Принимая
за основу соответствие основных музыкальных ступеней Ба гуа
Прежнего неба (Фиг. 7.7.) мы находим, что
пятью триграммами - исходной А и
зависимыми от неё О, П, К1 и К2, сочетания которых
образуют семейство (5), - могут быть построены следующие
созвучия - Фиг.
7.15. Триграммы семейств‚ таким образом,
располагаются по терциям, образуя нонаккорды
и септаккорды.
В двух
первых семействах (Цянь и Кунь) септаккорд (малая терция – большая
терция – малая терция‚ и большая терция – малая терция – большая терция)
дополнен интервалом октавы к септиме и приме (до – до1). В
семействах Сунь и Чжэнь септаккорд дополнен квартой к
приме (ре – соль и до – фа). Остальные четыре семейства
гексаграмм (Ли‚ Кань, Дуй и Гэнь) составлены триграммами,
образующими нонаккорды (малая терция – большая терция – малая терция – большая
терция, и большая терция – малая терция – большая терция – малая терция).
Все
аккорды‚ в свою очередь‚ разбиваются на две группы – мажора (построенные на
большой терции) и минора (построенные на малой терции) в отношении 3:5. В
первую группу входят семейства Кунь ( ) , Дуй () и Чжэнь
(); во вторую – Цянь
(), Ли (), Кань (), Сунь () и Гэнь ().
Можно также выделить две группы аккордов,
включающих трезвучие до –
ми – соль (триграммы Кунь –
Кань – Чжэнь )‚ либо трезвучие ре – фа – ля (триграммы Гэнь – Сунь – Ли ).
По
последнему признаку семейства распределяются поровну:
Обращает
на себя внимание (Фиг. 7.15), что исходная
(А), параллельная (П) и оппозитная (О) сгруппированы везде в
трезвучия, кроме семейств Цянь и Кунь, где оппозит (О) образует интервал
в октаву. Параллельная (П) всегда стоит рядом (по звуковысотному возрастанию)
с образующей триграммой А. Две координированные (К1 и К2)
также всегда выступают вместе.
Не менее
показательные результаты дают сочетания пяти образующих триграмм А П О К1 К2 в
музыкальном порядке Ба гуа
Последующего неба - Фиг.
7.16.
Из этого
распределения триграмм Фиг. 7.16. становится понятным наименование темпорального
или временнóго, придаваемое Последующему небу (Хоу тянь)[34]: ступени здесь идут не по
терциям (в порядке гармонизации), но по звуковысотному возрастании, то есть абсолютным значениям.
Расположение
ступеней по терциям согласно Прежнему
небу (Сянь тянь) - Фиг.
7.15. - с
образованием консонансов (правильных созвучий - интервалов
квинты и кварты) характеризует вертикальную связь уровней (Небо
– Человек – Земля‚ согласно китайской натурфилософии), или так называемый абстрактный (вневременной) порядок
отношений.
Если в Сянь тянь семейства Сунь и Чжэнь («Ветер» и
«Гром») получают дополнение аккорда
консонансом кварты, в порядке Хоу
тянь мы наблюдаем в двух случаях нарушение строгого звуковысотного следования.
В семействах Кань и Чжэнь («Вода» и «Гром») вместо следующей
по порядку фа (после ми) мы
встречаем ступень в интервале квинты (соль
к до или ля к ми). «Верхнее до» (до1)
также не отвечает в расположении Хоу
тянь порядковой ступени‚ но, образуя интервал в октаву‚ согласуется с
нижним до: Кунь («Земля»
или «Исполнение») «созвучна» триграмме Чжэнь
(«Гром» - «Пробуждение»),
«открывающей» цикл Последующего неба в начале года (весна) и в направлении восхода
солнца (восток). Триграмма Гэнь (фа) располагается по диаметру напротив Кунь (верхнее
до), и обе они относятся к элементу Земля
(Фиг. 7.9.), консонируя с Чжень (нижнее до).
Вспомним‚ что Фуси - демиург и
мифический основатель китайской цивилизации - был связан
родством с богом Грома Лэй-шенем: триграмма Чжэнь
«Гром» («Пробуждение» и нижнее до) открывает земной темпоральный уровень Хоу тянь – порядок обусловленных во времени событий «мира
сего».
Отправляясь
от положенных в основу «домов» гексаграмм
по Цзин Фану отношений АОПК1К2 между
триграммами (5), можно открыть и алгебраическую систему этих зависимостей‚ а
также того естественного порядка гексаграмм‚
что базируется на собственной структуре гуа
(начертаний).
Определим
прежде всего несложную операцию, в результате которой из двух гуа получается третья. Так‚ если сильная черта ян, прилагаемая к данной позиции, играет
роль переключателя по принципу реле
(«есть сигнал») и изменяет её значение на противоположное‚ то слабая черта инь выражает отсутствие перемены на
данной позиции («нет сигнала»).
Такое
взаимодействие черт отвечает следующему закону логического сложения[35]:
0
+ 0 = 0,
0 + 1 = 1,
1
+ 0 = 1,
1
+ 1 = 0.
Отличие
от обычного арифметического сложения здесь заключается в том‚ что
две единицы дают ноль‚ то есть
следующий разряд не учитывается (в двоичной же системе счисления 1+1=10).
Для
простоты будем говорить‚ что А применяется к В‚ и при этом получается С:
А(В)
= С.
При этом
справедливы закон перестановки А(В) =В(А) = С, а также обратные операции А(С) =
В и
В(С) = А.
Если
последовательность триграмм в биномиальном «порядке порождения» (Таблица 1) принять за исходную, то операция Кунь
(), применённая
к этой последовательности, оставляет все триграммы на их прежнем месте, а
операция Цянь () превращает все гуа в их оппозиты, обращая исходный
порядок триграмм:
В бинарной структуре И цзина нижняя граница - триграмма Кунь () - может быть названа «слабой единицей» (е)‚ поскольку если
ае
= еа = а‚
то и
«обратный элемент» здесь не отличен
от самого а:
аа = е.
Верхняя
граница - Цянь () - тоже
является определённого рода
«единицей»‚ поскольку получается
как «произведение» оппозитов
аа-1 = е ‚
и поэтому будет в принятой нами терминологии «сильной единицей»‚ причём
ее
= е‚
е-1 = е.
Шесть
остальных триграмм, изменяя одни черты и оставляя без изменения другие,
образуют из исходного порядка (1)
следующие производные последовательности (Таблица 2):
Таблица 2.
Из
приведённого становится ясным, что если оппозиты
(А - О) связаны между собой через Цянь (восьмая позиция), то параллельные (А - П) – через Кань (третья позиция), а координированные К1 и К2
с исходной триграммой (А - К1 и А - К2) - через Чжэнь и Дуй
соответственно
(позиции пятая и
седьмая).
В каждом
из восьми «домов» гексаграмм по Цзин Фану образующие триграммы (исходная
А‚ оппозит О‚ параллельная П и координированные К1 и К2),
сопоставленные в должном порядке, связываются
между собой через
следующие отношения:
Таблица 3.
Из
приведённого очевидно, что положенные в основу «домов» отношения (5) сами
являются ни чем иным‚ как восемью триграммами. При этом самих
образующих элементов (АОПК1К2)
используется пять, так что вся
система построена на логической связи циклов «5-ти» и «8-ми»
- пентады
и
октады.
Является‚
поэтому‚ весомым предположение, что некоторого рода «сквозное» отношение,
подобное только что рассмотренному, должно определять и «аутентичную последовательность» 64-х
гексаграмм И цзина.
Если, как мы видели ранее (Фиг. 7.12.)‚
квадрат 88 триграмм, расположенных в биномиальном порядке, даёт
таблицу 64-х гексаграмм в
последовательности двоичных чисел по
закону бинома, то такой же квадрат 88 триграмм определяет и вторичный порядок отношений между
ними, выражаемый триграммами же - Фиг. 7.17. Поскольку квадрат Фиг. 7.12. открывается
гексаграммой Кунь‚ последний был
повёрнут нами на 90°‚ чтобы
в верхнем левом углу располагалась Цянь.
Используя цвета пяти «элементов» - для наглядности мы берём
различные цвета в тех случаях, когда один и тот же элемент соответствует двум
разным триграммам, - мы
получаем красивый рисунок биномиальной
матрицы 8х8, характеризуемый любопытными отношениями.
На Фиг.
7.17. триграммам Цянь и Дуй
отвечает элемент Металл (синий и
белый цвета квадратов), триграммам Кунь и
Гэнь – элемент Земля (жёлтый и оранжевый цвета), триграммам Сунь и Чжэнь – элемент Дерево (зеленый и голубой цвета),
триграмме Ли – элемент Огонь (красный), и триграмме Кань – элемент Вода (черный). Эти соответствия
цветов и элементов приняты в Ба
гуа Прежнего и Последующего неба
и Ло шу – квадрате «9-ти
полей».
Прежде
всего обратим внимание, что цветами Металла
и Земли закрашены квадраты 22, идущие по диагоналям от левого верхнего угла вниз и от
левого нижнего угла вверх, четыре
квадрата Металла и четыре квадрата Земли. Земля и Металл, как уже
говорилось ранее, в китайской космологией отмечают два
диаметрально-противоположные начала – пассивное и активное‚ или нижний и
верхний пределы мировой Октавы. При этом элемент Металл может быть отождествлён с Эфиром (тоже «Небо») - пятой сущностью (квинтэссенцией)
неоплатоников‚ или Духом ближневосточной
и христианской традиций; первое же, пассивное первоначало‚ в Библии
соответствует Воде или
бездне:
«И
тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»
(Бытие 1:2).
В Китае
«Дух Божий» отвечает Небу - Цянь () - «Творчество»‚ элементу Металл (Эфир) и признаку нечётности (сильная черта ян и тройка), «вода» же Бытия
соответствует Земле - Кунь () - «Исполнение», и признаку чётности
(слабая черта инь и двоица). О
значении 2 и 3 в пифагорейской и платонической космогонии и в образовании
гармонических чисел космического времени было
достаточно сказано нами выше.
Мы
полагаем, что изначальная символическая система И цзина была разработана на основе тех же принципов, что некогда
положены в основу учения калавады‚
элементы которого донесены до нас
пифагорейцами и Платоном, а также эзотерическими космогониями
архаической эпохи (зафиксированными, в частности, первыми
главами книги Бытие).
Одного
противоположения (Небо - Земля, нечет - чёт) явно
недостаточно для описания «многообразия всех вещей», поэтому другие
симметрические отношения должны быть порождены на основе этих первоначал.
Но определённая логическая операция над ними
приводит всё к тем же триграммам Цянь
и Кунь:
Выход из
тупика древние теоретики могли увидеть в создании симметрии осевого типа как
зародыша протяжённости (креста) - что, мы знаем, пифагорейцы
называли тетрактидой, а китайцы - Четырьмя образами (Сы сян - Фиг.7.3.):
Обратим
внимание, что триграммы Ли (Огонь) и Кань (Вода) обладают той
же внутренней симметрией‚ что Цянь и Кунь:
они не изменяются при
переворачивании (реверсе)‚ и являются
оппозитами - переходят при
замене черт в свою пару (Фиг.
7.14.):
В то же
время Ли переворачивает (reverse) любую несимметричную
триграмму‚ а Кань превращает её в параллельную (reverse opposite):
«Умножение»
Ли и Кань возвращает нас снова к Цянь (единичному элементу). Вместе с тем нельзя сказать, что
начало Кунь не играет роли: хотя
«умножение» любой триграммы на Кунь
есть та же самая триграмма‚ без вступления сильных черт Цянь в Кунь не
образовались бы «внутренне-симметричные» триграммы Кань и Ли. Говоря иначе,
оппозицией Цянь─Кунь отмечено
первое симметрическое отношение,
на базе которого мыслимы все остальные.
Любопытно,
что если взять числовые (двоичные) значения триграмм, то мы получим
следующую диаграмму:
Вертикальную ось образуют 0 (нижнее до)‚
и 8 (1000 в двоичной
системе счисления)‚ то есть октава‚ ими и седьмой ступенью си отмечены пределы октавного пространства («Небо - Земля»)[36]. На горизонтальной же оси
располагаются «динамические» 2 и 5 (в сумме составляющие
7) - это есть вторая
ступень = 1 тон и пятая ступень = квинта‚ т.е. второе и
первое начала деления октавного интервала в развёртывании последующих чисел. Мы знаем также (Гл. 3),
что квинта соответствует гармоническому отношению 7 к 5 (3.5 тона к 2.5 тона‚
или квинта и её обращение, кварта, в сумме дающие октаву). В системе
музыкальных соответствий Ба гуа Ли
() - Кань() также стоят в отношении квинты.
Триграмма
Ли отвечает элементу Огонь и свету (красный цвет), триграмма Кань – элементу Вода и тьме (чёрный цвет). В первой главе Бытия отношение второй пары
триграмм выражено следующими словами:
«И
сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он
хорош; и отделил Бог
свет от тьмы.
И назвал Бог свет днём, а
тьму ночью. И был вечер, и было
утро: день первый»
(Быт. 1:
3-5).
В этом
первом эоне (цикле) Творения
возникает первая тетрактида и три
первые ступени Октавы; дальнейшие «числа
творения»‚ распределяющиеся по семи ступеням диатоники (вторая тетерактида или «Тетрактида В» А.Ф. Лосева) необходимо включают
в себя начала первой тетрактиды - элементы «тьмы» и «света»,
согласно симметриям Кань и Ли.
На
«фрактальной матрице» элементов 64-х гексаграмм
Фиг. 7.17. восемь идущих по периметру квадратов 22 содержат красные и чёрные клетки, в то время как
центральные и угловые – лишь цвета исходных элементов Земли и Металла. Как мы
увидим далее, углы отмечают кардинальные перпендикулярные оси Октавы фа – си
и ре – ляb (соль#) - её четверичный
паттерн‚ в то время как квадраты, включающие цвета Ли
и Кань, соотносятся с диатоническими основными и с хроматическими
изменёнными ступенями гаммы. При этом только красные и чёрные клетки из идущих
по периферии примыкают к угловым квадратам
Неба и Земли.
Но для
образования второй тетрактиды и
полной семиступенной гаммы октавы
требуется ещё одно условие симметрии, которым не обладают уже полученные четыре
триграммы. Характеризующие их две основные операции – образование оппозита
(замена черт на противоположные
или Цянь),
а также реверс (переворачивание
или Ли)
- не дают
способа создать четыре оставшиеся триграммы. На помощь приходит процедура, известная из гадательной
практики И цзина как образование внутренней гексаграммы (ху гуа)[37]:
В этом
способе структурной перестройки гексаграммы берутся две верхние черты из
нижней и одна нижняя черта из верхней триграммы, а затем верхняя черта из
нижней и две нижние черты из верхней триграммы
(Фиг. 7.19).
Только
таким путём получаются четыре триграммы второй тетрактиды, обладающие еще
одним, дополнительным к первым двум, параметром
асимметрии: их переворачивание (реверс) приводит к другой триграмме. Три различия (базовой асимметрии)‚
применённые совместно‚ способны теперь дать пять
видов основных отношений между триграммами (5): (А) - «единичный элемент», (О) - комплементарную оппозицию или «обратный
элемент»[38], параллелизм (П) и две «координации»
(К1 и К2) - Фиг 7.14. Пять видов отношений
соответствуют числу пяти элементов - и они‚ в свою очередь‚ порождают
из восьми триграмм Таблицы 3 по восемь
гексаграмм в каждом из семейств Цзин Фана.
Можно
убедиться, что подобная «абстрактная алгебра» далеко не так тривиальна, однако
её экспликации были в ходу уже как минимум
тысячелетие до нашей эры.
Четыре
триграммы второй тетрактиды связаны между собой
отношениями четырёх триграмм первой тетрактиды:
В
эзотеризме Бытия этап образования
второй тетрактиды (построение семиступенной гаммы первого космоса) выражен следующими словами:
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды,
и да
отделяет она воду
от воды.
И создал Бог твердь; и отделил воду,
которая под
твердью, от воды,
которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и
было утро:
день вторый»
(Быт. 1: 6-8).
«Твердь
посреди воды» в данном случае соответствует триграмме Гэнь
- «Гора», другое значение Пещера‚ - и элементу Земли. На диаграмме Фиг. 7.17. квадраты Гэнь закрашены оранжевым цветом, и они сопутствуют идущим по
диагонали от левого нижнего угла жёлтым квадратам Кунь ‚ также
обозначающим Землю.
Оппозитная Гэнь
есть Дуй - «Озеро», а
также Отражение‚ - соответствующая
элементу Металл («Эфир»), и этому же
элементу отвечает триграмма Цянь «Небо» - отмечающая, как мы знаем,
активное первоначало. На диаграмме Фиг. 7.17.
квадраты Дуй закрашены белым цветом, и они сопутствуют идущим по диагонали
от левого верхнего угла синим квадратам Цянь.
Оппозиция
Цянь─Кунь «Небо»-«Земля»
параллельна оппозиции Ли─Кань
«Огонь»-«Вода»
или «свет – тьма» (Фиг. 7.18.). На Фиг.
7.17. красные квадраты Ли (Свет)
непосредственно примыкают к белым квадратам Дуй и синим квадратам Цянь
(элемент Металл) в верхнем-левом и правом-нижнем секторах, в то время как
чёрные квадраты Кань (Тьма) связаны с оранжевыми квадратами Гэнь и жёлтыми квадратами Кунь (элемент Земля) в левом-нижнем и правом-верхнем секторах диаграммы.
Фрактальная матрица элементов И цзина включает в себя три,
пять и восемь начал (соответственно, первые три уровня октавных чисел), и
поэтому эти же принципы входят в качестве паттернов во все процессы, согласно идеологии основателей учения о
Переменах (И).
Необходимо
сказать об оставшихся двух триграммах Сунь - «Ветер» или Движение и Энергия‚ и Чжэнь
- «Гром» или Сообщение‚ -
обозначаемых обе элементом Дерево (зеленый и голубой квадраты
диаграммы). Их положение в квадрате 64-х гексаграмм Фиг.7.17. отличается
от рассмотренных ранее Дуй
и Гэнь, по отношению к которым они реверсивны (перевёрнуты). Если
последние сопутствуют элементам Неба и Земли, то Сунь связана с
квадратами Воды, а Чжэнь
– с квадратами Огня. Тут
прослеживается то же соответствие, что было отмечено нами для предшествующих пар оппозитов.
Не будет
излишним привести на сей счёт следующие слова Библии:
«И произвела земля зелень, траву, сеющую семя
по роду её, и
дерево, приносящее плод, в котором семя его
по роду его. И
увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день третий»
(Быт. 1: 13).
По
замыслу составителей Книги Бытия‚ «первый день» Творения завершён в пятом стихе первой главы, «второй день» - в восьмом
стихе, и «третий день» – в тринадцатом
стихе. После всего, что уже было сказано нами ранее, отнюдь не покажется
натяжкой заключение, что «формально-логическая»
сторона Творения во времена Моисея рассматривалась в полном согласии с
изложенным выше учением об Октаве в её отношении ко времени. Тринадцатым
стихом завершается построение восьми триграмм и паттерна отношений между ними,
выраженного в 64-х гексаграммах И цзина,
и этим заложена основа динамически развёртывающейся спирали времени,
совершающей свой первый цикл на тринадцатой ступени Октавы.
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной‚ для
отделения дня от ночи‚ и для знамений‚ и времён‚ и дней‚ и годов;
И да будут они светильниками на тверди небесной‚
чтобы светить на землю.
И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило
большее‚ для управления днём‚ и светило меньшее‚ для управления ночью‚ и звёзды;
И поставил их Бог на тверди небесной‚ чтобы
светить на землю‚
И управлять днём и ночью‚ и отделять свет от
тьмы.
И
увидел Бог‚ что это хорошо.
И был вечер‚ и было утро: день четвёртый»
(Быт. 1 : 14-19).
«Абсурдность»
построения книги Бытия служила рационалистам
подтверждением атеистических доводов:
ведь как могло случиться‚ чтобы Бог
создал зелень ранее‚ чем светила
небесные? Шесть стихов дня четвёртого‚ описывающие сотворение светил‚ и отмечают переход от абстрактного порядка к конкретным значениям проявленного
времени – вращению «знамений и
времён‚ и дней‚ и годов»‚ в полном согласии с последовательностью изложения Тимея[39]. Мы
определили этот этап построения как пятый уровень чисел Октавы: модулем его микрохроматических циклов
выступает число восемнадцать.
Не менее
того впечатляет, что и в использованном Библией языке реалий начальные стадии
Творения до известной степени строго следуют абстрактным принципам, положенным
в основу на другом краю земли – Древнем
Китае.
А
теперь‚ дорогой мой читатель‚ тебе уже будет вовсе не трудно‚ вооружившись
полученными сведениями‚ разложить все 64
гексаграммы по квинтам‚ то есть восстановить их истинное расположение‚ осуществив этим вожделенную мечту
ицзинистов. Я бы и не затруднился доставить это удовольствие прямо здесь‚
да вот беда: кажется‚ закончилась
бумага.
И цзин - это
целый мир, выражения которого беспредельны, подобно музыке - и, как
музыка, заключает он много большее, чем только числа. «Вопрошайте
палочки тысячелистника, - говаривал Рихард Вильгельм, - а уж они-то и
научат вас всему».
[34] Говинда Анагарика
l.c.
[35] Очевидно, что операция эта не булева, но
она вполне согласуется с аксиомами
логического исчисления Lows of Form Дж. Спенсера-Брауна
(заслужившего, как известно, высокую
оценку основателя математической логики Б. Рассела): 1/. The value of a
call made again is the value of the call; 2/. The value of a crossing made
again is not the value of the crossing («1/. Значение отметки снова влечёт это значение отметки; 2/. Значение
вычёркивания снова не влечёт это значение вычеркивания»). Роль оператора
Брауна, последовательное применение которого приводит попеременно то к
отмеченному, то к неотмеченному состоянию, играет сильная черта.
[36] Этими двоичными значениями просто
определяется‚ что нижний (Кунь = 0) и
верхний (Кунь = 8) пределы Мировой
октавы - «слабый элемент» - отнесены за пределы нашего восприятия‚
согласно принятому учению о космосах. Иначе это для Цянь
= 7 («сильный» или «переходящий» элемент) - который‚ в сущности‚ есть «мы сами».
[37] Чжоу Цзунхуа. Дао И цзина. / Пер. с англ. - Киев: София, 1996.‚ стр. 64-65.
[38] Очевидно‚ что понятия единичного и
обратного элемента к границам этой булевой структуры применимы лишь условно
(см. выше).
[39] 38 c-d.