Глава 4
ЧИСЛА
Великое искусство‚ Сын мой‚ существует за
пределами рассудка‚
Но применяется оно с
величайшим расчётом
Тот
(Гермес
Триждывеличайший)
Бесконечность проще, чем
ограниченность
Артур Янг,
«Геометрия смысла»
«Происхождение чисел сродни происхождению мифа. В
качестве понятия о Боге оно содержит последний смысл мира-как-природы. Поэтому
существование чисел можно назвать мистерией, и религиозному мышлению всех
культур не остался чужд его отпечаток», -
заметил
Освальд Шпенглер[1].
С
самого момента‚ как природа «начала счёт»‚ стало возможным говорить о начале смысла как полагании границы; наука
предпочитает вести «рождение времени» от возникновения паттерна организации из «неразличимого хаоса».
Понятие фрактала
объединило математику, физику и мистику. Этот термин вошёл в употребление не
так давно, не без влияния на арсенал мышления голографической технологии‚
открытой Денисом Гэбором в 40-е годы. Уравнения Эйнштейна-Лоренца должны быть
справедливы для каждой частицы материи в любом месте Вселенной, каждая
человеческая клетка содержит полную информацию для построения нового Адама, а
для того, чтобы накормить всех страждущих‚ достаточно пяти хлебов. Так и
фотография, полученная голографическим способом, сохраняет целое объёмное изображение в любом своём участке:
голограмму можно разрезать или разбить на много кусочков, получив не множество
фрагментов изображения, но множество изображений того же объекта.
Не удивительно ли сие? Но ведь голограмма невозможна без когерентного
пучка света, полученного с помощью лазера, – то есть света, содержащего волны
одной частоты в одной фазе, а значит тоже одинакового в каждой своей части.
«Всякую часть материи можно представить наподобие
сада‚ полного растений‚ и пруда‚ полного рыб. Но каждая ветвь растения‚ каждый
член животного‚ каждая капля его соков есть опять такой же сад или такой же
пруд»‚ -
так ещё в начале восемнадцатого века писал Лейбниц[2].
Термин фрактал - от
слова fragmentum, «часть», - был
введён математиком Бенуа Мандельбро (Фрактальная
геометрия природы‚ 1975) для обозначения объектов «промежуточной
размерности» - таковы
облака‚ кроны деревьев и бесконечно изломанные линии. Фрактальность отвечает
принципу сохранения существенных характеристик целого в каждой его части:
«Наиболее поразительное свойство этих
''фрактальных'' форм заключается в том, что их характерные паттерны многократно
повторяются на нисходящих уровнях так,
что их части на любом уровне по форме
напоминают целое»[3].
С открытием фрактальной геометрии и развитием
качественного функционального анализа‚ изменившими научное мышление‚ вдруг
стало ясно‚ что в природе преобладают паттерны
- «принципы организации»‚ а не «законченные объекты».
Шпенглером именно «функциональное мышление» было
охарактеризовано как проявление высшего
стиля в математике; но смена парадигмы во второй половине ХХ века лишний раз
показала‚ что чередование верха и низа - это закон колеса: поняв сперва геометрические фигуры как уравнения (Декарт)‚ уравнения движения увидели снова как фигуры, - и первым в этом преуспел Пуанкаре.
Новоевропейская наука развивалась
преимущественно как механика, и описательную роль в ней выполняли функции
и анализ функций, разработанный на
основе числовых рядов. Можно было бы сказать, что функции – в неявной форме
фракталы: так‚ они допускают разложение в степенные и тригонометрические ряды‚
обнаруживая этим родство с периодическими процессами. С совершенствованием анализа и компьютерного моделирования идея
представления нелинейных зависимостей как систем гармонических осцилляторов
(то есть их сведения к «конечным траекториям») становилась всё более реальной‚
и окончательное выражение она приобрела в формулировке синергетической парадигмы. Из исследований‚ проведённых в этом
направлении‚ следует существование критических точек разветвления и устойчивых
областей аттракторов, в которых
движение, до того рассматриваемое как «хаотическое»‚ становится определенным с
известной степенью вероятности. Являясь типичными фракталами‚ несколько
аттракторов задают набор возможностей‚ а
какой из сценариев развития «вступит в формальность осуществления» - это вопрос‚
уже выходящий за пределы математики.
Ситуация стала похожей на ту, что была
достигнута в квантовой теории: волновое уравнение указывают с большой точностью
вероятность нахождения частицы в данной точке пространства, но где мы её
найдём в действительности - даёт ответ не теория, а опыт,
называемый «сокращением волнового уравнения». Интересно, что словом же
«сокращение» (нашего конкретного мира из возможных
миров) – определяет Творение Кабала.
Это реальность опыта, в которой роль
играет сознание[4].
Природе и в самом деле незнакомы
иррациональные числа и бесконечные
дроби: её действия всегда имеют место в конкретной точке‚ а не в её
«окрестности». Видимое противоречие между логическим рассуждением и реальностью
смущало умы физиков со времён Зенона Элейского; дифференциальное и
интегральное исчисление блестяще расправилось с проблемой бесконечных рядов‚ но
подход к устранению невычислимости
указала синергетика. Природа избегает «кошмара бесконечности»‚ безжалостно
округляя числа и «подгоняя» результат под паттерн:
«Пифагорейцы настаивали на том,
чтобы изучать паттерн, а не
исследовать вещество», -
говорит Грегори Бэйтсон[5].
Так существует ли в мире инстанция, способная «направлять» хаос‚ или толчками
ничтожно малой энергии управлять
системами гармонических осцилляторов в критических точках‚ реализуя
определённые возможности? Наука
не отвечает на этот вопрос, и отсылает к ответственности человека[6]. Действительность, о которой
впервые заговорили Бор и Гейзенберг в применении к микрочастицам, достигла к
исходу века «октавы» макро-физической
реальности:
«Наука достигла рубежа, за которым ей явным образом
придётся иметь дело с сознанием»[7].
Надо думать, со временем мы подойдём к
такой «точке эксперимента», когда за моделированием в дело включится оракул: разрешение вопроса,
пройдена ли уже точка бифуркации, и
можно ли каким-то образом изменить выбор
очередного аттрактора, зависит не от совершенства формулы и быстродействия
машины, но от способности обращаться к Октаве - которая уже включает в себя нас, как часть, наши
проблемы и цели‚ а также прошлое и
будущее. Теургия подобного рода была
предугадана в «нобелевском романе» Германа Гессе.
Примеры «голограмм» человеческого
мозга читатель может найти в обзорах Станислава Грофа и материалах по так
называемой глубинной или трансперсональной психологии‚ берущих начало от работ
К.-Г.Юнга. «Алхимические исследования» Юнга, сформулировавшего принцип синхронии,
развивались‚ видимо‚ не без влияния общения с
проходившими у него анализ Германом Гессе‚ Альбертом Эйнштейном и
некоторыми светилами квантовой науки. Явление синхронии можно интерпретировать
с вероятностной или детерминистской точек зрения, но суть его сводится к тому, что содержания «клише»,
встроенных в психику конкретного человека, становятся причиной реальных «случайных событий», происходящих во
внешнем мире. Каждая личность несёт образы и зародыши всех действий, имевших
место в разном её прошлом; теории психоанализа, начиная с Фрейда, «крёстного
отца» его, с различных сторон подходили
к проблеме, заостряя те или иные её аспекты‚ - и порождая нежелательные реакции, у Владимира Набокова,
например, искусство которого было вполне «конгениально» проблематике,
поднимаемой психоанализом, но методы психоаналитиков вызывали нескрываемое отвращение
[8].
Иероглифы, начертанные на табличках мозга (де Квинси) - те самые «клише», которые оккультисты обнаруживают при «путешествиях в астрале»‚ а
экспериментаторы - при приёме психотропных средств;
ими создаются сновидения сновидцев и
неподражаемые манеры письма художников. Непроницаемая стена между сознанием и
миром‚ возведённая дуализмом Декарта и агностицизмом XVIII века, рухнула: суммарный сдвиг парадигмы был подытожен Ст.Грофом в научном
подходе, позволяющем‚ в конечном итоге‚ рассматривать факты внешнего мира и
субъективные феномены как аспекты единого целого.
В архаических культурах, в которых исследование психокосмоса было основным методом изучения «тайн Вселенной» - и «теоретические достижения» которых определённо сравнимы
с современными достижениями, полученными куда более дорогостоящим путём‚ - абстрактные принципы обозначались звериными
существами. В ранней Индии известен восьмеричный «круг зверей» - прототип современного Зодиака, в «Книгах пророков»
упоминаются серафы и керубы («серафимы и херувимы»)‚ являющие собой довольно устрашающих зооморфов[9]‚
фантастически совмещающих черты
разнообразных существ, - но вместе с этим содержащие в себе элементы числовой мандалы. Так, Иезекииль –
потрясающий визионер‚ – подробно описывает
«…подобие четырёх животных…, и облик как
у человека, и у каждого – четыре лица, и у каждого из них - четыре крыла».
«И смотрел я на животных, - и вот, на земле подле этих животных по одному колесу
перед четырьмя лицами их. Вид колёс и устроение их – как вид топаза... и по виду
их казалось, будто колесо находилось в колесе... Ободья их у всех четырёх
вокруг полны были глаз»
(Иез. 1: 5-18).
Зрелище животных было только прелюдией к более
значимому видению – «престола из сапфира
с фигурой человека на нём»‚ «подобию славы Господней».
В этом блестящем
трансперсональном отчёте (опыт Иезекииля и ныне вполне воспроизводим в
психеделическом эксперименте) не упущен ни один момент из того, что
воспринимается исследователем внутреннего пространства при переходе на
«абстрактный план» реальности - т.е. при смене чисел времени.
Скульптурные изваяния керубов, украшающие преддверия старинных храмов, устрашающие
изображения «стражей порога» в индийской и тибетской иконографии‚ тантрические мандалы многоголовых и многоруких божеств в окружении
бодхисаттв и дхармапал – «хранителей учения» - не оставляют
сомнения в том, насколько хорошо осознавались соответствия тонких планов реальности, а также связи элементов
этих уровней друг с другом.
Тригуна
- «три
начала» - в
популярной иконографии Тибета символизируются тремя животными фигурами
«космограммы»: красный петух, чёрная свинья и зелёная змея (негативные аспекты активного, пассивного и
уравновешивающего принципов соответственно‚ ведущие к рождению в земном мире).
Зооморфизм тетрактиды (а также
квадрата с центром) хорошо знаком нам из христианской иконографии – это
символы четырёх евангелистов‚ обычно изображаемые по углам иконы Спасителя: Бык, Лев, Орёл и Человек - в Сфинксе слитые воедино. В Индии «тонкие элементы» так
и называются – бхута, т.е.
«животные». Элементы эти «материальны» – поскольку находятся в основе
феноменальных и вещественных проявлений‚ – но вместе с тем они являются
числами‚ подобно квантам
микрофизики, отражая «одновременно
порожденные совокупности» или уровни
времени.
Воззрения архаических народов
могли поражать наивностью‚ проникая при этом в глубочайшие ментальные
структуры‚ вызванные непосредственным инсайтом в природу вещей.
Происхождение и развитие языков, мифов и эпоса, обрядности и религий составляют
один порядок феномена‚ будучи выражением природы творчества и, как творчество
самой природы, не связываясь предустановленной формой. Оценке может подлежать сравнение культурных различий‚ но - не «содержание» культур[10]. Вступление человечества на мировую сцену было ознаменовано выходом на
поверхность нового плана реальности - реальности знаков.
Творя значащий мир и обитая в нём‚ люди остаются
сами неотделимой частью психокосмоса: осознаваемая в каждый
момент доля этой реальности едва ли уместится на вершине подводного айсберга –
или, применяя другое сравнение, не более чем выход на терминал компьютера в
масштабе Вселенной. Соответствующие этому воззрению технологии более известны
как результат «культурной экспансии» Востока на Западе («Ex Oriente Lux»), на самом
деле не принадлежа ни Востоку‚ ни
Западу. Просто синкопа или «временной коллапс», случившийся в культуре Европы,
вычеркнул на время сознание её богатой традиции. Метод древних включал активную
работу с «клише»: эта магическая практика из области популярной литературы (fiction) в иные эпохи могла
иметь значение и масштабы
подобные‚ скажем, запуску «Челнока» или высадке астронавтов на Луну в
двадцатом веке.
В обществах, где необходимые для выживания средства производились вручную и со
значительными затратами труда,
«потребности» богов и демонов, надо думать, отнимали бόльшую часть материальных ресурсов, чем в
настоящее время «фундаментальные исследования и научные разработки».
Освободившись от контролирующей инстанции религии‚ «демоны подсознания» в свою
очередь должны были освоить головокружительные возможности‚ предоставленные
им «психоделией» массовой информационной
среды.
С этих позиции многое становится понятным – пураны и Ригведа, нитью через всю архаику проходящие мотивы с «космической
темой» -
странные и захватывающие; древние стелы с числовыми таблицами и то
странное занятие, которому предаётся «навигатор» VII века‚ изображённый
на крышке саркофага Пакаль Вотана
- Фиг.
1.7. Космическое пространство
возросло не из грёз «фаустовского гения» - оно в природе «коллективного подсознания» каждого
народа‚ породившего своего Гильгамеша‚ Орфея или Парцифаля. Кто
вполне сможет оценить человека в этой роли – пилота за пультом уносящегося в
беспредельное корабля, имя которому - Космос? Это не
просто метафора – сравнение ресурсов планеты с системой обеспечения космолёта
стало привычным‚ - но
разве доктрины всех развитых религий не
указывают на то‚ что человеку уготованы роль и место богов в управлении миром? Могущая показаться неожиданной, мысль
эта последовательно проводится в Новом Завете.
Мир‚ в
котором - худо ли‚ бедно
ли - мы
обитаем‚ создан усилиями Творцов‚ об этом
буквально сказано первым стихом книги
Бытия[11]. Путь к Логосу, как бы он ни был
тернист‚ - это
путь к Всё-и-Вся, – пульсу жизни
Вселенной в той её форме, что в видении космологов предстаёт сияющей каплей в бездне Ночи.
И в своей роли
человек‚ конечно‚ не одинок: через
биопсихический «терминал» - здесь и сейчас - он приведён в соприкосновение
с подобными ему разумами: «контакт с
инопланетными цивилизациями»‚ в этом смысле‚ не прекращался никогда.
Головокружительные
свои теории древние могли выражать с замечательной ёмкостью и лаконизмом. Пифагорейцы
и платоники древности «фигурами» символов (точнее‚ эйдосами[12])
видели числа‚ демонстрируя
«фрактальность природы» арифметическими и геометрическими примерами:
«Идея [Платона] заключается в том, что всё бытие и вся действительность,
начиная от её неорганической области, переходя к органической и одушевлённой и
кончая человеческой и космической, настолько глубоко пронизана числом,
числовыми структурами, числовыми функциями, числовыми формулами и законами, что
делается совершенно невозможным вообще
разделять реальное существование и число»[13].
Пропорциональность есть сохраняющееся
отношение любых трёх последовательных членов ряда: каждый промежуточный член
может представлять собой среднее арифметическое, среднее геометрическое или среднее
гармоническое своих соседей. Единая связь‚ таким образом‚ сохраняется на
всёй совокупности‚ которая может
быть восстановлена вся по любым трём членам.
В диалоге Тимей, содержащем в конспективной
форме квинтэссенцию пифагорейской доктрины, Платон говорит, что время и
движение Космоса образованы посредством
пропорции, составленной семью числами:
1
2 3
4 9
8 27
Не вдаваясь в излишние
подробности - в его
время это было бы дурным тоном и к тому же чревато местью со стороны учеников
адептов, принесших клятву сохранения тайны[14] - Платон
определил этим «паттерн организации», содержащий пропорции музыкальной
гармонии, причём не только «двенадцатиступенной» её составляющей, главным
образом известной из практики музыки, но и «скрытой» или внутренней,
микротоновой октавы. Музыкальные пропорции приводят к фрактальной структуре, - но узнать об этом мы смогли лишь сегодня‚ в то время как Тимею почти 25 веков. Каждый из этих веков черпал из сочинений
Платона лишь то‚ что было ему потребно‚ в целом же всегда находя его
«чрезмерным» в перспективе удовлетворения своих запросов.
Заявленный
гармонический закон проявляется во всём, поскольку едина порождающая числа основа:
«Говоря словами Канта, мы наблюдаем мир
обусловленным формами трансцендентальной эстетики – пространством и временем, а
также определёнными формами постижения, включающими всю логику и нечто большее»[15].
Георгий
Гурджиев и Пётр Успенский‚ с другой стороны, утверждали о существовании объективной эстетики – того
встроенного в нас компаса‚ что в каждом конкретном случае безошибочно указывает
нам направление к «полюсу»‚ - а также и форм всеобщего разума,
получивших материальное воплощение в
великих духовных творениях человечества.
Музыка‚
в представлении древних‚ не была изобретением человека: с музыкальными
инструментами -
кифарой, флейтой или лирой часто изображались боги‚ а мифы повествуют о состязаниях в игре между богами
и людьми. В Индии специальностью конкретного разряда небожителей – гандхарвов - особо значилась музыка, а на
церковных фресках Европы сонмы ангелов оснащены музыкальными инструментами не
хуже симфонических оркестров. Первый и уникальный инструмент – Дзендвох, чьим отдалённым потомком
является фортепиано, - был
изучен‚ скопирован и отправлен на планету Сатурн одним из первых некогда
посетивших Землю этнологов, как описано Гурджиевым:
«…что касается “китайского семитонового
подразделения октавы”‚ то‚ хотя‚ как я уже говорил‚ современные твои любимцы
широко им пользуются в повседневном своём существовании‚ они в то же время даже
не подозревают‚ что такое подразделение было специально создано и построено во всём нашем
великом Мегалокосме... Первое, то есть китайское деление, является, как я уже сказал, результатом
досконального - беспрецедентного на Земле как
до этого, так и после - по-знания великими учеными
близнецами-братьями [космического] закона Гептапарапаршиноха»[16].
Согласно этому «стороннему наблюдателю»‚ на
инструменте, использовавшемся в качестве
прибора резонансного анализа в стране Гоб вскоре после гибели Атлантиды,
было впервые установлено родство колебаний, происходящих в элементах мозга,
ответственных за психическую деятельность, и в активных алкалоидах опия[17]. Пептиды эндорфины‚
присутствующие в структурах головного мозга‚ были открыты лишь в семидесятые годы‚ а использование
метода ЭПР (электронного парамагнитного резонанса) показало‚ что собственные
частоты колебаний макромолекул ДНК нейронов в ультрарадиодиапазоне изменяются
при включении психотропных агентов - и могут быть настроены‚ таким
образом, «на восприятие совершенно иной информации»[18].
Так закон‚ на котором устроена музыка‚ связан с феноменом
и интрапсихическим и инфракосмическим, поистине уникальным, имеющим числовую и
вместе иллюзорную природу Майи; а мы склонны считать его относящимся к
принципу устройства самого «вселенского Суперкомпьютера» - имея в виду принцип времени. Никто лучше, чем физики и философы, не представляет себе
всей глубины проблемы, поднимаемой вопросом – а что такое время? Время входит
во все формулы физики как неуловимый Джокер, но любой научный подход к нему самому бессмыслен: попытка барона
Мюнхгаузена поднять себя за волосы была более успешна. Время - не секунды или часы, которыми его измеряют; и некорректно определять его скоростью протекания того или иного
процесса, заранее имеющего уже бытие во времени. Время‚ наконец‚ оказывается
той инстанцией теоретиков, откуда - как кролик из шапки фокусника - может быть извлечена вся Вселенная[19].
Проблема была только заострена Эйнштейном, математически
продемонстрировавшим вполне «субъективный» характер времени: если стрелки часов разных наблюдателей показывают различное
время, не говорит ли это как раз о том, что «предметы» времени и субъективности
– совпадают?
Существование иных времяисчислений –
шестидесятигодичного цикла древнего Китая, календаря майа, «мифических эр» - кальп и юг индусов‚ саросов вавилонян, вруцелетних
циклов «от сотворения мира» христианских календарей и прочих - не так-то просто связать каждый раз с «реально наблюдаемыми»
природными процессами. Остаётся только признавать, что «примитивное мышление» зачастую руководствовалось
соображениями, отличными от наших, и предпочитало приносить практичное и
полезное в жертву представлениям, называемым «мифологическими», но которые‚ в
конечном итоге‚ могут оказаться более близкими к истинной подоплёке самого
явления, обозначаемого понятием времени.
Ведь время - не
просто количество часов, дней и лет, это также появление и исчезновение всего,
чему приходит «своё время»: оно
обладает особым качеством
поддерживать или устранять, как
знают исследователи «биологических ритмов»; оно может проявлять рост
незаметными шагами, а может «в одночасье» переменить лик планеты - что явствует из состава
геологических отложений:
«внутри
организмов и внутри звёзд в некоторых процессах ход времени может отличаться от
мирового хода времени»[20].
Мистики
всех времён знали о том‚ что временные
шкалы первыми и «трогаются с места» для отправляющегося в психокосмос, а
там счёт может вестись не на секунды, а зачастую кальпами или эонами. Как
гласит известный текст пураны,
«Сто лет жизни
людей равны одному дню питри («предков»),
сто лет питри равны одному дню гандхарвов,
сто лет гандхарвов - одному дню богов, сто лет богов - одному дню Брамы».
Особое
и очевидное качество восприятия времени как
иерархии было отмечено П.Д.Успенским в ходе его экспериментов‚
описанных в Новой модели Вселенной:
«Как только я
произнёс слово “вчера”, я уже совершенно не мог понять, зачем его сказал. Но и
оно, в свою очередь, немедленно увлекло меня в глубины проблем времени - прошлого, настоящего и будущего; передо мною открылись такие возможности
подхода к этим проблемам, что у меня дух захватило.
Я
почувствовал, что время невероятно удлинилось, секунды растянулись на года и десятилетия. Вместе с тем, обычное чувство
времени сохранилось; но наряду с ним или внутри него возникло как бы иное
чувство времени, так что два момента обычного времени (например, два слова в
моей фразе) могли быть отделены друг от друга длительными периодами другого
времени»[21].
А что
скажем мы о времени сновидений:
«объективная наука» утверждает‚ что каждый сон длится минуты‚ а «фаза сновидений»
вступает примерно каждые полтора часа сна‚ - но для нас сны
зачастую вмещают больше событий‚ чем происходит за целый день. Время имеет
отношение к претерпеванию - т.е. жизни телесной, но оно
преодолевается наблюдающим сознанием: восходя по шкале времени‚ человек утрачивает
связь с эмпирией, а возвращаясь
обратно, он обретает
положение в конкретном
времени так же‚ как
тело‚ имя и судьбу.
Через
сновидения будущее проникает в настоящее:
«...существует причастие протекающего во сне
времени‚ и будущее пролагает путь в реальность именно через сон. Ведь во сне
прошедшего времени нет. Там всё напоминает нечто ещё непережитое‚ какое-то
странное завтра‚ которое началось заранее»‚ -
замечает
Павич[22].
«Объективацией»
же счастливых обретений‚ порождённых грёзами‚ становится сама
искусница-Природа (тут реверанс в сторону Гёте и Ламарка). Кто был
первый сновидящий - вопрос
малоосновательный‚ как убедится внимательный
читатель: просто волна играла с
частицею - другим своим
я...
Быть может‚ прежде губ уже родился шёпот‚
И в бездревесности кружилися листы‚
И те‚ кому мы посвящаем опыт‚
До опыта приобрели черты[23].
Среди мыслителей вообще и философов в частности не столь
уж и многие задумывались, а чем всё-таки является то, что так привычно
обозначается словами «смысл» и «сознание»‚ - а для иных и самая
постановка вопроса казалась «лишённой смысла». С различных сторон
«научно» пытались подойти к проблеме Кант и Гегель, вспышки счастливых интуиций
посещали Гёте, и «внутренним оком» её несомненно прозревал в самый корень
сапожник из Верхней Силезии Якоб Бёме. Описываемые нами ниже как «уровни чисел
Октавы или времени» в огромной совокупности мирового целого есть нечто подобное
тому, что символы языка программирования любезного вам ПК. Главное же различие
в том‚ что для природы «значение» и «механизм» суть одно и тоже‚ а для нас они
разделены:
«божественная
машина‚ или естественный автомат‚ бесконечно превосходит все автоматы искусственные‚ ибо машина‚
сооружённая искусством человека‚ не есть машина в каждой своей части‚ например‚
зубец латунного колеса далее не представляет уже ничего искусственного... Но
машины в природе‚ т.е. живые тела‚ и в своих наималейших частях до
бесконечности продолжают быть машинами»[24].
Природа представляет собою также иерархию интеллектов‚ и попытки человека в развитии технологии
«искусственного интеллекта» - сколь бы ни были они‚ с нашей точки зрения‚ эффективны, - носят характер столь же подражательный‚ как имитации
«государствами» пчёл и термитов - как полагал Метерлинк - человеческого общества, и даже - божественной иерархии (!)
«Все вещи» всегда несут с собой обстоятельства своего
возникновения и назначения: в процессе,
называемом «существованием»‚ Великая Природа просто-напросто перемещает
их из одной «ячейки» бытия в другую. На
«наивном» языке натурфилософов это называли начертаниями - signaturа rerum[25], - подразумевая при этом отнюдь не «лепет и щебетание»,
как некоторые полагают‚ но вполне абстрактный язык того, что в простоте
своей мы принимаем за «стечение
обстоятельств»‚ неразличимый поток вещей
и событий:
«всё, что в первых видениях являлось ему хаотическим
и многообразным, было теперь осознано им как единство, как Арфа с многими
струнами, из которых каждая струна отдельный инструмент, и все вместе опять
одна Арфа. Он узнал теперь божественный порядок природы и узнал, как от
ствола дерева жизни возникают различные ветви, несущие разнообразные листья,
цветы и плоды, - и он почувствовал необходимость
написать все, что он видел, и сохранить написанное»[26].
Надо сказать‚ что во все времена трудность заключалась
не в «недостатке понимания»‚ но - недостатке выражения‚ вернее‚
бедности концептуального и операционального базиса‚ посредством коих могло бы
быть применено тончайшее знание‚ открываемое
природой вещей.
Понимание
или осознание «субъекта» движется в направлении обратном тому, как поступает
со своими творениями Природа: хотя «человеческий биокомпьютер» по параметрам
на несколько порядков меньше, язык у
него тот же самый. Меняя последовательность гун‚
оно сворачивает числа многообразия к первоисточнику, проходя вспять по Октаве в
«нулевой разряд» или кантово «трансцендентальное единство апперцепции».
Вне времени уже
никаких «противоречий» нет, и
благодаря тому после изнурительных усилий возможно испытать «чувство
глубокого удовлетворения».
Как давно известно,
музыка – искусство времени и счёта: звуковые колебания измеряются
герцами, или числом биений в секунду‚ а такты и части произведения - ударами метронома. «Вечность» предмета музыки никак не
вступает в противоречие с тем обстоятельством, что простейшее гармоническое
колебание - это
синусоида: постоянно меняя координату, её движение остаётся одним и тем
же, возобновляясь в каждой своей точке[27] (Фиг.
4.1). Ещё более поразительной - пространственной - гармоникой является электромагнитное колебание или
световая волна: обладая двумя взаимно перпендикулярными векторами («в четверть фазы»)‚ она содержит в
самой себе как источник «вечного движения»‚ так и три измерения пространства (Фиг.
7.5.). Парадоксы теории относительности вытекают из «скорости света»;
а вместе с тем известна умная природа света - выражаемая‚ в частности‚ словами «умозрение» и «свет разума».
Размышление об энергетической — световой и квантовой — сущности сознания
составляло, в конечном итоге, главные цель и метод психофизической практики
пифагорейско-неоплатонического Гнозиса, а на Востоке лежало в основе буддизма и
йоги.
Следуя здесь универсальной методе, которая - вполне возможно - служила когда-то простейшей «азбукой» реальности или
иероглифами Всё-и-Вся, попробуем
продемонстрировать числовые «кирпичики» музыкального принципа,
вытекающего из гармонического
колебания - Фиг.
4.1.
«Гармония мира, как в натянутом луке,
действует через противоположное»
(Гераклит,
Фр. 51).
Первое нечто‚ о
котором еще можно что-то сказать - или «нулевой градус» Космического осциллятора - должно быть представлено единообразными символами, например
111111… или 000000…, знаком того, что
не вносит никаких изменений в «состояние субъекта»: это
вполне виртуально и «пусто» как для «мысленного эксперимента», так и для «приборов». Единое (τὸ ἔν Платона) для
физика - вакуум, для буддиста шуньята, в Китае - У цзи («Беспредельное»)‚ в Кабале - Айн Соф, и
обозначается оно пустым кругом - Фиг.
4.2а.
Говорится, что
«Бог - это бесконечный круг, центр которого везде, а окружность
нигде» [28].
Пример
замечательной аналогии мы находим в ряду
Фибоначчи, тоже открываемом
«неразличимыми единицами»: 1,1... - см. Приложение 1.
Не явится полной неожиданностью, если некогда обнаружится, что ряд Фибоначчи отражает
принцип устройства человеческого сознания. В дальнейшем мы будем неоднократно
обращаться к нему для иллюстрации гармонического закона Октавы – если не
производного то‚ во всяком случае‚
параллельного числового принципа [29].
Если единицы не складываются, или изменения не происходит, можно было бы
изобразить 1, 0, 1, 0... ‚ и это отвечало бы случаю, когда У цзи изображается с точкой в центре круга - Фиг.
4.2б.
«Одно» есть
первая категория диалектики платонова Парменида:
«Чистое “одно” или “одно” как таковое
исключает все категории мысли‚ согласно учению Платона» [30].
Но если единица
всё-таки является единицей, она должна в конечном итоге как-то проявить себя, и
тогда образуется третий член Фибоначчи: 1+1=2.
С третьим членом
Фибоначчи мы уже имеем циклоиду или
какой-то вид движения, совершающего
«приходы и уходы», перемену состояния или фазы.
Эти два соединены в одном «нераздельно и неслиянно», изображением чего служит известный символ Тай цзи («Великий Предел») - Фиг.
4.3.
В Тай цзи два начала хотя и обозначены - это только зародыш гармонического деления, намеченный
взаимопроникновением инь и ян.
Это Нирвана, Хаос древних или первоматерия философов - которая‚ по Аристотелю‚ бестелесна
- «не
имеет формы». Греки именовали её также Ночью
и Бездной‚
из которой не вышло ещё Золотое Яйцо:
«Обоих богов‚ небо и землю‚ и все
стороны света‚ и всю вселенную поддерживает то
семя. Форма его не уловима ни в каком подобии. То семя‚ божественное и вечное‚ видят подвижники-йогины (своим
мысленным взором)»[31].
Гераклит использовал выражение кикейон - «кисель» - для определения
состояния до разделения. Тай
цзи не есть‚ конечно‚ «небытие», но - «виртуальность вакуума»‚ и диалектически намечаемая меонизация Единого.
Каббалисты
называют его Йод и Хе יה - Адам-Ева (до разделения); что соответствует сфире Кетер, отделённой промежутком «бездны» от других цифур.
Дуадой - 2 - отмечено основное противоположение‚ наиболее архаичной
эмблемой которого‚ известной со времён палеолита‚ выступают изображения и
символы богини-Рожаницы. Отсюда возникают все диаметральные оппозиции:
активное-пассивное‚ мужское-женское‚ свет-тьма‚ дух-материя‚ истина-ложь и т.д. - но в двоице эти пары неразделимы [32]. В римской религии
врата Хаоса сторожил двуликий Янус‚ он же олицетворял
отсутствие различия во времени‚ ибо смотрел
вперёд и назад. «Хаотические» отклонения от заранее предопределённого
хода‚ ещё «до расчёта» заключённые во фрактальной природе явлений, содержат
основное условие творческой эволюции – возникновения принципиально нового: двоицей открываются поэтому «врата рождения»:
«Один конец истины всегда находится в земле, как корень, который её питает»[33].
Фертильность хаоса подчёркнута в учении атомистов: Эпикуром ввёдён специальный
термин - «клинамен» - для обозначения этой элементарной спонтанности[34].
В алхимическом символизме две основные
тенденции развития и два направления эволюции материи обозначены знаками Солнца и Луны: «Теологи вратами душ
считали Солнце и Луну»‚ - говорит Порфирий [35].
Содержание конкретных оппозитов бесконечно ниже в иерархической лестнице
образования смысла‚ чем сам принцип
оппозиции - тот
пока ещё мало понятый диалектический
механизм‚ что задействован в формировании
границы‚ определяющей «фигуру смысла»
[36]. В
учении диалектики‚ развитом Платоном‚ в двух
впервые становится возможным полагание «одного» как сущего, что сразу же влечёт
за собой возникновение третьего понятия иного‚ и с ним пяти основных категорий мышления [37].
В греческих таинствах по Элевсинскому
чину использовалась Петрома («творение
из камня») [38] - массивная двойная каменная скрижаль («диптих»)‚ на
плотно примыкавших друг к другу створках которой‚ открывавшихся только при
совершении мистерий‚ были изнутри начертаны письмена заповедей. Подобную Петрому являли собою и «скрижали завета»‚ обретённые Моисеем
непосредственно от Бога:
«По окончании же сорока дней и сорока
ночей дал мне Господь две скрижали каменные‚ скрижали завета‚
Я обратился и пошёл с горы‚ гора же
горела огнём; две скрижали завета [были] в обеих руках моих»
Втор.
9 : 11‚15.
1 и 2 столь же абстрактны‚ как геометрические точка и линия‚ не
имеющие толщины. ''Двоица не есть число‚
а также не есть чётное'', - говорит в Теологуменах
арифметики Ямвлих[39].
Актуальность числа - то
есть оформленной фигуры смысла, а равно
чёта и нечета появляются лишь в трёх (тернере) - только намеченном
в объединяющем общем круге диаграммы Тай цзи. Три
образуют сравнение - гуну уравновешивания‚ но относимы уже к следующему
уровню. Двоица поэтому принципиально
ненаблюдаема.
Двоица есть Природа – как пара Непроявленному (Эону) [40] и
зародыш множественности (индивидуации)
во времени и пространстве:
«будучи
двумя, они всегда находятся во всём в равной мере» [41].
В триграммах Ба гуа ей соответствует Вода (двоичное значение - 2).
«Разве они не смотрят на землю‚ сколько
Мы произрастили на ней всяких благородных пар?» [42]
Бинарное свойство гармонической кривой - противоположение фазы (+ –) - но это‚ конечно‚
не есть ещё сама гармоническая
кривая.
В
Октаве с первым уровнем соотнесены
лишь два интервала - октава и прима; интервал в октаву есть первый обертон До-до или нулевая квинтовая ступень 30. Звуки в
интервале октавы различаются по частоте вдвое, но воспринимаются на
слух как один тон.
В физике уровню «ниже триады» отвечают «виртуальные
состояния» частиц, которые существуют «только на бумаге», но не являются
фактически наблюдаемыми. Первому «уровню времени» мы‚ таким образом‚
ставим в соответствие
числа 1 и 0.
Первое «проявление» в числовом ряду
Октавы и первое гармоническое деление, «задающее координату» для всех
последующих образуемых ступеней - это квинта, интервал 31.
В самых различных системах три
отвечает «трём качествам» – тригуна:
«Три гуны -
взаимосоединяющиеся‚ вездесущие:
Пара раджасу -
саттва‚ пара саттве -
раджас‚
Обоим - саттве и раджасу - парой зовётся тамас‚
А тамас зовётся парой и саттвы и
раджаса‚
И не было их начала‚ контакта или разъединения»[43].
Активное
начало - это раджас‚ пассивное - тамас и
уравновешивающее - саттва. Они есть триада Солнце-Луна-Огонь, лежащая в основании
древнейших известных религий [44].
«Дао
порождает Одно‚
Одно
порождает Два‚
Два
порождает Три‚
Три
порождают всю тьму вещей»‚ -
говорится в Дао дэ
цзин (42).
Свойство триады проявлено в золотом
сечении - одном
из самых распространённых в природе принципов (Фиг. 4.5а).
В религии
классической Греции все проявления божественных функций были осознаны в
тройственном аспекте: три Мойры‚ три Эвмениды‚
три Оры‚ три Хариты‚ три «старшие» Музы. Зевса окружает стража из трёх (и
трижды трёх) Куретов‚ производящих
вокруг него «ритмическую пляску»‚ и Прокл называет их «первичным
божественным чином»‚ «богами умопостигаемой и спутниками тайной [монады]» [45].
Вместе с
этим боги-Куреты‚ Корибанты‚ а также
«братья-близнецы» Кабиры (центры тайного культа которых находились на островах
Лесбосе‚ Мелосе и Самофракии) были проявлениями женского принципа дуады
(Октавы):
«Ведь первичные Куреты и другие посвящены чину
Афины и‚ по преданию‚ опоясаны ветвью оливы‚ как говорит Орфей» [46].
Красно-бело-чёрной - согласно цветам трёхгунной природы - по преимуществу была античная вазовая живопись‚
красно-бело-чёрным изображали
трёхголового «адского пса» Кербера.
«В том мире, где я оказался, очень
важную роль играло число “три”. Совершенно непостижимым для нашей
математики образом оно входило во все количественные отношения, создавало их и
происходило от них. Всё вместе взятое, т.е. вся вселенная, являлось ко мне
иногда в виде “триады”, составляющей одно целое и образующей
некий гигантский трилистник. Каждая часть “триады” в силу
какого-то внутреннего процесса вновь преобразовывалась в “триаду”,
и процесс этот длился до тех пор, пока всё не оказывалось заполненным “триадами”,
которые, в свою очередь, превращались в музыку, свет или схемы»‚ -
пишет о
непосредственных своих наблюдениях П.Д.Успенский.
И далее:
«В обычной жизни мы мыслим тезисами и
антитезисами; всегда и везде существуют “да” или “нет”, “нет” или “да”. Размышляя
иначе, новым способом, при помощи «иероглифов», я пришёл к пониманию
фундаментальных ошибок нашего мыслительного процесса. Ибо в действительности в
каждом отдельном случае существовало не два, а три элемента. Было не только
“да” и “нет”, а “да”, “нет” и что-то ещё» [47].
С ним солидарен
Иммануил Кант:
«Каждый класс содержит
одинаковое число категорий‚ а именно три» [48].
Именно
таковой - троичной - была изначально заложена Платоновым Парменидом система диалектики:
Единое - Сущее - Иное, выродившаяся вскоре в дуалистическую («да»-«нет») формальную
логику учения Аристотеля‚ и в этом
виде вошедшая в современную
логику.
Поскольку
же троичность является предельным уровнем‚ воспринимаемым умом‚ в религиях трём началам отвечает «божественная
Троица» -
«Отец»‚ «Мать» и «Сын»:
«Мать Моя святый Дух»
[49].
3 -
это Единый
Бог монотеистических религий: как
активный принцип он есть квинта по
отношению к двоице-природе - Октаве‚ началу женскому; троичным
его знал Авраам:
«И явился ему
Господь у дубравы Мамре‚ когда он сидел при входе в шатёр‚ во время зноя
дневного.
Он возвёл очи
свои и взглянул‚ и вот‚ три мужа стоят против него»
(Быт.
18:1-2) [50].
Единство божественного Я означает коллегиальность‚ то есть Мы: первое слово первого
стиха Бытия «сотворил» в единственном
числе применено к множественному
подлежащему -
«Творцы».
Может
показаться‚ что принцип тригуна (Фиг.
4.5.) относим к первому уровню‚ но в
действительности‚ как мы увидим далее‚
тройственное проявление возможно только в пространстве четырёх:
«Тут
нужны две пары глаз»[51].
В китайской
системе гуа - «начертаний» - тригуна соответствуют так называемые
Четыре образа (Сы сян), намечающие и
принцип образования всех последующих
«начертаний» - триграмм и гексаграмм И цзина - Фиг.
4.6. Четыре образа содержат
все числа, укладывающиеся в первый и второй разряды по основанию 2: единица, двойка, и тройка с дополняющим их нулём.
В квинтовом круге - как и в Четырёх образах - выделены две взаимно перпендикулярные оси симметрии: фа-си и ре-ляь‚ симметрично относительно этого
креста располагаются все гармонические ступени
(Фиг. 3.12. и 3.18.).
В ряду Фибоначчи триаде соответствует
четвертый член -
получаемый сложением двух предыдущих членов ряда: 2+1=3. В «грандиозной,
безоговорочно религиозной интуиции»[52] пифагорейской
доктрины уровню Четырёх образов и
«числу времени /3/» отвечает священная тетрактида - квадрат со стороной 1
(периметр равен 4), стороной 2 (площадь
равна 4)‚ тетраэдр, и «треугольное
число» 10 — Фиг. 4.8б. [53] Тетраксом
слагаются все числа десятерицы:
1+2+3+4=10, т. е. дана основа
десятичной системы счисления, и в этом своём значении он аналогичен Четырём образам (где 10
есть 2
в двоичной системе).
Четыре порождает простейшее геометрическое
тело - тетраэдр‚
соответствующий первому элементу
природы:
слово πῡρᾰμίς - пирамида - производилось от πῠρός - огонь. В огне содержатся зародыши всех остальных элементов‚ поскольку на основе
пирамиды могут быть построены четыре других правильных тела.
Четверица - не только «начало любой прогрессии», но уже есть и «свершение её»
(Явмлих, l.c.); о «неделимой» и «истинной» - поскольку
содержит пропорцию Космоса - о ней говорится в известной молитве, обращаемой к Учителю
(Пифагору):
«Мужем клянусь, научившим наш род Четверице –
Той, что источник и корень Природы
вечнотекущей».
В
четырёх мы имеем первое составное число‚ именно - 2х2 (Фиг. 4.8). Все отношения степеней 2 есть отношения гармоники - 20 : 21 : 22 ; введение же первого нечёта - 3 - кладёт начало оформлению‚
то есть образованию чисел мирового
времени‚ согласно «Тимею»: это
уже стадия Мирового Яйца‚ и Фанет приоткрывает здесь один глаз.
Тетракс отвечает гармоническому принципу настройки арфы Орфея 1 : 3/2 : 4/3 : 2‚ разобранному нами
более подробно в главе об основах натурального строя. Первой квинте или интервалу 31 (3/2) соответствует обращённый
интервал той же первой степени - кварта (4/3). Если исходной ступенью‚ то есть тоникой‚ положить до, квинтой или доминантой будет соль, а квартой или субдоминантой – фа. Будучи
перенесена октавой ниже‚ Фа имеет до своей квинтой, если же повысить на октаву тонику‚ до1 будет квартой от соль, и обратно - Фиг. 4.9. То есть
до : Фа = соль : до, и фа : до
= до1 : соль‚
или введением
одного только принципа квинтовoгo деления 31 мы получаем два гармонических интервала
внутри октавы - квинту
и кварту‚ а также промежуток целого тона между
ними [54].
Квинта есть второй обертон колеблющейся струны‚ и все новые музыкальные ступени
возникают далее как чётные обертоны.
В Кабале второму
уровню проявления отвечают три первые Сфиры (при этом Кетер выступает в новом качестве). Трём гунам соответствуют три
буквы-матери: Несказуемое Имя йод-хе-вау-хе (Тетраграмматон)
построено так же‚ как четверица 1:2:3:4 - в нём Вау - это квинта‚ а
второе Хе - интервал октавы [55].
В дошедших до нас представлениях древнейшей религии в
качестве творящей триады выступают бог плодородия (Солнце) и пара его
жён-богинь - мать и
дочь‚ Утренняя и Вечерняя Заря; а
орнаментами энеолита зафиксированы изображения двух пар женских грудей в форме мандалы. Таковые генетивные троицы - Ваал‚
Ашер и Анат ханаанеев-вавилонян‚ Адам‚ Ева и Лилит (Лалита)
иудеев; Род и Рожаницы (Лада и Леля) славян:
Поле
есть поле богов -
Поле
Ашеры и Девы [56].
Греки знали эзотерическое сказание о детях Леды - жены царя
древней Спарты Тиндарея. Кастору и Полидевку - близнецам-Диоскурам‚ и родившейся одновременно с ними Прекрасной
Еленой – ставшей впоследствии причиной Троянской войны - было
установлено почитание как богам [57]. Кастор при этом считался
потомком Тиндарея‚ но Поллукс и Елена - детьми Зевса‚ сочетавшегося в ту
же брачную ночь с Ледой. Ещё большая «странность» заключена в том мифе‚ где
«первоприродность» Елены особо подчёркивается
рождением её из яйца [58].
Четверица
содержит условия сознания‚ поскольку она даёт пространство для превращения
трёх гун - сравнения оппозитов - Фиг.
4.9 а‚ но в ней ещё нет форм интеллектуального постижения. Точно также‚
на втором уровне отсутствует и реальное физическое движение - это
умопостигаемое Всё.
«Самое меньшее‚ государству
необходимо состоять из четырёх или пяти
человек»‚ -
говорит
Платон[59].
Следующий
член ряда Фибоначчи есть пять: 3+2=5‚
и этим числом мы обозначаем третий уровень и соответствующее ему число проявления
времени. Сам «золотой ряд» построен на свойстве пятерки: отношение j = есть
удвоенный косинус угла p/5 - пятиконечной звезды (пентаграммы)
- Фиг.
4.10.; пятиугольник в её центре
содержит следующую по порядку перевёрнутую пентаграмму - и т.д.‚ все геометрические элементы бесконечной
прогрессии этих фигур связаны между
собой отношениями степеней числа j (рядом золотой
пропорции, см. Приложение 1).
Не
вызывает сомнения, что 5 – одно из наиболее удивительных
чисел: она есть та гора Меру которой, согласно древнему мифу, боги вспахтали Вселенную
из первородных Вод.
Если триада тяготеет к единству, то пентада открыта ко множеству, сохраняя
в то же время связь с первоначалом.
Десятерица (полнота) образована двумя сомножителями - 2
и 5, если первое‚ как говорят‚ есть начало
движения‚ то второе это начало жизни.
Число 5 - первое‚
обладающее «полным набором свойств» - оно включает в себя первое
чётное и первое нечётное - «мужское» и «женское» (5 =
2+3), из чего эпитеты его «красота» и «Афродита»[60].
«Мудрецы говорят, что мир был сотворён буквой Хе ()» [61],
численное
значение её есть 5.
Пятёрка
состоит из активной «валентной единицы» посреди двух взаимно уравновешенных
пар четверицы (1 + 22). Подобное свойство присуще всем пяти так
называемым простым числам Ферма (XVII век) вида ‚ но 5 - первое такое число с вещественным
n: ‚ .
Пяти же
отвечает триграмма Огонь (двоичное значение - 5).
Пентаграмма
-
повсеместно почитаемый символ‚ который
обычно использовался в качестве охраняющего талисмана. Пятиконечная звезда‚ вписанная в
пятиугольник Фиг. 4.10. - это проекция на
плоскость простейшего четырехмерного правильного тела - симплекса‚ являющегося аналогом тетраэдра Фиг. 4.6. Симплекс имеет пять вершин и пять трёхмерных «граней»‚
представляющих собой обычные тетраэдры.
5 образует
первый и самый важный октавный цикл:
через каждые пять ступеней квинтами вниз
мы имеем повышение на полтона исходной ступени и‚ обратно‚ понижение на полтона
через каждые пять ступеней квинтами
вверх. Таким образом‚ первый цикл
заключает пять ступеней - 30‚31‚32‚33‚34‚
где полученные на предыдущем уровне три ступени до, фа и соль дополнены двумя новыми – ре и ля (Фиг.
4.11 - 4.13.).
Начало
целотонового разделения Октавы обнаруживается
уже в первой тройке (31) - интервалах
квинты и кварты. Квинта и её обращение
(3/2 и 4/3) образуют между собой интервал в 1
тон (3/2:4/3 = 9/8) или 32.
Мы видим из этого, что каждый предыдущий гармонический уровень содержит в себе
основание для последующего - точно так, как это происходит в
ряду золотой пропорции.
Последовательные
тоновые интервалы получаются аналогично первому в процессе, когда доминанта принимает на себя функцию тоники, т.е. даёт новое
«пространство двоицы» - интервал октавы‚ равный 2.
Как мы знаем, такое «транспонирование» на
октаву относится к закону уровня 1.
Если соль : до =3/2 (квинта), то до1 (выше предыдущего до на октаву) образует к соль как тонике кварту (до1 : соль=4/3), т.е. становится субдоминантой,
а место доминанты занимает ступень ре‚ которая
выше до на 1 тон (ре1
: соль = 3/2) - см. Фиг. 3.6.
Наличие
уже одного квинтового члена (3:2) в
промежутке октавы влечёт за собой его обращение т.е. кварту (4:3) и обратно, по закону уровня
2‚ из чего следует целотоновый интервал
между ними. Из фа
- соль,
из до - ре‚ из соль – ля:
«Земля держится на слонах,
слоны на китах, киты на воде; водою же положен предел знания знающих».
Тоновым делением Октавы и циклом пяти определено число времени /5/ или третий уровень проявления. Дальнейшее применение закона квинтового
деления приводит к образованию полутонового
промежутка на пятой квинте в ступени ми
(35) - интервала
нового уровня, дающего начало иному музыкальному складу - хроматическому‚ с подразделением октавы
на полутона. В древнегреческой музыке полутон назывался леймма («непроходимость») или остановка движения, от точки которой
маятник гармонических чисел начинает раскручиваться в обратную сторону - Фиг. 4.12. и 6.9. Диссонирующие интервалы
- малая
секунда и большая септима, уменьшенная
квинта и увеличенная кварта древним справедливо казались не отвечающими
возвышенному философскому или
мужественно-героическому складу души, их исполнение могло привлечь
демонов и вызвать нежелательные последствия в окружении. Пять‚ следовательно‚
отвечает пентатонике -
разделению Октавы‚ не содержащему полутонов - Фиг.
4.13.
«Терпсихора кифарой влечёт‚ бурей чувства владея»‚ -
сказано
про пятую Музу (танца) в ХХ Идиллии
Авзония.
Октавному
циклу пяти прямо соответствует цикл пяти элементов - танматр или махабхута («Великих животных»). Они же есть пять первоначальных планет и пять металлов, давая форму мандале Дхьяни–Будд
ваджраяны, фигуры которых располагаются по сторонам и в центре квадрата,
вписанного в круг - Фиг.
4.14. Если в Четырёх образах
центр - Тайцзи - относится к
предыдущему уровню‚ как бы намечая форму мандалы‚ то в последней белый
центральный круг соответствует пятому
элементу Металл («эфир»).
Китайский
цикл превращения пяти элементов показывает‚ как каждый из элементов порождается
(Земля®Металл®Вода®Дерево®Огонь®Земля) или поглощается (Дерево®Металл®Огонь®Вода®Земля®Дерево) другим - Фиг. 4.15: при этом
порождение следует порядку ступеней пентатоники (до®ре®фа®соль®ля®до1)‚ а
поглощение -
последовательности квинт (фа®до®соль®ре®ля®фаь).
Индийскими
шастрами пять элементов обычно
описываются как пять видов чистого
движения (Ваю) - ветров или пран. Сопряжённая активность пяти пран (Фиг. 4.15) и характер их
доминирования выступают основным формообразующим принципом: праной созданы все
формы‚ воспринимаемые посредством ума (манас)[62]. Пользуясь снова примером музыки
можно сказать‚ что пятеричным уровнем определена не только звуковысотная
(гармоническая)‚ но и метроритмическая
её организация.
Пять
видов чистого движения задают
форму проявления пространства-времени
по трём пространственным и двум временным
координатам. В физике время принято считать одномерным («бег из
прошлого через настоящее в будущее»), но при этом не учитывается движение по
шкале организации («изнутри» или «вовнутрь» ветра)
-
иначе говоря‚ переход по уровням времени.
Пентада
есть число Ума (Нус греческих философов) и Логоса; это и «первый
Адам» Кабалы (Кадмон)‚ от которого произошли ангелы и люди. Логос несомненно
«Сын», если последует двум первым принципам,
и он содержит в себе достаточные основаниям, определяющие результаты
всех последующих проявлений в
феноменальном мире. Он является
посредником между человеком и высшим божеством - «нетварными божественными энергиями» св. о.
Григория Паламы и пятью «ясными светами» (од
сал) тибетской ваджраяны. В каноне «Вознесения» фигура Христа не случайно
изображена в обрамлении лучащейся пентаграммы.
Солнце в
древности именовали Богом четырёх форм (сравните:
«четыре времени года»)‚ а также и восьми форм (наша «роза ветров»)‚ что
отвечает третьему и четвёртому уровням проявления. Солнце или Сурья, говорит комментарий к
Гаятри-мантре[63], есть
видимый в физическом мире образ Бхарго
-
источника невещественного света, создающего всю Вселенную.
Если в смысле
пространственном и временном Метагалактика
соответствует для нас первому уровню проявления‚ то Млечный Путь
(Галактика) -
второму‚ а Солнце и Солнечная система - третьему и четвёртому (планам 5-ти и 8-ми начал).
Важнейшим солярным иероглифом служит крест. Задолго до того, как он
стал ассоциироваться со страданием и орудием казни, крест вписанный в круг был
символом Солнца - Фиг. 4.17. Древнейшие солярные петроглифы датируются
поздним неолитом. Эта же функция креста сохранилась и в эмблеме свастики - не избежавшей пермутации своего смысла
уже в XX веке.
Ещё одно значение, непосредственно связанное с нашей
темой – это крест с обвившим его змеем
(«распятым змеем»), по некоторым преданиям возводимый к Моисею и указывающий
на Октаву: змей на кресте имеет форму буквы «S», т.е. гармонической кривой - Фиг.
4.19.[64]
Очевидно, что формой четырёхконечного креста запечатлены
две перпендикулярные оси на плоскости и единственная общая их точка пересечения[65]; в математике это соответствует угловой мере‚
обозначаемой числом 2π‚ которая коррелирует с аналогичной сферической угловой мерой 4π
и числом 7 - три
взаимно перпендикулярные оси и общая точка их пересечения.
В кабале третьему уровню отвечает сфира Тиферет («Красота»)‚ занимающая центральное положение на Древе жизни - подобно числу 5
в «магическом квадрате 3-х» - Фиг. 6.13.
Третий уровень
октавы - число
времени 5 -
создаёт основу мирового проявления (тиб. ваджра); в космологическом аспекте это световая природа волн и частиц‚ не имеющих «массы покоя»‚ что‚
в частности‚ выражено следующими стихами первой главы Бытия:
4
И увидел Бог
свет‚ что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
5
И назвал Бог
свет днём‚ а тьму ночью. И был вечер‚ и было утро: день один.
Пять при этом есть паттерн «порождения и поглощения»‚ который
повторяется на всех вышележащих уровнях‚ как мы это увидим далее. Сознание
само как феномен основано на волновом процессе связи «сопряжённых моментов»
(Фиг. 4.14. и 4.16.); по словам Гурджиева,
«…сознание возникает только из
наблюдения одного мозгового «центра» за другими, и когда эта связь теряется,
прекращается процесс сознания»[66].
[1] Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии
мировой истории. Т.1. / Пер. с нем. К.А. Свасьяна. - М.: Мысль, 1998; стр. 206.
[2] Монадология‚
67.
[3] Капра, Фритьоф. Паутина жизни. Новое
научное понимание живых систем. / Пер. с англ. под ред. В.Г. Трилиса. - М., 2002; стр. 156.
[4] «Учёные, как правило, избегают
исследования нелинейных систем», - отмечает Ф. Капра (l.c., стр. 140). Нелинейные дифференциальные уравнения - те, что включают в себя зависимую переменную в степенях выше
первой (то есть обладают «обратной связью), и они не отвечают никакой «гладкой»
кривой.
[5] Там же‚ стр.34.
[6] Синергетическая парадигма. - М.: Прогресс-традиция, 2002; стр. 20.
[7] Гроф Станислав. За пределами мозга./ Пер.
с англ. под общей ред. А. Дегтярёва. 3-е издание. - М., 2000; стр. 68.
[8] Безжалостный натуралист и препаратор
красочных отпечатков этого мимолётного мира‚ по-восточному владевший
откровением языка и обладавший почти
гётевским прозрением в законы формы‚ в
наиболее разработанном из последних
романов («Ада») как бы сводит в фокус автобиографические круги своих
произведений и обнаруживает перед нами центральный «набоковский миф»:
«райская полнота»‚ с последующим сразу за тем «грехопадением» в пародию «комедийного времени»‚ и с
намечаемой в конечном итоге «теодицеей» -
дрейфом по ту сторону иллюзорной
временнόй ткани. Этот ракурс
неожиданно и сразу ставит постмодернизм позднего Набокова в один тематический ряд с двумя признанными
корифеями прозы модерна первой половины века - Прустом и Джойсом‚ с двух сторон
по-разному подошедших к этой же проблеме.
[9] Греческая Сфинга («Сфинкс»)‚ загадывавшая загадки фиванскому царю Эдипу‚ как
и древнее самих пирамид Сфинкс из Долины
пирамид в районе Мемфиса - широко известные примеры серафов и керубов.
[10] Хроники XVI века описывают‚ что европейцы и индейцы первое
время одинаково затруднялись определять
природу друг друга: если первые точно отказывали последним в происхождении от
католического Бога‚ то вторые сомневались‚ подвержены ли европейцы тлению‚ то
есть состоят ли из той же человеческой
плоти‚ что и они.
[11] «В начале Творцы отделили Небо от Земли»‚
- формула‚ в том же самом смысле выражающая процесс Великого
Делания (Ars Magna): «Сперва отдели тонкое от грубого с величайшим
тщанием» (Изумрудная Скрижаль).
[12] Греческий термин «эйдос» или «идея» происходит
от слова ειδομαι, что значит «быть
видимым".
[13] Лосев А.Ф. История античной эстетики‚ т.II. Платон. - М.: Искусство‚ 1969 [курсив мой - Б.С.].
[14] «Гнева и мщения кабиров людям избежать
невозможно»‚ – говорит Павсаний («Описание Эллады» IX. XXV‚ 7). Центром тайного культа
богов-Кабиров в Греции считалась Самофракия - остров‚ прежде именовавшийся Дарданией по
имени Дардана - потомка Атланта от дочери его Электры. Надобно
сказать‚ что кабирами («могучими»)
именовались также члены соответствующей жреческой коллегии.
[15] Меррелл-Вольф Ф. Математика, философия и
йога. / Пер. с англ. - Киев: София, 1999; стр.70.
[16] Гурджиев Г.И. Рассказы Баалзебуба своему внуку. - /
Пер. с англ. Ф.Н. Коршакова. - М., 2000;
гл. 41.
[17] Ibid. Книга Гурджиева была
написана в 1932 году‚ задолго до появления
метода электронного
парамагнитного резонанса.
[18] McKenna T., McKenna D. The Invisible Landscape: Mind, Hallucinogens,
and the
[19] Поскольку энергия физиков имеет
размерность времени в отрицательной степени (t-2)‚ то из «сворачивания времени» (т.е. процесса‚
обратного акту Творения) мы можем получать любое необходимое нам количество
энергии‚ а также и всю мировую массу. Аристотель ввёл в космологию аналогичный
принцип под наименованием перводвигателя.
[20] Козырев Н.А. Избранные труды. Л.‚ Из-во
ЛГУ‚ 1991; стр. 249. Если и в «теории относительности» время
остаётся лишь пространственно-подобной координатой
геометрии Минковского‚ то
Н.А.Козыревым настойчиво указывалось
на активную природу времени (которую он усматривал в
неравнозначности физических процессов при зеркально-симметрических
отображениях).
[21] Успенский П.Д. Новая модель вселенной. / Пер. с англ. Н.В. фон Бока. - С-Пб.: Издательство
Чернышёва, 1993; гл. 8.
[22] Павич, Милорад. Внутренняя сторона ветра: Роман о Геро и Леандре. - С-Пб.: Азбука-классика‚ 2001; стр.27). Тема «охоты за сновидениями» - впервые возникшая‚ кажется‚ у
Кастанеды - была
благодарно подхвачена Павичем («Хазарский
словарь»).
[23] О. Мандельштам
(1933/34).
[24] Лейбниц: Монадология‚ 64.
[25] «письмена
природы».
[26] Цит. по: Р.Бёкк‚ Космическое сознание.
[27] Производная или скорость изменения функции sin x есть cos x‚ то есть та же функция‚ смещённая на четверть
своей фазы (p/2)‚ производная cos x есть -sin x и т.д.‚ тогда как четвёртая производная снова совпадает с
исходной функцией.
[28] Борхес Х.-Л, Сфера Паскаля. Собрание сочинений в 4-х томах. – С.-Пб.: Амфора,
2000. Произведения 1942-1969 гг.;
стр. 334.
[29] Об общих синергетических основаниях
формирования гармонии см: Буданов В.Г., Метод
ритмокаскадов: о фрактальной природе времени эволюционирующих систем.
[30] Лосев А.Ф. Бытие – Имя – Космос. / Сост.
и ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993; стр. 107-110.
[31] Махабхарата‚V‚ 45‚ 1-6.
[32] «А почему две? Почему?»‚ - так восклицает Люсетта. - Вл. Набоков‚ Ада, или Радости страсти: Семейная хроника. /
Пер. с англ. Сергея Ильина. - М.: ДИ-ДИК, 1996; стр.188.
[33] М. Павич. Вывернутая перчатка. СПб,
Азбука-классика», 2003; стр. 210.
[34] Изображение св. Георгия-Победоносца поражающего дракона на
российских монетах есть эмблема доминирования мужского начала порядка над
женской анархической стихией; поскольку же двоица предшествует троице
(«Превосходному подобает пребывать внизу» - Дао
дэ цзин)‚ то одержавший победу над драконом герой сам занимает место
дракона: обстоятельство‚ хорошо
известное исследователям по мифологии. Древнейший же предшественник Победоносца
(русского Грома-Перуна‚ плодотворящего Неба) - ведический царь богов Индра‚ поразивший
«затмившего Вселенную» дракона Вритру
[35] Порфирий: О пещере нимф‚ 29.
[36] Ср. логическое исчисление Laws of Form Джорджа Спенсера-Брауна.
[37] Лосев А.Ф. Бытие – Имя – Космос; стр.115.
[38] Павсаний
VIII. XV‚1-3: «Я знаю‚ что многие из фенеатов в
очень важных случаях даже клянутся этой Петромой»‚ - говорит он. Похожий мраморный ларец
стоял и на римском Капитолии‚ со склонностью римлян синкретически впитывать
различные религиозные элементы.
[39] Ямвлих‚ Теологумены арифметики; в: Лосев А.Ф. История античной эстетики:
Последние века. Кн.1-2. - М.: Искусство, 1988; кн.2‚ стр. 403.
[40] Ibid.
[41] Платон: Парменид 144e.
[42] Коран‚ 26:7 (перевод Крачковского).
[43] Таттва-каумуди
(12); в: 40‚ стр. 153.
[44] Сома-Сурья-Агни
индусов, Син-Шамс-Ур семитов.
[45] Прокл: Теология Платона V‚ 35 (в: Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи.- М.: Мысль, 1996; стр. 295).
[46] Ibid.‚ стр. 296. В таинственных бронзовых статуэтках в
шлемах‚ установленных на мысе в Брасиях,
в Лаконике‚ в характерной манере описываемых Павсанием‚ современные
учёные склонны видеть изображения Кабиров: «...я не знаю‚ считают ли их местные
жители за Диоскуров или за Корибантов. Их всего три‚ а четвёртой является
статуя Афины» (Описание Эллады: III. XXIV‚ 4). «Кто такие кабиры и какие таинства и обряды
совершаются в честь их и Деметры‚ - пусть простят мне люди‚ любящие слушать
такие рассказы‚ если всё это я пройду молчанием»‚ - говорит он в другом месте (IX. XXV‚ 5).
[47] Новая
модель вселенной; гл.8.
[48] Критика
чистого разума‚ §11. А потому, как было замечено,
последовательный дуализм мышления есть форма шизофрении (что отчасти отразилось
на экзотерической религиозности).
[49] Origen: Commentarii in Joannem,
[50] Три
мужа‚ посетившие праотца Авраама‚ представлены знаменитым каноном Троицы
Андрея Рублёва.
[51] М.Павич. Внутренняя сторона ветра: Геро;
стр. 57.
[52] Шпенглер О. Закат Европы l.c.; стр. 207.
[53] Ср.: Милогия. Магия чисел.
[54] Интереснейшее указание Павсания
относительно внутренности Дельфийского храма: «стоят в храме и статуи двух Мойр
(Судеб)‚ вместо же третьей из них стоят статуи
Зевса Мойрагета (Водителя Мойр) и Аполлона Мойрагета (Водителя Мойр)». - Описание Эллады X. XХIV‚ 4.
[55] Семя конструкции Поминок по Финнегану Дж.Джойса заложено «первосемьёй» HCE и ALP - наследующих последствия Падения (the Fall)‚ что означает самую возможность языка.
Коллизия между HCE и
дочерью HCE и ALP Issy (Isold) создаёт психологический и лингвистический
«материал» ткани романа‚ необходимым агентом в котором выступает Shem/Shaun - сыновья
HCE и ALM‚ порождающие свои многочисленные
спецификации по мере «углубления» сюжета во времени. В целом грандиозное экспериментальное творение
Джойса повторяет структуру сложнейших космогоний‚ обнаруживаемых этнологами у
«самых примитивных» (Дж.Фрэзер) народов.
[56] Рыбаков
Б.А. Язычество древних славян.- М.: София‚ Гелиос‚ 2002; стр. 432. В
обнаруженных захоронениях мезолита (V тыс. до н.э.) останки мужчины в
шаманском головном уборе лося
лежат с двумя женскими скелетами по бокам (там же‚ стр. 66).
[57] Аполлодор‚
III. X‚7. Диоскурами (санскр. Ашвины‚ созвездие Близнецов) почитались
не только сыновья Леды‚ но и многие другие божественные братья (88‚ стр. 102).
Ср. также:
« ...вседневно
Братом
сменяется брат и вседневно‚ когда умирает
Тот‚
воскресает другой. И к бессмертным причислены оба»
(Одиссея‚ XI‚ 300).
[58] Яйцо‚
рождённое Ледой‚ показывали висящим на лентах в лакедемонском храме - Павсаний: III. XVI‚ 1. Женщина как
причина раздора - и‚ вследствие того‚ - орудие‚ выковывающее героев - это постоянная тема греческих мифов.
[59] Государство‚
II:369.
[60] Ямвлих
l.c.
[61] рав Матитьягу Глазерсон: Нумерология. Огненные буквы (Мистические
прозрения в еврейском языке). Москва-Иерусалим, Гешарим/Мосты культуры, 2002;
стр.139.
[62] Анугита‚
20-23 (см. 47а‚ стр.48-55).
[63] Авалон‚ Артур. Введение в
Маханирвана-тантру. / Пер. с англ.- М.: Старклайт‚ 2002; стр. 78.
[64] Никола Фламель‚ Иероглифические фигуры. Фиг. IV.
[65] Сравните
интерпретацию - схожую с православной - символа креста у Павича: Вечность (вертикаль) даёт пересечение
со временем (горизонталь)‚ таковая
точка (настоящее) есть жизнь. - Милорад Павич‚ Внутренняя сторона ветра: Геро;
стр.36.
[66] Успенский П.Д. В поисках чудесного. /
Пер. с англ. – С.-Пб., 1992; стр. 106.
Ср. О. Э.
Мандельштам: «На них на всех - их было четверо - полагалось, очевидно, пять мотков. Один
моток был лишним. Они говорили на языке ласточек…» («Египетская марка»).