ааа
ОКТАВА
а КАКаа
ФРАКТАЛЬНО-ЧИСЛОВОЙа ОБЪЕКТ
---------------------------------------------------------------------
Б. Сварог й
----------------------------------------------------------------------
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа аа История
квантовой
эволюции
была записана
на языке
чисел
в
первыйа
момент
образования
нашей вселенной
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааа
Тимоти
ЛириВа История
будущего
ааааааааа Октава
является
основным
музыкальным
термином и
обозначает
совпадение
звуковВ
частоты
которых сонотносятся
как 2:1.
Вместе с тема октава
есть
лвосьмерица╗ (ὀκτώ -
древнегреч.а
лвосемь╗).
ааааааааа
ааааааааа Нетрудно
понятьВ что
основное
свойнство
консонанса
двух звуков
са отнношением
частота
2:1 азаложеноа в принроде
гармонической
кривой:а
в полном её
периоде (2p)
укладываются
две полуфазы
(p)В в
двух полных
периодах -
четыре
полуфазы и
т.д.В что даёт
при данном условии
совпадение
колебаний в
фазовых точках:
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа а
аааааааааааааааааа
ааааааааа Вместе с
тем
гармоническая
кривая
описывает
простейший
вид движения
Ц осцилляциюВ
а математиченски
является элементарной
периодической
функцией:аа кривые
других
зависимостей
могут быть
разложеныа в
суммыа
бесконечного
ряда
гармоник.
ааааааааа Как же
возникает в
музыке
разделенние
интервала
максимального
консоннансаа 2 -
октавы - на
промежуточнные
интервалы?
Ответ на этот
вопрос содернжится
в древнейшей
из известных
истории систем
музыкального
строя - квинтовойВ
названной по
имени
Пифагора.
Исторически так
повелосьВ что
корни всего
могут быть найдены
в ГрецииВ
однако же нет
оснований
полагатьВ что
этот принцип
не был извеснтен
куда ранее в
ЕгиптеВ
ВавилонеВ Инндии
и Китае.
ааааааааа Колебания
струны
порождают
частичные
тоны
(обертоны)Ва
соотносящиеся
как целые
числа 1:2:3:4:5...
Квинтовое
деление
основано на
втором обертоне
и слендующем
за октавой
консонансеа -а
отношении
частота
3:2.а
Как
доказываета опыт со
струнами
различной
длиныВ чем
проще в
числовом выраженнии
отношение их
длинВ тема
приятнее сочетание
колебаний на
слух и полнее
синнергия
(явление
резонанса)
между ними.
а
ааааааааа Назовём
октавный
интервал адо-до1.
СтупеньВ
относящаяся
к тонике до по
частоте как 3:2
нанзывается квинтой
и
традиционно
обознанчаетсяа соль.
Из
определения
интервала
октавы
следуетВ что
отношение
верхннегоа до1
к соль
составит при
этом 4:3В и это
гармоническое
отношение
известно как кварта или
обращённая
квинта. Если
заставить
звучать три
струныВ
настроеннные
ва доВ соль иа до1 одновременноВа в
аккорде
будут
присутствовать
сразу три
интервала -
октава 2:1 В
квинта 3:2а
иа
кварта 4:3. Древние
зналиВ чтоа квинта
и кварта взаимообратимы
- то
есть симнметричны
в отношенииа октавыВ
и если соль
есть квинта к
доВ то фа -
квинта к до1В иа
обратно -а фаа по
отношению к до
составляета квартуВ
а соль -
кварту к до1.
ааааааааа Эту
пропорциюа можно
представить
в виде
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа до: фа:
соль: до1 = 1:
4/3 : 3/2 : 2В
и
она
определяета первый
гармонический
паттерн
октавы - так назынваемую
нанстройкуа
орфеевойа арфы. Данное вынражение
содернжит в
себе всеа
известные в
древности
отношения - а
именноа
арифнметическую,
геометринческую
и гармонинческую
пропорции, а
также
принцип зонлотого
деления. Два
его средниха члена
при этом сонотнонсятся
кака 9:8В
то есть обранзуюта
интервала натурального
целого
тона - Фиг. 2.
Таким
образомВа нанстройка
арфы Орфея
содержит
алгоритма (гномон)В
посредствома
которого на
оснонвании
отношеннияа первых
четырёх
членов
натурального
ряда (греч.
τετραξ - четвенрица)а могут
быть
установлены
всеа мунзыкальные
стунпени.
ааааааааа Как
это возможно?
Последующее
построениеа есть
хорошо
знакомыйа мунзыкантама
лквинтовый
круг╗. Чтобы
квинта
первой
четвёркиа в свою
оченредьа
образовала
октавуВ
достаточно изменить
длину соответствующей
струны
вдвое.а
Кварта в октавеа соль-соль1
по-прежнемуа до1
В а квинтойа станновится
ступень ре1:
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааа ааааааааа ааааааааа аЕсли
для удобства
мы примем за
исходную
ступень в
октаве до
- до1 фа со значеннием
1В
тоа
квинту от афаааа до1 = 1 х
3/2 =а 3/2аа мы должныа
понизитьа вдвоеВ
чтобы она
пришлась в
одну октаву с
фаВ
совпав с
тоникой до:
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа до
= 3/2 : 2 = 3/4.
ааааааааа Тогда соль определяется
как вторая
квинта от
значения до = 3/4:
а
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа соль
= 3/4 х 3/2 = 9/8.
ДалееВаа ре1
являетсяа
квинтой от соль:
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ре1а = 9/8 х 3/2 = 27/16В
иа
величинаа 27/16а
также должна
быть
уменьшена
вдвоеВ
поскольку
вновь полученная
ступеньа
превысила
верхнюю
границу
октавы до1:
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааа аре = 27/16 : 2 = 27/32.
ааааааааа Между до и ре -
также как
между фа
и соль
Ц лежит
интервал
целого тона:
27/32 : 3/4 = 9/8.
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааа а
ааааааааа Четвёртая
по счёту
квинта
строится от
ступени реа 27/32а х 3/2= 81/64,а и носит
названиеа ляВ
приходясь в
ту же октаву. ааа
ааааааааа
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа а
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааа а
ааааааааа Между ля иа сольа
интервал
целого тона:аа 81/64 : 9/8 = 9/8.ааааааааааааааааааааааааааа ааааааааа
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
ааааааааа Пятая
по счёту
квинта (ми)
строится от ля:а 81/64 х 3/2 =
243/128В
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа а
иа должна
быть
приведена в
одну октаву с
ней:
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ми = 243/128 : 2 = 243/256.
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
ааааааааа ааааааааа
ааааааааа Ми образует
целотоновый
пронмежуток с
ре:аа 243/256 : 27/32 = 9/8.
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
ааааааааа Шестая
по счёту
квинтаВ
которая
строится от
ноты ми
и лежит в
одной с ней
октавеВ
называется си:
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа си = 243/256 х 3/2 =
729/512.
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа а
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
аМежду аля и си такжеа
интервал
целого тонаа 729/512а
: 81/64а = 9/8.
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа а
аааааааааааааааааа
Мы видимВ
как
квинтовый
алгоритм
действует
совершенно
автоматически
и единообразно.
Сведёма
вменсте
полученнные
резульнтаты:
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааа
Две
последние
ступениа ми
и си
образовали
новые
интервалы
внутри
октавы:
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа а
Отношенияааа фа
/ миааа 1: 243/256 = 256/243
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааа иаааааа до1
/ сиаа 3/4: 729/512а
= 256/243,
соответствуюта
интервалу лейммыВ
называемой
иначе полутоном.
ааааааааа аЛеймма
по-гречески
лнепроходинмость╗Ва иа
означает
прекращенние
заполнения
октавного
промежутка
интервалами
в 1 тон. В самом
делеВ
интервал 2
(октава)
может
вместить
только 5
интернвалов
9/8а и 2
интервала 256/243:
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа (9/8)5
х (256/243)2 = 2.
ааааааааа Такое
естественное
заполнение
октавного
промежутка (2)
тоновыми
интерваламиа с
образонваннием
семиступенной
понследовательности
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааа тон-тон-п/т-тон-тон-тон-п/т
а
называется
адиатонической
(мажорнной) гаммой
основных
музыкальных
ступеней.
а
Шесть
интервалов (31-36) Таблицы
1В полученные
1-6 квинтами (а
также обращенияВ
дополняющие
иха до
октавы)
содержат основу
для всех
музыкальных
построений. Обращённая
же прима (30)
соответствует
самой октаве
(2).
Продолжение
квинтового
алгоритма
заставита новые
ступени
лвклининваться╗
в тоновые
промежутки
менжду
основными
ступеннями:
аааааааааааааааааааааааааааааа VII квинта есть 36/29 х 3/2
= 37/210,
поскольку же
она прихондится
на
вышележащую
октаву
(превышая значение
до1=3/2), это числоа должно
быть
разделёно на
2,а что
даёт 37/211;
аааааааааааааааааааааааааааааа VIII квинта 37/211х3/2=38/212
>3/2,
апоэтому
38/212:2=38/213;
аааааааааааааааааааааааааааааа IX квинта 38/213х3/2=39/214;
аааааааааааааааааааааааааааааа X квинтааа 39/214х3/2=310/215>3/2,
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа апоэтому
310/215:2=310/216;
аааааааааааааааааааааааааааааа XI квинта 310/216х3/2=311/217;
аааааааааааааааааааааааааааааа XII квинтаааааааааа 311/217х3/2=312/218>3/2,
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа поэтому
312/218:2=312/219.
ааааааааа Все
последующие
ступени
после первых
семи
(образованных
с 0 по 6 квинту)
обозначаются
как
изменённые
(повышенные
либо пониженнные)
основнные
ступени.
Седьмая
квинтовая
ступень ниже
на полутон (28/35)а
ступениа соль:
32/23 : 28/35 =37/211,
поэтому онаа называется
соль-бемоль
(сольb).
Восьмая
квинта есть
пониженная
на полнтона ре, так
как 33/25:28/35=38/213В
и соотнветствует
реb.
Девятая,
точно также Ц ляb (34/26:28/35=39/214),
десятая Ц миb (35/28:28/35=310/216),
одиннадцатая
Ц сиb (36/29:28/35=311/217).
Наконец,
двенадцатая
квинта
приходится
на понниженный
на полтона
интервал
седьмой, понскольку
37/211 (сольb) : 28/35=312/219.
Слендуя
принятому
обозначениюВ
мы должны
отметить эту
ступень как сольВ
дважды
пониженную
наа
полтонаа (сольbb).
ааааааааа В
пифагорейском
натуральнном
строе два
полутонаа
(дубль-бемоль)
не дают в
сумме интернвала,
равного
целому тону (28/35х28/35=216/310
<9/8)В поэтому
последняя
ступень не
совпадает с фа №1 - не
равна в точнонсти
единицеВ то
естьа иннтервалу
примы,а
превышая её
на велинчину пифагорейской
коммы:
312/219=531441/524288
=1.0136432 >1В
обозначаенмой
нами D.
ааааааааа СледовательноВ
двенадцатая
квинта вверх от
исходной стунпениа порожндает
новыйа малый
интервала 312/219
в фа № 13 (Фиг. 5)В
чиснленно
равный
разнице
целого тона (9/8)
с двумя полунтонамиа 32/23 : (28/35)2 = 312/219,
что
составляет
принмерноа 1/8,69а
целого тона
(иначе говоря,
1.01364328,69 = 9/8).
Образование
микроинтервалов
(лкомм╗) в
квинтовом
строе задаёт
числовую
основу системы
натуральной
микрохроматики
(см. 53-ступенная
музыкальная
система).
Полное
заполнение
интервала
октавы полутоновыми
ступенями
даёт
естественную
(12-ти или 17-ти
ступенную) хроматическую
гамму. При
этом
восходящие
квинты (по
часовой стрелке
круга)
образуют
ступени
бемоля ()В а
нисходящие (против
часовой
стрелки) -
ступени
диеза (#) - Фиг. 6В 7а [1]
ааааааааа ОчевидноВ
чтоа на
этом
квинтовому
процессуа не
положен прендел.
Если продолнжать
его данлееВа все
ступени
квинтами
вверх будут
повторяться
с повышеннием
на комму (+D) с
каждым
виткома
спиралиВ иа при
движении
квинтами
вниз
(последовантельнные
значения
умножаются
на 2/3В и также
приводятся в
исходную
октаву) -а с убынванием
(−D)
в каждом
цикле
двенадцати.а Мы
предоставляем
проверить
это самому читантелю.а
аДеление
отрезкаа до
- до1
гармоническими
числами
посредством
итераций
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
(сравните
с известным
Преобразованием пекаря)
бесконечноВ
и при этома
никогда не
происходит
совпадения
положенияа двух
различных
номеров по
той простой
причине, что
все ступени
выражаются
через
степени чисела 2 и 3,
являющихся
взаимно
простыми.аа
ааааааааа
Отметим
основные
моментыВ инванриантные
относительно
знанчений
ступенейВ
полученныха
квинтовым
алгоритмом -
достанточноВ
чтобы их
номера шли по
порядку [2]:
1.а
каждые 12
последовательнных
ступенейа
образуют
натунральную хронматическую
гамму с
подразделением
октавы на 12 полутонов- Фиг. 6;
2. 17
последовательно
взятых
ступеней
образуют
семнадцатинступенную
хроматическую
гамму 12-ти
полутонов с
энгармонически
неравными повышенными
и понинженными
ступенямиВ
разделённнымиа
интерваламиа коммы (D) - Фиг. 7;
а3.а каждая тринадцатая
ступень
замыкает
октавный
циклВ порожндаяа сдвиг
на микротоновый
интернвал
(комму D) - Фиг. 5;
4.а
каждый
диаметрВ
проведённый
череза
противолежащие
ступениа
двенадцатичленного
кругаВ отменчаета в нём ось
зеркальной
симметрииа иа
дваа
полюсаВ
относинтельно
которых
проявлен двоичный паттерн
Октавы - Фиг. 4В9;
5.а
каждые 7
следующих по
порядку
ступенейВ
отделённых
диаметром (Фиг.
10) образуют
семиступенную
гамму с пятью
целотонновымиа и двумя
полутоновыми
пронмежутками
одного из
семи
принятых в
античнонсти ладов
(либо
заменяющей
лад тональности)
а- сенмеричныйа
паттерн Октавы:
ааааааааааааааааааааааа
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа аааа
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
6.а
все
вышеуказанные
свойнстваа Октавы
определены
еёа пянтеричныма циклом:аа пятьа квинт
вверх
результируют
поннижением
исходной
ступени на
полнтонаВа либо
повышением
на полтона при
движении
квинтами
вниз - Фиг. 5В 8;
7.а
далееВ двенадцатеричный
поряндока
разбивается
на
лквадранты╗ и
лтригоны╗а малой
и больншой
терцийВ
служащих в
музыке
основойа
аккордово-гармонических
построений - Фиг. 11;
8.а иВ
наконецВ все
описанныеа отнношения
проистекают
из начал чёта
и нечетаа (3n : 2m)В заложенных
в квинтовый
алгоритм.а Свойства
Октавы как
умозрительного
объектаа не
зависят от
природы
звукаВ и
вправеа
рассматриватьсяа кака проявление
законов
числа.
Сходные
принципы
числовой
организации
обнаруживаются
и в ДНК Ц
универсальном
коде жизни.
а
ааааааааа Присутствие
коммы в
квинтовома круге
было
известно
издавна и
служило
постоянным
раздражающим
фактором для
музыкальных
теорентиков.
Им казалосьа
неудобным
образование
в
натуральном
строе
тональных
гамм с
комматически
смещённными
ступенямиВ а
также и тоВ
что октава не
замкнута - два
натуральных
полутона не
образуют в точностиа целый
тон. Уже
греческий
философ
АристоксенВ
ученика
Аристотеля (IV в. до
н.э.)
предложила темперированныйа строй -а
деление
октавы на
равные
интервалы. Но
эта
рационалистическая
идея смогла
осуществиться
лишь во
второй
половине XVII
векаВ когда
каждый
полутон
объявили
равным ровно
100 центамВ или .
ааааааааа
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
ааааааааа
аааааааааааааааааа ааааааааа
Это дало
возможнностьВ
бесконечно
поднимаясь
по лестнице квинтВ
неизменно
возвращаться
к её началу -а как мы
видим на
знаменитой
гравюреа Маурица
Эшера,а
и в чёма
убеждают нас
органные
произведенияа
Иоганна-Себастьяна
Баха.
ааааааааа Ноа теВ кто
стоял ближе к
основаниям квинтовой
системыВ не
могли не
сознавать её
фрактальные
возможнности -а об этом
свидетельствуют
известные места
платонова Тимея
(36).
ааааааааа Продолжим
итерации
виток за
витком двенадцатиступенного
круга.
Нетрудно
убедитьсяВ
что на пятом
круге будет
достигнуто
приращение в
4 коммыВ что превышает
интервал
полутона (3.85 D).
Тогда
ступеньа 12х4+6 = №54а ми
станет на
полтона вышеВ
то есть
лобратится╗ ва фаВ
а лквинтовая
спираль╗
пересечёт
самое себя во
второй раз -
первое
сближение мы
видели в №13. На
сей разВ показывает
расчётВ
лсоединение╗
будет более
полным Ц
новый
микроинтервал
(s) в 6.5
раз меньше
пифагорейской
коммы (D)В аа лвитки
спирали╗
стали знанчительно
шире.
ааааааааа Отправляясь
от нового
значенияВ мы
вправе ожидатьВ
что на
седьмом
круге цикла
в 53 квинты s-приращенния
достигнут
величины DВ и
снова
произойдёт
лсоединение╗
с единичным фа. При
этома
ступень №54 + 53 х
6 = 372 достигнета (и
превысит ещё
на какое-то
микротональное
деление)
величину стунпени
№13 фаD. Если
№13 приходит в
соответствие
с № 372В то №1В очевидноВ
отвечает а372─12 = № 360В
так что
следующее
лвозвращенние╗а
происходит
ровно на этом
номереВ что
подтверждается
компьютерным
моделированием
пифагорейских
гармонических
чисел Ц Фиг. 12.
ааааааааа Не
боясь
наскучить
читателюВ мы
не откажем себе
в
удовольствии
провести расчёт
лна пальцах╗ и
следуюнщего
соединения.
Поскольку
интервал окнтавы
2
содержит 51 микротон
I порядка D
плюс один микнротон II
порядка sВ то
приращение
комм D
с каждым
циклом 12-ти
ступеней за
51х12=612 номенров
покроет
интервал в 51DВ а для
получения
малого приращения
sВ как
мы знаемВ нужен
ещё период в 53
ступени.
Прибанвив к №1фа 51
цикл по 12 нонмеров
и один в 53
номераВ мыа
получим искомое
значение
ступени а№1+612+53 = №666 - самое
близкое
после
единицы
среди более чем
16000 гармонических
чисел (этот
микроинтервала составнляет
1/15878а
часть
октавы) - Фиг. 12. ТакВ
занимаясьа вродеа вполне
безобидным
деломВа
мыа
невзначайа
затронулиа
лэсхатологическую╗
тему.
ааааааааа 54а
в
действительности
есть сумма
лдвойных иа
тройных
чисел╗В
приводимых в Тимее
в качестве
основы
расчлененияа Октавыа
космоса:
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
ааааааааа 360 атожеа хорошо
известно -а до сих
пор так
считают
градусы окружностиВ
но причём
здесь лчисло
Антихриста╗? Ответ
может
заключаться
в томВ что 666 не
менее других
паттернов
Октавы
пригодно для
представления
временных
цикловВ ведь
лустрояяа небо,
Она
творит...
вечныйа
образ, движунщийся
от числа к
числу,а
которыйа мыа
назвалиа
временем╗
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа (ТимейВ 36b).
ааааааааа Время - лматерия╗
столь же
привычная
для насВ
сколь и
непонятная - по
свидетельству
всех
мистиковВ
есть принцип
фрактального
раздробления
Единого
Бытия.
ааааааааа Каждый
иза
периодов
Октавы
отвечает гамме
с
соответствующим
микротональным
делениемВ
поддержинвая основное
фрактальное
свойство -
создавать циклы
внутри
цикловВ
повторяя
одни и те жеа
числовые
узоры в
нисходящем
порядке
шкалы
масштабовВ -а
возьмём
известное множество
Мандельбро.а В этом
смысле мы
можем
говорить о
лвнутренних
октавах╗ [3] В
вкладываемых
друг в друга
наподобие
матрёшек.
Период в 665
квинт
выступает
при этом
характерным
аттракторомВ
повторяющима в своём
интервале
исходный
рисунок двенандцати
стунпеней - аФиг. 13:
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааа аааааааааааааааааааааааааааааа аааааааааааааааааааааааааааа аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
Периоды
более
высоких
порядков
раскладываются
на
нижележащие
как на
составляющие
модулиВ свянзующима
звенома
выступаета цикл
665:
а
аааааааааааааааааааааааааааа 16266ааа =ааа
665аа ха 24а +а
359 ─ 53В
аааааааааааааааааааааааааааа 31867ааа =а
16266а хаа 2а ─аа 665В
аааааааааааааааааааааааааааа 79335ааа =а
16266а хаа 5а ─а 665а
ха 3В
аааааааааааааааааааааааааааа 111202а =а
16266а хаа 7а ─а 665а
ха 4В
аааааааааааааааааааааааааааа 190537а =а
16266а ха 12 ─а 665а
хаа 7Ва
аааааааааааааааааааааааааааа 301739а =а
16266а ха 19 ─а 665а
ха 11Ва и т.д.
В
концеа XVI векаа
француз
Жозеф
Скалигер
задумал
создать
времяисчислениеВ
наилучшим
образом сонгласованное
с известными
на то время
астрономическими
и
историческими
даннымиВ иа
предложил
так назынваемый
юлианский
период в 7980
летВа
попав как
раз лв
яблочко╗В
поскольку эра
Скалигера -
до сих порВ
кстатиВ
используемая
при хронологических
расчётахВ -а
основана
как раз наа периоде
665:
7980
= 665 х 12.
а Вряд ли
СкалигерВ да
и Святой
Иоанн
опирались наа
непосредственное
знание об
ОктавеВ но её
следы уводят
гораздо
глубже.
Носящая имя
Пифагора квинтовая
система по
своей
математической
простоте и
универсальности
является
бессмертным
памятником - а
также и
универсальным
кодом
человечества:
если даже
предположитьВ
что знание о
ней было бы
когда-либо
утраченоВ она
неизбежно
была бы
переоткрыта
заново.
Странные
лмистические╗
принципыВ положенные
древними в
основания
природы и применяемые
в астролонгии
и счёте
времени -
пара инь-янВ три гуныВ
пять элементовВ
восемь
направлений
и двенадцать знаков
ЗодиакаВ
загадочный И цзинВ
китайский шестидесятилетний
циклВ майанский
календарь и древнеиндийские
эры -
все они так
или иначе
находят в
Октаве свой
числовой
прообраз.
а
й аБ.Сварогаа Ход ночного солнца /предлагается к изданию/
[1] Однако в записи, принятой в музыке, этот порядок меняется местами с целью удобства обозначения тональностей через семеричные циклы.
[2] ЗаметимВ что в этой системе интервалы получаются с точностью до обращения (2)В и их определяющей характеристикойа служит показатель степениа при числе 3. ТакВ 31 =а квинта и её обращение - квартаВ 32 = 1 тон и малая септима, и т.д. Любая ступень можета выступатьа нижней и верхней границей соответствующего октавного интервала.
[3] Термин внутренняя октава мы впервые встречаем у Г. Гурджиева.