<<<  к началу

 

 

Принимая за основу соответствие основных музыкальных ступеней Ба гуа Прежнего неба (Фиг. 7.7.) мы находим, что пятью триграммами - исходной А и зависимыми от неё О, П, К1 и К2, сочетания которых образуют семейство (5), - могут быть построены следующие созвучия - Фиг. 7.15. Триграммы семейств‚ таким образом, располагаются по терциям, обра­зуя нонаккорды и септаккорды.

 

В двух первых семействах (Цянь и Кунь) септаккорд (малая терция – большая терция – малая терция‚ и большая терция – малая терция – большая терция) дополнен интервалом октавы к септиме и приме (до – до1). В семей­ствах Сунь и Чжэнь септаккорд дополнен квартой к приме (ре – соль и до – фа). Остальные четыре семейства гексаграмм (Ли‚ Кань, Дуй и Гэнь) состав­лены триграммами, образующими нонаккорды (малая терция – большая тер­ция – малая терция – большая терция, и большая терция – малая терция – большая терция – малая терция).

Все аккорды‚ в свою очередь‚ разбиваются на две группы – мажора (по­строенные на большой терции) и минора (построенные на малой терции) в отношении 3:5. В первую группу входят семейства Кунь ( ) , Дуй () и Чжэнь ( во вторую Цянь (), Ли (), Кань (), Сунь () и Гэнь ().

Можно также выделить две группы аккордов, включающих трезвучие до – ми – соль (триграммы Кунь – Кань – Чжэнь )‚ либо трезвучие ре – фа – ля (триграммы Гэнь – Сунь – Ли ).

По последнему признаку семейства распределяются поровну:

 

Обращает на себя внимание (Фиг. 7.15), что исходная (А), параллель­ная (П) и оппозитная (О) сгруппированы везде в трезвучия, кроме се­мейств Цянь и Кунь, где оппозит (О) образует интервал в октаву. Парал­лельная (П) всегда стоит рядом (по звуковысотному возрастанию) с образующей триграммой А. Две координированные (К1 и К2) также всегда выступают вместе.

Не менее показательные результаты дают сочетания пяти образующих триграмм А П О К1 К2 в музыкальном порядке Ба гуа После­дующего неба - Фиг. 7.16.

Из этого распределения триграмм Фиг. 7.16. становится понятным наименование темпо­рального или временнóго, придаваемое Последующему небу (Хоу тянь)[34]: ступени здесь идут не по терциям (в порядке гармонизации), но по звуковысотному возраста­нии, то есть абсолютным значениям.

Расположение ступеней по тер­циям согласно Прежнему небу (Сянь тянь) - Фиг. 7.15. - с образова­нием консонансов (правильных созвучий - интервалов квинты и кварты) характеризует вертикальную связь уровней (Небо – Человек – Земля‚ со­гласно китайской натурфилософии), или так называемый абстрактный (вне­временной) порядок отношений.

Если в Сянь тянь семейства Сунь и Чжэнь («Ветер» и «Гром») получают дополнение аккорда консонансом кварты, в порядке Хоу тянь мы наблюдаем в двух случаях нарушение строгого звуковысотного следова­ния. В семействах Кань и Чжэнь («Вода» и «Гром») вместо следующей по порядку фа (после ми) мы встречаем ступень в интервале квинты (соль к до или ля к ми). «Верхнее до» (до1) также не отвечает в расположе­нии Хоу тянь порядковой ступени‚ но, образуя интервал в октаву‚ согласу­ется с нижним до: Кунь («Земля» или «Исполнение») «созвучна» триграмме Чжэнь («Гром» - «Пробуждение»), «открывающей» цикл Последующего неба в начале года (весна) и в направлении восхода солнца (вос­ток). Триграмма Гэнь (фа) располагается по диаметру напротив Кунь (верхнее до), и обе они относятся к элементу Земля (Фиг. 7.9.), консонируя с Чжень (нижнее до).

Вспомним‚ что Фуси - демиург и мифический основатель китайской цивилизации - был связан родством с богом Грома Лэй-шенем: триграмма Чжэнь «Гром» («Пробуждение» и нижнее до) откры­вает земной темпоральный уровень Хоу тянь – порядок обусловленных во времени событий «мира сего».

 

Отправляясь от положенных в основу «домов» гексаграмм по Цзин Фану отношений АОПК1К2 между триграммами (5), можно открыть и алгебраическую систему этих зависимостей‚ а также того естественного порядка гексаграмм‚ что базируется на собственной структуре гуа (начертаний).

 

Определим прежде всего несложную операцию, в результате которой из двух гуа получается третья. Так‚ если сильная черта ян, прилагаемая к данной позиции, играет роль переключателя по принципу реле («есть сиг­нал») и изменяет её значение на противоположное‚ то слабая черта инь выражает отсутствие перемены на данной позиции («нет сигнала»).

Такое взаимодействие черт отвечает следующему закону логического сложе­ния[35]:

 

0 + 0 = 0,

0 + 1 = 1,

1 + 0 = 1,

1 + 1 = 0.

 

Отличие от обычного арифметического сложения здесь заключается в том‚ что две единицы дают ноль‚ то есть следующий разряд не учитыва­ется (в двоичной же системе счисления 1+1=10).

 

Для простоты будем говорить‚ что А применяется к В‚ и при этом получается С:

А(В) = С.

 

При этом справедливы закон перестановки А(В) =В(А) = С, а также обратные операции А(С) = В и В(С) = А.

 

Если последовательность триграмм в биномиальном «порядке порожде­ния» (Таблица 1) принять за исходную, то операция Кунь (), применён­ная к этой последовательности, оставляет все триграммы на их прежнем месте, а операция Цянь () превращает все гуа в их оппозиты, обращая ис­ходный поря­док триграмм:

В бинарной структуре И цзина нижняя граница - триграмма Кунь () - может быть названа «слабой единицей» (е)‚ поскольку если

ае = еа = а

то и «обратный элемент» здесь не отличен от самого а:

аа = е.

Верхняя граница - Цянь () - тоже является определённого рода «единицей»‚ поскольку получается как «произведение» оппозитов

аа-1 = е

и поэтому будет в принятой нами терминологии «сильной единицей»‚ причём

ее = е

е-1 = е.

 

Шесть остальных триграмм, изменяя одни черты и оставляя без измене­ния другие, образуют из исходного порядка (1) следующие производные последовательности (Таблица 2):

 

Таблица 2.

 

Из приведённого становится ясным, что если оппозиты- О) связаны между собой через Цянь (восьмая позиция), то параллельные- П) – через Кань (третья позиция), а координированные К1 и К2 с исходной триграммой - К1 и А - К2) - через Чжэнь и Дуй соответст­венно (позиции пятая и седьмая).

 

В каждом из восьми «домов» гексаграмм по Цзин Фану образующие триграммы (исходная А‚ оппозит О‚ параллельная П и координированные К1 и К2), сопоставленные в должном порядке, связываются между собой через следующие отношения:

Таблица 3.

 

 

Из приведённого очевидно, что положенные в основу «домов» отношения (5) сами являются ни чем иным‚ как восемью триграммами. При этом самих образующих элементов (АОПК1К2) используется пять, так что вся система построена на логиче­ской связи циклов «5-ти» и «8-ми» - пентады и ок­тады.

Является‚ поэтому‚ весомым предположение, что некоторого рода «сквозное» отношение, подобное только что рассмотренному, должно опре­делять и «аутентичную последовательность» 64-х гексаграмм И цзина.

 

Если, как мы видели ранее (Фиг. 7.12.)‚ квадрат 88 триграмм, располо­женных в биномиальном порядке, даёт таблицу 64-х гексаграмм в последовательности двоичных чисел по закону бинома, то такой же квадрат 88 триграмм определяет и вторичный порядок отношений между ними, выра­жаемый триграммами же - Фиг. 7.17. Поскольку квадрат Фиг. 7.12. открывается гексаграммой Кунь‚ последний был повёрнут нами на 90°‚ чтобы в верхнем левом углу располагалась Цянь. Используя цвета пяти «элементов» - для наглядно­сти мы берём различные цвета в тех случаях, когда один и тот же элемент соответствует двум разным триграммам, - мы получаем красивый рисунок биномиальной матрицы 8х8, характеризуемый любопытными отношениями.

 

На Фиг. 7.17. триграммам Цянь и Дуй отвечает элемент Металл (синий и белый цвета квадратов), триграммам Кунь и Гэнь – элемент Земля (жёлтый и оранжевый цвета), триграммам Сунь и Чжэнь – элемент Дерево (зеленый и голубой цвета), триграмме Ли – элемент Огонь (красный), и триграмме Кань – элемент Вода (черный). Эти соответствия цветов и элементов приняты в Ба гуа Прежнего и Последующего неба и Ло шу квадрате «9-ти полей».

Прежде всего обратим внимание, что цветами Металла и Земли закра­шены квадраты 22, идущие по диагоналям от левого верхнего угла вниз и от левого нижнего угла вверх, четыре квадрата Металла и четыре квадрата Земли. Зем­ля и Металл, как уже говорилось ранее, в китайской космологией отме­чают два диаметрально-противоположные начала – пассив­ное и активное‚ или нижний и верхний пределы мировой Октавы. При этом элемент Ме­талл может быть отождествлён с Эфиром (тоже «Небо») - пятой сущностью (квинтэссенцией) неоплатоников‚ или Духом ближневосточной и христианской традиций; первое же, пассивное первона­чало‚ в Библии соответствует Воде или бездне:

«И тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»

(Бытие 1:2).

В Китае «Дух Божий» отвечает Небу - Цянь () - «Творчество»‚ элементу Металл (Эфир) и признаку нечётности (сильная черта ян и тройка), «вода» же Бытия соответствует Земле - Кунь () - «Испол­нение», и признаку чётности (слабая черта инь и двоица). О значении 2 и 3 в пифагорейской и платонической космогонии и в образовании гармонических чисел космического времени было достаточно сказано нами выше.

 

Мы полагаем, что изначальная символическая система И цзина была разрабо­тана на основе тех же принципов, что некогда положены в основу учения калавады‚ элементы которого донесены до нас пифагорейцами и Платоном, а также эзотерическими космогониями архаической эпохи (за­фиксированными, в частности, первыми главами книги Бытие).

 

Одного противоположения (Небо - Земля, нечет - чёт) явно недостаточно для описания «многообразия всех вещей», поэтому другие симметрические отношения должны быть порождены на основе этих первоначал.

Но определённая логическая операция над ними приводит всё к тем же триграммам Цянь и Кунь:

Выход из тупика древние теоретики могли увидеть в создании симметрии осевого типа как зародыша протяжённости (креста) - что, мы знаем, пифагорейцы называли тетрактидой, а китайцы - Четырьмя образами (Сы сян - Фиг.7.3.):

 

Обратим внимание, что триграммы Ли (Огонь) и Кань (Вода) обладают той же внутренней симметрией‚ что Цянь и Кунь: они не изменяются при переворачивании (реверсе)‚ и являются оппозитами - переходят при замене черт в свою пару (Фиг. 7.14.):

 

 

В то же время Ли переворачивает (reverse) любую несимметричную триграмму‚ а Кань превращает её в параллельную (reverse opposite):

 

 

«Умножение» Ли и Кань возвращает нас снова к Цянь (единичному эле­менту). Вместе с тем нельзя сказать, что начало Кунь не играет роли: хотя «умножение» любой триграммы на Кунь есть та же самая триграмма‚ без всту­пления сильных черт Цянь в Кунь не образовались бы «внутренне-симметричные» триграммы Кань и Ли. Говоря иначе, оппозицией Цянь─Кунь отмечено первое симметрическое отношение, на базе которого мыслимы все ос­тальные.

Любопытно, что если взять числовые (двоичные) значения триграмм, то мы получим следующую диаграмму:

 

Вертикальную ось образуют 0 (нижнее до)‚ и 8 (1000 в двоич­ной системе счисления)‚ то есть октава ими и седьмой ступенью си отмечены пределы октавного пространства («Небо - Земля»)[36]. На горизон­тальной же оси располагаются «динамические» 2 и 5 (в сумме составляющие 7) - это есть вторая ступень = 1 тон и пятая ступень = квинта‚ т.е. второе и первое начала деления октавного интервала в развёртывании последую­щих чисел. Мы знаем также (Гл. 3), что квинта соответствует гармониче­скому отношению 7 к 5 (3.5 тона к 2.5 тона‚ или квинта и её обращение, кварта, в сумме дающие октаву). В системе музыкальных соответствий Ба гуа Ли () - Кань() также стоят в отношении квинты.

Триграмма Ли отвечает элементу Огонь и свету (красный цвет), три­грамма Кань – элементу Вода и тьме (чёрный цвет). В первой главе Бытия отношение второй пары триграмм выражено следующими словами:

 

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог

свет от тьмы.

И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было

утро: день первый»

(Быт. 1: 3-5).

В этом первом эоне (цикле) Творения возникает первая тетрактида и три первые ступени Октавы; дальнейшие «числа творения»‚ распределяющиеся по семи ступеням диатоники (вторая тетерактида или «Тетрактида В» А.Ф. Лосева) необходимо включают в себя начала первой тетрактиды - элементы «тьмы» и «света», согласно симметриям Кань и Ли.

На «фрактальной матрице» элементов 64-х гексаграмм Фиг. 7.17. восемь идущих по периметру квадратов 22 содержат красные и чёрные клетки, в то время как центральные и угловые – лишь цвета исходных элементов Земли и Ме­талла. Как мы увидим далее, углы отмечают кар­динальные перпендикулярные оси Октавы фа – си и ре – ляb (соль#) - её четве­ричный паттерн‚ в то время как квадраты, включающие цвета Ли и Кань, соотносятся с диатоническими основными и с хроматическими изменёнными ступе­нями гаммы. При этом только красные и чёрные клетки из идущих по пери­ферии примыкают к угловым квадратам Неба и Земли.

 

Но для образования второй тетрактиды и полной семиступенной гаммы ок­тавы требуется ещё одно условие симметрии, которым не обладают уже полученные четыре триграммы. Характеризующие их две ос­новные операции – образование оппозита (замена черт на противополож­ные или Цянь), а также реверс (переворачивание или Ли) - не дают способа создать четыре оставшиеся триграммы. На помощь приходит процедура, известная из гада­тельной практики И цзина как образование внутренней гексаграммы (ху гуа)[37]:

 

 


В этом способе структурной перестройки гексаграммы берутся две верх­ние черты из нижней и одна нижняя черта из верхней триграммы, а затем верхняя черта из нижней и две нижние черты из верхней триграммы (Фиг. 7.19).

Только таким путём получаются четыре триграммы второй тетрактиды, об­ладающие еще одним, дополнительным к первым двум, па­раметром асимметрии: их переворачивание (реверс) приводит к другой три­грамме. Три различия (базовой асимметрии)‚ применённые совместно‚ способны теперь дать пять видов основных отношений между триграммами (5): (А) - «единичный элемент», (О) - комплементарную оппозицию или «об­ратный элемент»[38], параллелизм (П) и две «координации» (К1 и К2) - Фиг 7.14. Пять видов отношений соответствуют числу пяти элементов - и они‚ в свою очередь‚ по­рождают из восьми триграмм Таблицы 3 по восемь гексаграмм в каждом из семейств Цзин Фана.

Можно убедиться, что подобная «абстрактная алгебра» далеко не так тривиальна, однако её экспликации были в ходу уже как минимум тысячелетие до нашей эры.

 

Четыре триграммы второй тетрактиды связаны между собой отноше­ниями четырёх триграмм первой тетрактиды:

 

 

В эзотеризме Бытия этап образования второй тетрактиды (построение семиступенной гаммы первого космоса) выра­жен следующими словами:

 

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да

отделяет она воду от воды.

И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под

твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро:

день вторый»

(Быт. 1: 6-8).

«Твердь посреди воды» в данном случае соответствует триграмме Гэнь - «Гора», другое значение Пещера - и элементу Земли. На диаграмме Фиг. 7.17. квадраты Гэнь закрашены оранжевым цветом, и они сопутствуют идущим по диагонали от левого нижнего угла жёлтым квадратам Кунь ‚ также обозначающим Землю.

Оппозитная Гэнь есть Дуй - «Озеро», а также Отражение- соот­ветствующая элементу Металл («Эфир»), и этому же элементу отвечает триграмма Цянь «Небо» - отмечающая, как мы знаем, активное первона­чало. На диаграмме Фиг. 7.17. квадраты Дуй закрашены белым цветом, и они сопутствуют идущим по диагонали от левого верхнего угла синим квадратам Цянь.

Оппозиция Цянь─Кунь «Небо»-«Земля» параллельна оппозиции Ли─Кань «Огонь»-«Вода» или «свет – тьма» (Фиг. 7.18.). На Фиг. 7.17. красные квадраты Ли (Свет) непосредственно примыкают к бе­лым квадратам Дуй и синим квадратам Цянь (элемент Металл) в верхнем-левом и правом-нижнем секторах, в то время как чёрные квадраты Кань (Тьма) связаны с оранжевыми квадратами Гэнь и жёлтыми квадратами Кунь (элемент Земля) в левом-нижнем и правом-верхнем секторах диаграммы.

 

Фрактальная матрица элементов И цзина включает в себя три, пять и восемь на­чал (соответственно, первые три уровня октавных чисел), и поэтому эти же принципы входят в качестве паттернов во все процессы, согласно идеологии основателей учения о Переменах (И).

Необходимо сказать об оставшихся двух триграммах Сунь - «Ветер» или Движение и Энергия и Чжэнь - «Гром» или Сообщение- обозначаемых обе элементом Дерево (зеленый и голубой квадраты диаграммы). Их положение в квадрате 64-х гексаграмм Фиг.7.17. отличается от рассмот­ренных ранее Дуй и Гэнь, по отношению к которым они реверсивны (перевёрнуты). Если последние сопутствуют элементам Неба и Земли, то Сунь связана с квадратами Воды, а Чжэнь – с квадратами Огня. Тут просле­живается то же соответствие, что было отмечено нами для предшест­вующих пар оппозитов.

Не будет излишним привести на сей счёт следующие слова Библии:

 

«И произвела земля зелень, траву, сеющую семя

по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его

по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день третий»

(Быт. 1: 13).

 

По замыслу составителей Книги Бытия‚ «первый день» Творения завершён в пятом стихе первой главы, «второй день» - в восьмом стихе, и «третий день» – в тринадцатом стихе. После всего, что уже было сказано нами ранее, отнюдь не покажется натяжкой заключение, что «формально-логическая» сторона Творения во времена Моисея рассматривалась в полном согласии с изложенным выше учением об Октаве в её отношении ко времени. Тринадца­тым стихом завершается построение восьми триграмм и паттерна отношений между ними, выраженного в 64-х гексаграммах И цзина, и этим заложена основа динамически развёртывающейся спирали времени, совершающей свой пер­вый цикл на тринадцатой ступени Октавы.

 

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной‚ для отделения дня от ночи‚ и для знамений‚ и времён‚ и дней‚ и годов;

И да будут они светильниками на тверди небесной‚ чтобы светить на землю.

И стало так.

И создал Бог два светила великие: светило большее‚ для управления днём‚ и светило меньшее‚ для управления ночью‚ и звёзды;

И поставил их Бог на тверди небесной‚ чтобы светить на землю‚

И управлять днём и ночью‚ и отделять свет от тьмы.

И увидел Бог‚ что это хорошо.

И был вечер‚ и было утро: день четвёртый»

(Быт. 1 : 14-19).

 

«Абсурдность» построения книги Бытия служила рационалистам подтверждением атеистических доводов: ведь как могло случиться‚ чтобы Бог создал зелень ранее‚ чем светила небесные? Шесть стихов дня четвёртого‚ описывающие сотворение светил‚ и отмечают переход от абстрактного порядка к конкретным значениям проявленного времени – вращению «знамений и времён‚ и дней‚ и годов»‚ в полном согласии с последовательностью изложения Тимея[39]. Мы определили этот этап построения как пятый уровень чисел Октавы: модулем его микрохроматических циклов выступает число восемнадцать.

Не менее того впечатляет, что и в использованном Библией языке реалий начальные стадии Творения до известной степени строго следуют абстрактным принципам, положенным в основу на другом краю земли – Древнем Китае.

 

А теперь‚ дорогой мой читатель‚ тебе уже будет вовсе не трудно‚ вооружившись полученными сведениями‚ разложить все 64 гексаграммы по квинтам‚ то есть восстановить их истинное расположение‚ осуществив этим вожделенную мечту ицзинистов. Я бы и не затруднился доставить это удовольствие прямо здесь‚ да вот беда: кажется‚ закончилась бумага.

И цзин - это целый мир, выражения которого беспредельны, подобно музыке - и, как музыка, заключает он много большее, чем только числа. «Вопрошайте палочки тысячелистника, - говаривал Рихард Вильгельм, - а уж они-то и научат вас всему».

 

>>>>

 

на главную

 



[34] Говинда Анагарика l.c.

[35] Очевидно, что операция эта не булева, но она вполне согласуется с аксиомами логического исчисления Lows of Form Дж. Спенсера-Брауна (заслужившего, как известно, высокую оценку основателя математической логики Б. Рассела): 1/. The value of a call made again is the value of the call; 2/. The value of a crossing made again is not the value of the crossing («1/. Значение отметки снова влечёт это значение отметки; 2/. Значение вычёркивания снова не влечёт это значение вычеркивания»). Роль оператора Брауна, последовательное применение которого приводит попеременно то к отмеченному, то к неотмеченному состоянию, играет сильная черта.

[36] Этими двоичными значениями просто определяется‚ что нижний (Кунь = 0) и верхний (Кунь = 8) пределы Мировой октавы - «слабый элемент» - отнесены за пределы нашего восприятия‚ согласно принятому учению о космосах. Иначе это для Цянь = 7 («сильный» или «переходящий» элемент) - который‚ в сущности‚ есть «мы сами».

[37] Чжоу Цзунхуа. Дао И цзина. / Пер. с англ. - Киев: София, 1996.‚ стр. 64-65.

[38] Очевидно‚ что понятия единичного и обратного элемента к границам этой булевой структуры применимы лишь условно (см. выше).

[39] 38 c-d.

Сайт управляется системой uCoz