кругам придано неодинаковое: внутренние планеты и Солнце движутся с
равной скоростью относительно Земли, планеты же имеют различную скорость по
отношению друг к другу, «однако же отмеренную в правильном соотношении»[27].
Строение Солнечной системы служит Платону адаптацией абстрактных числовых принципов к наблюдаемым движениям
неба (подобный подход мы встречаем в различных системах астрологии). Метод, который
далее излагает автор Тимея, весьма показателен, но не внятен без соответствующего
ключа, даваемого нами здесь:
«Когда весь
состав души был рождён в согласии с замыслом того, кто его составлял, этот
последний начал устроять внутри души всё телесное и приладил то и другое друг
к другу в их центральных точках»[28].
«Всё
телесное» - то есть
все реальные объекты живого тела
Космоса, от атома до галактики, «в своих центральных точках» - согласно доминирующему в каждом
частном целом закону движения - были «внутри души…прилажены друг к
другу»‚ или приведены в соответствие с
конкретно действующими
числами иерархического
времени: «циклы внутри циклов»‚ в единстве всех элементов слагающие Октаву.
Душа Космоса как архетип, или всеобъемлющий
гармонический числовой принцип,
«невидима и рождена
совершеннейшим из всего мыслимого и вечно пребывающего»,
и
«при всяком соприкосновении с вещью, чья
сущность разделена или, напротив, неделима, она... приходит в движение и выражает в слове [логосе –
λόγος; выделено мной - Б.С.], чему данная вещь тождественна и для чего она
иное, а также в каком преимущественном отношении, где, как и когда каждое
находится с каждым, как в становлении, так и в вечной тождественности, будь то
бытие или страдательное состояние»[29].
Сравним с положением Платона непосредственное
свидетельство о Якобе Бёме:
«Проходя зелеными полями вблизи Герлица,
он сел, и, рассматривая травы и растения в своем внутреннем свете, он видел,
точно смотря внутрь их, их сущность, пользу и свойства, которые открылись ему
в их очертаниях, фигурах и знаках. Подобным образом он рассматривал все
творения, и на основании этого откровения он написал впоследствии свою книгу “De Signatura Rerum”»[30].
Приведённое
выше положение Платона, взятое само по себе, так и осталось бы только философско-теологическим
рассуждением, если не принимать во внимание его пифагорейский числовой ключ. Слово как смысл или «нетварная
божественная энергия» (в санскрите ему соответствует шабда = «первозвук») в отношении каждой вещи или события
определяет все их «аспекты» - используя астрологический термин, то есть
«притяжения» и «отталкивания» как относительно нижележащих
(подчинённых), так и вышележащих (объединяющих с целым) уровней вещей и
событий. Действие этих аспектов, наложенных вместе и направленных каждый на
конкретную часть состава этой «вещи» - вернее‚ системы
или организма - задаёт то, чем в механике Ньютона служит «закон
движения» - «траекторию» их перехода от момента к моменту. По отношению к
системе, каковой является‚
скажем, человек (и всё, к чему приложимо
определение естественного тела [31])
«закон движения» - его
можно называть «предопределением»‚ «предрасположением», хаотическим аттрактором или иным словом - есть всецело временной
закон в концепции Платона‚ который
время понимает не как «шкалу» (ньютоновой механики), но именно в той форме,
каковою оно и есть в действительности - гармонической
скрепой единого живого тела Космоса.
Системы управляются иерархически - пока здесь ничего не сообщается о микрокосмической организации живых тел, повторяющих в своём устройстве
иерархию макрокосмоса (этот топик найдёт позднее более отчётливое выражение у
неоплатоников‚ а также в учениях Кабалы)‚ - однако Тимей
слегка касается точки соответствия: в
Октаве Космоса посредством Логоса «круг иного» влияет «на правильные мнения и
убеждения», в то время как «круг тождественного» - на формирование «истинного ума и знания»[32].
И вот, далее,
"Когда
Отец усмотрел, что порождённое им, это изваяние вечных богов [число =
«изваянная смысловая фигурность»‚ по Лосеву‚ а «вечные боги» суть числовые
архетипы и «умные энергии» космического функционирования] движется и живёт, он
возрадовался‚ и в ликовании замыслил ещё больше уподобить [творение] образцу»[33].
Сравните Бытие 1:31:
«И увидел Бог всё, что он создал, и вот,
хорошо весьма. И был вечер, и было утро, день шестой».
Радостью и ликованием Бога в космологическом
учении отмечены пределы эона - мирового «века»: переход к следующему этапу творения (эманации) и дальнейшего нисхождения
архетипа. Платон, конечно, не знал
древнееврейского и не изучал Библию - Септуагинта была переведена на греческий
двумя веками позже‚ - но в Тимее‚
как и в Библии‚ мы находим отзвуки той же мистерии: «монотеисты» и «язычники»‚
как обычно, черпали из одного источника.
Желая ещё
усовершенствовать творение, но не будучи в состоянии передать полностью вечную
природу архетипа «ничему рождённому», т.е. временнόму,
«он замыслил
сотворить некое движущееся подобие [εικων –
«икону»] вечности; устрояя небо, он вместе с ним творит для вечности,
пребывающей в едином, вечный же образ, движущийся от числа к числу, который мы
назвали временем. Ведь не было ни дней, ни ночей, ни месяцев, ни годов, пока
не было рождено небо… Всё это - части времени».
«Всё это - виды времени, подражающего вечности и бегущего по кругу
согласно законам числа»[34].
Мысль
очевидная и в чисто «платоническом» духе, что видимый космос – «сотворённое
небо» - служит
только отражением, подобием «совершенного образца»‚ представленного в Тимее числами пифагорейской гаммы. Космические временные циклы - наблюдаемые движения неба - лишь уподобляются изначальной гармонии. Ясно, что отсюда
проистекают всевозможные несовершенства – несогласие, «вражда» (диссонанс) и,
как следствие этого‚ в конечном итоге - распад и смерть.
«Всё это - части времени, и «было» и «будет» суть виды возникшего
времени, а перенося их на вечную сущность, мы незаметно для себя делаем
ошибку».
«К тому
же мы ещё говорим, будто возникшее есть
возникшее и возникающее есть возникающее, а имеющее возникнуть есть имеющее
возникнуть и небытие есть небытие: во всём этом нет никакой точности. Но сейчас
нам недосуг всё это выяснять»[35].
С видами
частного – «движущегося» времени - в сравнении с гармоническим прообразом «пребывающего тождественным и
неподвижным» («в-себе») числового образца времени (то есть
Октавой) автор Тимея увязывает и такой важнейший вопрос философских спекуляций,
как виды реальности или уровни бытия, утверждая, что говорить есть
либо не есть о них - не точно, реальность вещей конституируется их участием в
категориях «тождественного» и «иного» - монаде и двоице. В предшествующих Тимею философско-диалектических сочинениях Платона были
уже развёрнуты положения о «вневременном образце» вещи‚
которые вошли позже в фундамент пресловутого «идеалистического направления»
философии; но здесь мы акцентируем внимание на собственно пифагорейских
отправных пунктах платонизма - как мы вполне уверены, уходящих своими корнями далеко в «до-философскую
эпоху» мышления, в тайны архаической эпохи.
«Космология Тимея давала обоснование идеальному
государству. Как прямое продолжение Тимея
был задуман Критий‚ посвящённый
идеальному осуществлению этого государства» [36].
И «части времени»‚
и «уровни реальности» имеют чёткую связь с иерархией чисел деления Октавы‚ что
отражено разделением гармонического
целого на круги‚ обращающиеся «в правильной
пропорции друг к другу» и послужившие прототипом реальных планетных сфер.
Параллельно возникает иерархия Космоса с её особыми законами движения.
Подробнее мы остановимся на этих моментах ниже в связи с анализом строения
Октавы и «уровней времени» как чисел
(симультанных или со-порождённых
элементов) её циклов[37]. Как
сказано ранее (и будет повторено в дальнейшем)‚ каждая «естественная
вещь» мироустройства – атом, человек, планета или галактика - имеют своё конкретное бытие («есть-ность») лишь в
качестве проявления аспекта единой основы (чисел Октавы или Логоса) в системе всеобщей гармонии, открываемой Тимеем в
основании музыкального строя.
Отметим тут известные библейские параллели. В первой
главе Бытия творение распределено на ряд этапов. «В начале
сотворил Бог небо и землю» (1:1), «И создал Бог твердь; и отделил воду, которая
под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так» (1:7). В индийских пуранах
первоначальная стадия связывается с образованием Космического яйца (Хираньягарбха: «Лучезарного»). В
формальном пифагорейско-числовом
аспекте этот первый этап творения до
возглашения «И увидел Бог, что это хорошо» (1:10) есть построение трёх первых
начал («небо», «вода», «земля») как пространства для возникновения Октавы («волновой природы света»), - или пропорции
тетракса в Тимее. Это же
основание содержит тетрада Четырёх
образов (Сы сян) древнего Китая, открывающая начертания (гуа) Книги Перемен (гл.7).
В Бытие (1:14)
говорится:
«И сказал Бог, да будут светила на
тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней,
и годов».
Светила стихов
14-18 содержат параллель кругам разделённой Октавы Тимея, которые должны стать
прообразом реальных космических движений – «частей времени».
Вся первая
глава Бытия (период творения до момента, как Бог «почил в день седьмый от всех
дел Своих» (2:2) есть семиступенная
гамма, в которой последняя ступень – си
– отмечает исчерпание диатонического
ряда (первые шесть квинт от фа
до си в пифагорейском строе).
«Седьмый день» в цикле соответствует первому: «и почил от всех дел»; ступень си
должна вернуться в фа‚ если мы не
продолжим членение октавы дальше. «Зеркальный ход» диатонического ряда (седьмая
-
двенадцатая квинты) восполняет первую полуфазу - Творение‚ эволюцию
или нисхождение «божественных энергий» – второй полуфазой‚ инволюцией или историей Адама‚
достигающей своей кульминации в вознесении Человеко-Логоса и проповеди апостола Павла:
«первый человек Адам стал душею
живущею, а последний Адам есть дух животворящий»
(1 Кор. 15:45).
Священное
значение Октавы засвидетельствовано всей традицией религиозной архаики.
Отголоски символизма 12-ти могут быть прослежены в родословии патриархов и –
куда более явно – в новозаветной литературе‚ синтетичной по преимуществу (Иисус
= Солнце и двенадцать апостолов - знаков Зодиака, «предательство» тринадцатого из них –
Иуды [38] и
т.д.; см. также Откровение Иоанна
Богослова - Гл.
5). В целом же эзотеризм мировых циклов как у правоверных иудеев, так и у
христиан был отделён от практики астрологической магии‚ таившей опасность
неортодоксальности:
«Наблюдаете
дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас»
(Гал.
4:10-11).
Позднее все
сохранившиеся реликты доктрины были бережно подобраны и культивированы в
учениях западной алхимии и Кабалы – последней‚ вероятно, предпринятой в
истории попыткой реконструировать симфонию «Всё и Вся».
[1] Мир
как воля и представление‚ §52.
[2] Известно только начало Крития - «превосходнейшего и наиболее совершенного
из всех творений Платона» (П.Бенуа: «Атлантида»).
[3] «...самая первая философия пифагорейцев заглохла...
Платон‚ Аристотель‚ Спевсипп‚ Аристоксен‚ Ксенократ присвоили себе все их
выводы‚ изменив разве лишь самую малость‚ а потом собрали всё самое дешёвое и
пошлое...» - Порфирий: Жизнь Пифагора.
[4]Лосев А.Ф. Бытие – Имя – Космос. / Сост. и
ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993; стр.263.
[5] См.: Блаватская Е.П. Тайная доктрина ‚
т.3. Введение. В «Поймандре» (сочинении, приписываемом Гермесу) «египетские
доктрины и, возможно, даже некоторые отголоски халдейских или персидских верований
смешиваются с «Тимеем», первой главой Книги Бытия и началом Евангелия святого
Иоанна», - говорит Луи Менар (Гермес Трисмегист и
герметическая традиция Востока и Запада. – Киев: Ирис, М.: Алетейа, 1998; стр.
394). Столь легко достижимый синтез может
лишь свидетельствовать о едином основании этих учений и их опоре на общую
посвятительную доктрину‚ выражениями которой они являются.
[6] Ibid. 23.
[7] Сократу за свою диалектику пришлось в Афинской тюрьме испить горькую
чашу цикуты (хотя его друга Алкивиада‚ обвинявшегося в куда худшем
преступлении - профанации
Элевсинских таинств - смерть настигла много позже: Фукидид, История); дом
же Пифагора‚ обосновавшегося с учениками
в Кротоне‚ Италия‚ был окружён и
подожжён с четырёх сторон, - об этом нам сообщает Порфирий. Говорят‚ правда‚ что сам Учитель
успел заблаговременно покинуть полуостров…
(см. Жизнь Пифагора‚ 55-56).
Платон же,
как говорят, умер в 1 год 108-й олимпиады в день своего рождения на брачном
пиру.
[8] L.c. 24-25. «Атлант исследовал то‚ что
находится под землёю‚ и то‚ что совершается на небе»‚ - говорит
Павсаний (IX. XX‚ 3). В Киллене‚
находившейся в Аркадии‚ у Атланта
родились семь дочерей‚ которых прозвали Плеядами. От них берут начало
многие эллинские роды
царей и героев (Аполлодор III. Х‚ 1-2).
[9] Согласно Проклу‚ Пифагор был
посвящён Аглаофемом в таинства‚ вынесенные из Египта фракийцем
Орфеем. (Гермес Трисмегист l.c.; стр. 383).
[10] Тимей, 32.
[11] L.c.
32-33.
[12] Лейбниц: Монадология‚ 65.
[13] Такое «обращение в одном месте» есть осцилляция
(гармоническое колебание).
[14] L.c.34b.
«Душа» у Платона‚ согласно разъяснению А.Ф.Лосева‚ есть самодвижущееся число -
и‚ как число‚ этим она имеет причастность к совершенству и неподверженности
тлению.
[15] Там же.
[16] Выделено мною – Б.С.
[17] Плутарх: О
музыке, 246.
[18] 34 c.
[19] 36 b.
[20] В: Бытие – Имя – Космос; стр.272.
[21] Платон: Филеб‚ 66d.
[22] Античный
космос: Лосев А.Ф. Бытие – Имя – Космос; стр. 216, 267.
[23] Любопытная характеристика поздней египетской религии
дана стоиком Херемоном (известная нам в изложении Порфирия). Религия египтян‚
утверждал он‚ знала якобы лишь «богов‚ называемых «блуждающими» (планеты)‚ тех‚
которые заполняют зодиак или восходят вместе с ними‚ и подразделения деканов и
гороскопов‚ а также тех‚ кого называют могущественными управителями и чьи имена
были в альманахах с их фазами‚ восходами‚ заходами и их обозначением будущих
событий. Египтяне всё время зависели... от фаз‚ появлений и исчезновений звёзд‚
прибываний и убываний луны‚ движения солнца в дневном и ночном полушариях и‚
наконец‚ от реки (Нила). Одним словом‚ они говорили только о естественных вещах
и ничего не объясняли из сущностей нетелесных и живых». - Гермес Трисмегист и герметическая традиция
Востока и Запада‚ стр. 379.
[24] Тимей, 37 d.
[25] «вещь-в-себе».
[26] Музыкальный
энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия‚ 1990.
[27] Тимей‚
36d. Различными исследованиями было показано‚ что движения
планет Солнечной системы в самом деле следуют резонансным числовым отношениям - см. также Гл.4.
[28] L.c. 36 е.
[29] l.c. 37.
[30] Р.Бёкк: Космическое
сознание.
[31] термин Аристотеля.
[32] Тимей, 37с.
[33] l.c. 37d.
[34] Тимей, 37d -38a (выделено мною
- Б.С).
[35] 37 е и 38 b.
[36] Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Т.3. ФН. - М.: Мысль, 1994; стр. 619 (примечание
А.Ф.Лосева).
[37] О числах времени мы говорим в том же смысле‚ в каком неоплатонизм
развивал учение об иерархии Эонов («божественных эманаций»)‚понимаемых
как числа.
[38] «При сем и Иуда‚
предающий Его‚ сказал: не я ли‚ Равви?
Иисус говорит ему: ты сказал» (Матф. 26:25).