Глава 5
Бег
небесных зверей
С двенадцатью вечерял я,
они
меня вкушали
Кеведо
Пони бегает
по кругу
С.
Никитин
Зодиак (греч. zwdion -
уменьшительное от zwon -
животное) - один из наиболее распространенных символов в
культурах Месопотамии‚ Египта‚ Персии‚ Индии‚ Китая и Америки. Древнейшим
изображением Солнца было колесо‚ катившееся по небосводу; и подобно тому‚ как в
колесе обод и ступица соединены в одно
целое‚ меняющиеся картины жизни природы
в череде сезонов имели Солнце
единственным своим источником. Что же
представляет из себя Зодиак - обод мирового колеса: аллегорию двенадцати месяцев года‚ созвездий эклиптики‚ по которым поочерёдно
катится Солнце‚ или причудливый его символизм изначально был призван сообщать
нам нечто большее? Или Зодиак скорее - детская забава‚ - игрушка‚ призванная привести в
движение колёса видений
Иезекииля и Якоба Бёме?
В
солнечный астрономический год укладывается двенадцать лунных месяцев
плюс одиннадцать с лишним дней‚ а совпадение положения солнца и луны происходит раз в девятнадцать лет‚ как было
известно уже в древности (этот цикл был описан Метоном‚ греческим астрономом V века до н.э.‚ и носит его имя). Поэтому счёт года по
лунным фазам естественно приводит к числу тринадцать
-
двенадцати полным и одному неполному (вставочному) месяцам. Возможно‚
напоминанием об этом обстоятельстве служит тринадцатое внезодиакальное
созвездие Змееносца‚ в которое Солнце вступает‚ переходя из Скорпиона в
Стрельца[1].
Первый Зодиак‚ о
котором имеются сведения‚ - протоиндийский - восходит к третьему тысячелетию до нашей эры и является
восьмеричным. Циклами восьми или
двенадцати выражалась идея множественного проявления единого целого. В Ведах
семь последующих богов - Санат Кумара - эманируют из первого начала - Брахмы, и они же есть семь Амеша
спента, исходящие от Ахура–Мазды.
В мифах многих
народов на определённом этапе построения мира в качестве устроителей
выступают единокровные братья‚ число которых может меняться‚ но обычно
заключено в пределах восьми-двенадцати. «8 форм» и «12 форм»
представляют наиболее священных богов
Васу и Адитьев
индоариев[2].
В Кодзики
-
«Записях о деяниях древности» - боги Японии рождаются группами по
пять и по восемь; сама же страна
Ямато так и называется -
«Восемь Великих островов».
Античная традиция сохраняла
представление о пантеоне 12-ти
Олимпийских богов‚ хотя точный список их никогда не был окончательно
установлен - что не
удивительно‚ учитывая исполненную превратностей
жизнь на Олимпе. Если известные нам сегодня начертания знаков
Зодиака, как многие считают, ввели в III тысячелетии до нашей эры шумеры для отсчёта
прецессии земного вращения, остаётся всё же неясным, почему они избрали для
этого именно число двенадцать.
Гесиод пас овец на склонах
Геликона‚ когда был вдохновлён самими Музами излить в гекзаметрах драматическую
историю мира. Он говорит о двенадцати детях-титанах‚ порождённых
Геей от Урана: последний в этом цикле Крон («Время») отомстил за своих
братьев и свергнул власть «Неба»‚ оскопив его[3].
Забавные приключения богов‚ о которых мифы повествуют в
аллегорической форме‚ зачастую имеют
весьма отвлечённую основу‚ где каждый сюжет и действующее лицо
являют определённый аспект. В религии
эллинов цикл Зодиака был эзотерически связан со страстями человеко-бога Геракла‚
его героическими трудами и окончательным восхождением - эпоптейей:
«Видом
изменчивый‚ года отец... славный Пэан‚ вкруг чьей головы - и ночь‚ и денница»‚ -
так прямо и величает Геракла
орфический гимн[4] - пятого отца
после Урана‚ Крона‚ Зевса и Прометея.
Духовная природа времени всегда осознавалась
наиболее отчётливо‚ - и за
каждым днём‚ и даже часом и минутой было закреплено определённое управляющее
божество‚ -
рудимент этого мы видим в православных святцах.
Более развёрнутое впечатление дают монументальные
календарные стелы Мезоамерики и тибетские янтры‚ где эзотерические аспекты
времени разработаны в мельчайших деталях.
«Клянусь
Небом‚ обладателем Башен»‚ -
говорит Аллах[5]‚ - а Башни‚ согласно
Ибн ал-Араби‚ суть «отметки на
своде Атласа‚ на котором отсутствуют звёзды»‚ и они соответствуют двенадцати
управляющим Ангелам в
образе знаков Зодиака[6].
«Беспредельный, вечный Бхагаван Хари (имеет)
исконный образ Калы [Времени] с его (подразделениями) на кала, каштха, нимеша и
прочее, на дни, сезоны, полугодия и годы»‚
- сказано в Вишну-пуране[7].
Древние верили в то‚ что каждый день встаёт иное Солнце‚ с каждым месяцем
нарождается новая Луна‚ и каждый новый год возникает иное
качество времени‚ непрестанно обновляемого[8]:
«И сказал
Сидящий на престоле: се‚ творю всё новое»
(Откр. 21:5).
Тщетна попытка установить
окончательно‚ идёт ли первым миф или время: исследования этнологов‚ вопреки
рационалистическим предположениям Запада‚ говорят о том‚ что умозрение так
называемых «примитивных народов» зачастую развивается наперекор очевидности. На первое место выступает абстрактный
план - под которым мы разумеем то‚ что императивно выражает
себя на каждом из уровней представления - будь то математика‚ философия или миф.
Имея календарь‚ можно забывать о
том‚ что время -
это вода‚ в которую нельзя войти
дважды: год не приходится на год‚ а
месяц - на
месяц; и знак равноденствия сам
бежит по кругу‚ пока не обойдёт все двенадцать домов Зодиака‚ а круг не
обратится в спираль. В редкую эпоху «коренные перемены» не ломают оси истории - но‚ погружаясь во время‚ всё более удивительные вещи
открываются нашему взору. Чем шире обзор путешественника‚ тем очевиднее
становится ему‚ что движется он в круге
руин‚ а прошлое имеет свойством неизменно превращаться в будущее:
«Страшен
(иллюзорный) поток. Охраняемый богами‚ он распадается на двенадцать скоплений.
Домогаясь мёда (из того потока)‚ люди стекаются к нему.
И
бескрылые души попадают на дерево незнания ашваттха[9] с
золотыми листьями‚ а там‚ обретя крылья‚ они разлетаются каждая в свою сторону
(принимая новое рождение сообразно своим наклонностям).
Из того (полного) распространяется ветер[10]‚ в нём он постоянно и сдерживается. Из него возникли
Агни и Сома‚ и на нём зиждется вся совокупность жизненных сил[11].
Дыхание
поглощает выдыхание‚ а дыхание поглощает Месяц. Месяц поглощает Солнце‚ а
Солнце поглощает мировая душа.
То божественное и вечное могут
видеть подвижники-йогины (своим мысленным взором)»[12].
Неизменными вехами остаются знаки:
то Рыбы‚ резвящиеся в лунном
свете; источающий языки пламени
Агнец; Близнецы-антиподы; Дева‚
оседлавшая свирепого Льва; Стрелец‚
целящий стрелы в небо; кусающий
себя за хвост Скорпион… Фигуры эти
архетипичны для «коллективного бессознательного»: стилизуясь‚ переосмысляясь и
многократно изменяя своё значение‚ они
переходят из эпохи в эпоху - продолжая противостоять вечно
текущей реальности.
Так действие закона Весов проявлено в истории религий: на план
божественной эпифании выходят то отвлечённые принципы‚ то фигуры мифа‚
то герои - конкретные личности‚ взявшие на себя функцию воплощать
абстрактное. Аспекты их взаимозаменимы и‚ проходя полную фазу‚ достигают формы противоположной крайности.
Примером отвлечённой трактовки изначальных
форм мы находим триграммы Ба гуа,
восьмеричное колесо Благородных истин
и двенадцать спиц Пратитья-самутпада - закона взаимозависимого порождения элементов раннего буддизма‚ буквы
Кабалы. В иное время пантеон должен был быть переосмыслен в терминах
мифической родословной‚ существовавших либо
предполагаемых учителей и даже чиновной иерархии, - таковую обнаруживает перечень древних «императоров»‚
«министров» и «военачальников»
седой истории становления
Поднебесной империи Китая.
Названия могут меняться‚ но прежней остаётся
суть -
абстрактный план вновь и вновь заявляет
о себе с непреклонностью вечного
возвращения.
«День, которым начинается
календарь, работает как историческая камера замедленной съёмки. И, в сущности
говоря, это всё тот же день, постоянно возвращающийся в облике праздничных
дней, которые представляют собой дни поминовения. То есть календари отсчитывают
время не так, как часы. Они - монументы того исторического сознания, от которого в Европе за последние
сто лет не осталось, как кажется, и малейшего следа»[13].
Оставив в стороне времена оны
сошлёмся на творчество не столь отдалённого прошлого - Иммануила
Канта или Артура Янга‚
развёртывающих перед нами изображения Зодиака[14].
Откроем древнекитайское
энциклопедическое сочинение Люйши чуньцю
- «Вёсны
и осени господина Люя» (III в. до н.э.)‚ где
описывается двенадцатиступенный звукоряд, производимый на основе особого
эталона - тона,
называемого Центральным (Хуанди)‚ или
гуном Жёлтого Колокола (Хуанчжун чжи гун):
«Считая за три части того, кто рождает,
прибавляем к ним одну часть, порождая «вверх»; считая за три части того, кто
рождает, отнимаем от них одну часть, считая «вниз». Тоны хуанчжун, далюй, тайцоу, цзячжун, гусянь, чжунлюй, жуйбинь –
верхние‚ женские; тоны линьчжун, ицзе,
наньлюй, уи, инчжун – нижние‚ мужские» [15].
И далее:
«Когда состояние мира характеризуется высокой
мудростью и предельным следованием закону
ли, ци
неба и земли, совокупляясь, порождают звучащие
ветры. Солнце, двигаясь в зодиакальной плоскости от одной точки
солнцестояния к другой, каждый месяц образует с луной систему наподобие
колокола, порождая один за другим двенадцать тонов люй. Во вторую луну зимы, в день солнцестояния, рождается хуанчжун, в последнюю луну зимы – далюй. В первую весеннюю луну – тайцоу, во вторую – цзячжун, в последнюю – гусянь.
В первую летнюю луну – чжулюй, во вторую,
в день солнцестояния – жуйбинь, в
последнюю – линьчжун. В первую луну осени – ицзе, во вторую – наньлюй,
в третью – уи. В первую луну зимы – инчжун. Если ветры-цы, создаваемые небом и землёй‚ правильны, двенадцать тонов верны»
[16].
В этом замечательном фрагменте
содержится указание на музыкальный исток
зодиакального символизма – ключ‚ по ряду причин «потерянный» Западом. Елена Петровна Блаватская говорит так:
«Упомянутый
ключ должен быть повёрнут семь раз, прежде чем вся система раскроется. Мы
повернём его только один раз, давая этим возможность профану бросить один
взгляд на эту тайну. Счастлив тот, кто понимает её всю!» [17].
Китайцы, видимо, в меньшей мере были озабочены охранением
истины от профанов, если от них мы можем узнать эзотерическую тайну о
разделении Зодиакального круга на иньскую
-
эволюционную или нисходящую, «разворачивающуюся» ветвь (макрокосм), и янскую - инволюционную или восходящую, «сворачивающуюся» ветвь (микрокосм) мировой спирали.
Хроматическая
двенадцатиступенная гамма‚ построенная квинтами согласно пифагорейскому строю‚ как мы знаем‚ образует
две параллельные ветви, ноты каждой из
которых‚ расположенные по высоте‚ дают
две семиступенные диатонические последовательности интервалов - мажорную гамму
(ТТп/тТТТп/т) основных ступеней и зеркально-симметричную
ей так называемую фригийскую
гамму (п/тТТТп/тТТ) - Фиг. 5.5.
«Лин Лунь пустился в путь от Западной Страны и
достиг севера горы Юаньюй. Нашёл растущий в лощине Сеси бамбук, выбрал часть,
ровную по всей длине, вырезал посередине между коленцами… Затем сделал двенадцать
таких трубочек, а когда услышал пение пары фениксов у подножия горы Юаньюй,
понял, как должны разделиться двенадцать люй:
шесть должны быть подобны голосу самца, а шесть – самочки»[18].
Лин Лунь – иначе‚ Молодой Дракон
(демиург), создававший музыку по указанию Хуанди – Жёлтого предка («Центра»),
закладывая основы вселенского устройства – мировой гармонии – сделал так,
чтобы двенадцать тонов (двенадцать годовых лун)
вторили друг другу, как голоса самца и самки феникса. Бинарный порядок Октавы‚ согласный двоичной системе И
цзина‚ коренится в природе
музыкального строя - Фиг. 3.18. Тона-люй‚ идущие по
часовой стрелке квинтового круга (фа→си)‚ то есть по возрастанию квинт, определены
как женские‚ и ими создаются тональности
бемоля с прибавлением по одному микротону в каждом цикле 12-ти квинт;
идущие против часовой стрелки (ля#→ фа#) -
определены как мужские‚ порождающие тональности диеза с убыванием по одному
микротону в каждом цикле. Движение в первом случае следует по виткам разворачивающейся спирали
изнутри наружу‚ во втором случае - сворачивается вовнутрь - Фиг. 5.6. Таков‚
согласно Вёснам и осеням‚ характер
двустороннего движения в правой и левой
половинах Зодиакального круга двенадцати люй.
Очевидно‚ что идея обустройства видимого
мира чистыми квинтами и квартами - то есть что является он ни чем иным как Октавой - не составляла прерогативы одних лишь
последователей Пифагора. Откроем трактат
О пещере нимф Порфирия (III в.), ученика
Плотина, выдающегося философа и одного из последних иерофантов‚ и мы найдём
следующие любопытные замечания к мифу, приводимому у Гомера (Од. XIII 111)
относительно двух входов в «Мировой
грот» -
т.е. мир, представляемый как пещера (матка)[19]:
«У созвездия Рака находится тот
вход, которым спускаются души, а у созвездия Козерога – тот, через который они
поднимаются. Но вход у созвездия Рака – северный и ведёт вниз [крайнее к
северу положение Солнца в эклиптике], а тот, что у созвездия Козерога – южный и
поднимается вверх. Северный вход для душ, нисходящих в мир становления».
«Но южные врата предоставлены не
богам, а тем, кто восходит к богам, почему поэт [Гомер] и назвал их дорогой не
богов, а бессмертных… О двух этих воротах упоминает и Парменид в книге «О
природе»[20].
Путь
восхождения был оформлен «народным»
мифологическом циклом о двенадцати
подвигах Геракла. Рождённый человеком (от Зевса)‚ исполнив свои трудные
подвиги и жестокими страданиями искупив прегрешения‚ Геракл разложил костёр и взойдя на него‚ приказал поджечь‚
присоединившись к богам-олимпийцам[21].
Праздник зимнего солнцеворота (в знаке
Козерога), отмечаемый нами ныне как день
рождества Христова, в древнем Риме
именовался сатурналиями - по-гречески кронии
(от имени Сатурна‚ или Кроноса)‚ - о чём Порфирий
говорит далее:
«Когда солнце входит в созвездие Козерога во
время празднеств‚ надевают на рабов знаки свободных…, чтобы показать, что те,
кто ныне по рождению являются рабами, в праздник кроний освобождаются, оживают, и через место, являющееся жилищем
Кроноса [выдел. мною - БС] - Козерога - небесными вратами возвращаются в мир бессмертных».
«И поскольку дверь они называют janua, январь носит имя как бы месяца врат»[22].
Множество
элементов древних мистерий в той или иной форме влилось в христианство‚ и
поэтому не удивительно, что эзотеризм зодиакального (основанного на Октаве) и солнечного символизма в настоящее
время жив точно так же, как тысячелетия назад:
«Солнце - Сурья - есть местопребывание Бхарго
[одного из двенадцати братьев-Адитьев]: по отношению к Солнцу Он есть то же, что дух – Атма
– по отношению к нашему телу»[23].
В Пещере
нимф Порфирия нисходящая и восходящая ветви Зодиака соотнесены с двумя кардинальными точками: Козерогом (фа) - знаком
зимнего солнцеворота‚ когда световой день начинает прибавляться‚ и Раком (си) - знаком летнего
солнцеворота‚ обращающего движение года вспять. В традиции И цзина - Канона
Перемен - зимний
солнцеворот в Козероге называется «рождением света» или «вхождением янского знака»‚ когда в гексаграмму вступает первая сильная черта;
каждый месяц «светлой половины года», пока прибавляется солнце, добавляет в
гексаграмму по одной черте ян. Летний солнцеворот в Раке отвечает
«рождению тьмы» или вхождению иньского
знака‚ когда световой день начинает убывать‚ а в гексаграмму вступает
слабая черта‚ и каждый месяц «тёмной половины года» добавляется по одной черте
инь - Фиг.
5.7.
Световой цикл солнечного года смоделирован‚ таким образом‚ последовательностью
семидесяти двух черт - 36 ян и 36 инь -
двенадцати гексаграмм И цзина‚
соответствующих двенадцати тонам- люй круга Зодиака.
Отметим некоторые дополнительные моменты
этого таинства. Станислав Гроф - исследователь ЛСД и практикующий психотерапевт - не читал‚ вероятно‚ редкое сочинение Порфирия‚ когда в начале семидесятых
годов обосновал существование двух
входов в мировую пещеру теорией базовых перинатальных
матриц[24].
Образ
пещеры - в
которой обитают души‚ сидящие спиной к входу и судящие о реальности лишь по теням на её стенах - был излюблен самим Платоном[25]; но в пристрастии к эллинскому язычеству как
нам заподозрить Аллаха‚ сказавшего же устами Пророка:
«Вот юноши спрятались в пещеру… и мы
закрыли их уши в пещере на многие годы»[26].
Не скрывает Люйши чуньцю и связи двенадцати тонов-люй с правильными
ветрами - числами триграмм Ба гуа или отношениями чёта
и нечета‚ - как было показано нами выше‚ являющимися базовыми в
строении Октавы:
«Предок Чжуансюй появился на свет
в реке Жо, а поселился на горе Полая Шелковица (Кунсан). Когда он стал предком-ди и душой слился с небом, подули правильные ветры, звуки их были:
си-си, цзян-цзян… Чжуаньсюю они полюбились, и он велел Летящему Дракону - Фэйлуну - сделать мелодию в подражание этим восьми ветрам. Назвал её «Подносим
облака», чтобы исполнять при жертвах Высокому предку. Потом велел Жёлтому угрю
первый раз исполнить барабанный бой; тот опрокинулся на спину и заколотил
хвостом по брюху: ян-ян» …[27]
В «розе ветров» Ба гуа восемь направлений‚ однако примечательно‚ что в приведённом
выше фрагменте (6‚2) число правильных ветров‚ порождающих 12 люй‚ не названо. В вопросе отношения
хроматической гаммы Зодиака к ветрам древние китайцы также не были одиноки. В космологии Пещеры нимф Порфирий в очередной раз
приводит Гомера:
«Души, нисходящие в мир
становления и возвращающиеся из него, не без основания связывали с ветрами…
Северный ветер [Борей] «берёт в плен
своим дуновением тяжко дышащую душу» (Ил.
V 698) того, кому предстоит перейти к смерти. Южный ветер, наоборот, несёт с
собой освобождение».
«Далее,
поскольку от северных врат души идут в мир становления, то северный ветер
считается ветром любовным. Ибо Борей,
“Образ принявши коня черногривого,
их
[кобылиц] покрывал он,
И, забрюхатев, двенадцать они жеребят
народили”
(Ил. XX
224-225) »[28].
Кобылицы (чёрные и белые) - это дни и ночи‚
олицетворяющие материальную дуаду (гармоническую
кривую); а ветров‚ по
Гесиоду‚ всего три - именно‚ Зефир‚
Борей и Нот[29]. А
«двенадцать жеребят» - очевидно,
те же двенадцать месяцев - тонов в круге Зодиака‚ порождаемых квинтовой итерацией - отношениями чёта и нечета (3n : 2m).
Но даже если принять более привычное
число четырёх ветров у позднеантичных
авторов‚ связь Зодиака с «розой ветров» Ба
гуа в данном случае является симптоматичной. Ниже мы увидим‚ как в
симметрические преобразования двоичных начертаний И цзина включаются числа октавных уровней‚ рассмотренные нами в
тексте Гл. 4.
Восемь направлений имеют соотнесение и с магическим квадратом 3-х - архетипом десятерицы
(decas), что есть уже отношение к
основанию системы счисления‚ а
значит‚ к циклу[30]. Как
кабалистическое Древо Жизни (десять чисел-сфир)‚
так и пифагорейско-неоплатоническая десятерица
требуют соотнесения со своей «гармонической основой» – т.е. четверицей («тайным Именем») с тем,
чтобы все импликации, заложенные в числовую систему изначально её основателями
(а были ли вообще такие?) раскрыли себя в «мировой симфонии».
Запутанным кажется вопрос о «внутренней петле» Зодиака, затемнённый
усилиями многих потрудившихся в этой области тайноведов, не имевших, по
видимости, «октавного ключа». Намёки на разрешение этой проблемы приводятся
Е.П. Блаватской -
свидетельствующие, по крайней мере, о том, что строение октавы Зодиака было
хорошо известно Махатмам[31]. Но
самую вычурную петлю Зодиака всё же изобразил Великий магистр Алистер Кроули‚ - артистизм его натуры и в этом не нашёл себе равных[32].
Ещё в античности небесный Зодиак представляли в виде змея - гармонического закона перетекания противоположностей
(Фиг. 4.19.)‚ а также фигуры гигантского
небесного человека с раскинутыми руками
(Пуруши):
«Змеевидное
Время - или
Геракл‚ с Ананкою и Адрастией», -
так говорит Дамаский‚ позднеантичный писатель[33].
Позднее эти образы были многократно
повторены изображениями на гностических геммах и средневековых гравюрах. Создаётся неслучайное впечатление‚
что фигуры Зодиака‚ бывшие всегда на виду в качестве популярного символа‚ стремились
вобрать в себя возможно большее число
коннотаций тайного учения об Октаве.
В своей посвятительной трактовке
зодиакальный символизм указывает на амбивалентный характер движения в круге
Зодиака -
гармонию противоположностей в смысле Гераклита:
«Враждебное находится в согласии
с собой: перевёрнутое соединение
[гармония] лука и
лиры» (Фр.27)‚
равно как и на «зеркально-симметричный»
характер отношения «верха» и «низа.
Лук
и лира были непременными
атрибутами Аполлона-Феба‚ водителя Муз.
Фигура уравновешивания расположена в Весах (Equilibrium) – ключевом зодиакальном иероглифе (который на карте
Таро представлен Повешенным). Весы
(соответствующие планете Венера ♀) и Овен
(связываемый с Марсом ♂)
обнаруживают биполярное отношение того же свойства‚ что и символ Инь-Ян
в центре диаграммы Восьми триграмм Ба гуа.
Полагают, что точка весеннего равноденствия сместилась на два зодиакальных
знака примерно за 43 столетия - прошедших от дней расцвета той передне-азиатской
цивилизации‚ от которой нам перешли в наследство эти символы, - и первоначально месяцы зимнего и летнего солнцеворота приходились на Овен и Весы (Козерог и Рак в нашу эпоху) - Фиг. 5.9. Вскоре мы убедимся‚ что это соответствие
отвечает за целый ряд особенностей‚ связываемых с символами Зодиака.
Посмотрим на Фиг. 5.8. В цикле пяти ступеней‚ то есть от фа до ля включительно (№№ 1-5) октава заполняется квинтами (а) без образования интервалов полутона; в ми (№6) и си (№7) образуются полутоновые
промежутки или непроходимости (греч. лейммы). Последовательность семи
квинтовых ступеней результирует с
образованием интервала тритон
(уменьшенная квинта) между фа и си‚ поэтому диатоника не замыкается‚ что хорошо видно на
круговой диаграмме семиступенной гаммы (б).
Форма Мира мыслилась в согласии с
совершенной фигурой -
окружностью (где полнота должна
содержать в себе все свои «концы»
(сравните с этим αuτό-ποιος - автопоэз
современной синергетической парадигмы). А поэтому‚ чтобы круг семи ступеней основной
гармонической последовательности (диатоники) замкнулся‚ и мы возвратились обратно
в фа‚
надо либо продолжать двигаться вперёд (по часовой стрелке‚ квинтами
вверх) - и
тогда мы получим раскручивающуюся спираль и новые возникающие диатоники‚ либо
обратить ход квинт и пройти те же самые ступени в обратном порядке. Иное решение содержалось в самой структуре
строя‚ и оно же служило иллюстрацией важнейших космологических доктрин - а именно, учения о макрокосме
и микрокосме, а также об обращении эволюции Творения.
Как мы знаем, шесть квинт вверх от си образуют «зеркально обращённую
гамму»‚ в которой ля# (сиb) соответствует до, соль# (ляb) – ре и т.д.‚ то есть изменённые ступени
Фиг. 5.5. дают параллель основным
ступеням «макрокосмической» диатоники:
Если
принять во внимание вышеприведённые соответствия, то зодиакальный круг
двенадцати ступеней приобретает форму Фиг. 5.9.
Здесь фа и си‚
поставленные в соответствие знакам зимнего и летнего солнцестояния‚ представляют собою два полюса - именно Солнце
и Луну‚ согласно Порфирию‚ – «врата для освобождённых душ» и «врата для
смертных душ». Достигнув ступени ми
в пятой квинте‚ шестой знак - Дева (а в современном Зодиаке это Близнецы) для того‚ чтобы возвратиться
обратно в фа‚ должен совершить этот
переход шагами внутренней октавы (ми-фа)‚ в то время как шестая квинта (си)‚
соответствующая седьмому знаку - Весам (в
настоящее время Рак)‚ не переходя
далее в сольb совершает
«дрейф» в ступень до - ср. с Фиг. 5.8 б.
Поэтому на Фиг. 5.9. порядок от Скорпиона
к Рыбам обращён: движение в Козерог от Рака (Весов)
осуществляется попятным ходом.
По Аполлодору‚ у Крона («Времени») сперва было пятеро детей от
Реи -
Гестия‚ Деметра и Гера‚ Плутон и Посейдон;
шестым же Рея родила Зевса‚
свергнувшего власть Крона. Также и сам Крон в поколении Урана приходится шестым сыном-титаном[34].
Инволюция
микрокосма состоит не в том, чтобы пройти те же эволюционные ступени в обратном
порядке: человеку не требуется обратно
превращаться в обезьяну, чтобы замкнуть мировой цикл; но - поскольку между си
и
фа лежит диссонансный тритон - путём
«дрейфа»‚ наподобие феномена сверхпроводимости‚ перевести си
в до, а ми в фа. Так две ветви
мирового круга – нисходящая‚ макрокосмическая (Творения), и восходящая –
микрокосмическая (Освобождения)‚ призванная связать универсальную цепь и
служащая предметом важнейшей богословской дисциплины – теодицеи (оправдания Бога за сотворение Мира), - склеиваются:
«Шаг – инь
(тёмное), шаг – ян (светлое) -
характер движения Дао
[всеобщего закона Перемен]», -
- сказано в Дао дэ цзин, классическом
китайском каноне.
Битва на поле Курукшетра‚ описываемая в
Махабхарате‚ эзотерически изображает замыкание
космического цикла посредством практики
жертвы - о чём
Шри Кришна‚ стоя на колеснице перед боем‚ сообщает Арджуне:
«Брахмо - жертвенное приношение;
Брахмо - жертва‚ на огне Брахмо Брахманом приносится;
этим дόлжно приблизиться к Брахмо‚
погружением (самадхи) в дело Брахмо»[35].
Как
повествуется‚ со стороны царей «лунной династии» выступило 11 акшаухини (крупное даже по современным
масштабам боевое подразделение) войска‚ а со стороны царей «солнечной династии»
- 7 акшаухини. На
диаграмме квинтового круга семи квинтам соответствует ступень №8 сольь‚ одиннадцати квинтам - ступень №12 сиь‚ отмечающие
границы заштрихованного сектора внутренней октавы от Скорпиона до Рыб на Фиг. 5.9.
Встаёт интересный вопрос: если этапы эволюции
от Овна до Весов занимают
шесть квинтовых шагов - шесть дней творения‚ согласно Бытию (1:31)‚ то сколько таких шагов
займёт переход из ми в фа и из си в до по внутренней октаве? Как показано в Гл.3‚ полутоновый интервал заключает в себе несколько меньше
четырёх микротоновых интервалов D - на
Фиг. 5.9. эти интервалы отмечены как раз четырьмя
промежутками между сольь и сиь от Скорпиона до Рыб‚ - а пройти микротоновыми интервалами полутон можно либо в 48‚ либо (что будет ещё точнее) в 301 квинтовый шаг‚ или же в больший период‚ определяемый
гармоническими числами Октавы (Фиг.
3.22‚ 3.28).
Этот кажущийся парадокс есть иллюстрация
самого закона времени -
принципа‚ устанавливающего отношение шкал между «космосами» - или‚ сказать иначе‚ - вложенными уровнями иерархии мирового строя. Вспомним уже цитировавшийся текст
Брахма-пураны:
«…один день богов есть год предков‚
один день предков - год смертных... »
Так относительность временных шкал
понималась за десятки веков до Эйнштейна. Каждый космос вмещает в себя все шесть временных уровней (седьмой из
которых представлен точкой - Фиг.
5.11.) - иначе
их называют «планами»‚ - то
есть представляет собою «полный Зодиак»‚ но сам при этом остаётся
лишь нотой гаммы‚ в которую он включён. В конкретных временах мы имеем дело уже с ритмами -
количественной‚ по Шопенгауэру‚ характеристикой единой «космической музыки».
Данное положение может быть проиллюстрировано строением
хорошо известного фрактала - множества Мандельбро. По сути‚
оно изображается одной бесконечно искривляющейся линией‚ при любом увеличении
сохраняющей свой основной паттерн (ограничение положено лишь возможностями вашей программы).
Цельное множество (а) напоминает чернильную
кляксу на промокательной бумаге; но
в любом из её «отростков»‚ расположенных по главным осям‚ - как легко убедиться‚
-
запрятано бесконечно много «маленьких» и «мельчайших мандельбро» (a-d) - Фиг.
5.10.
Соотношение космосов, по Гуджиеву (закон
Октавы или Священный Гептапарапаршиног), есть следствие природы наблюдателя: если
крайняя граница мира
является как бы поверхностью бесконечной сферы‚ то другая его
граница -
центром этой сферы. Так‚ А.Эддингтон впервые обратил внимание‚ что волны
вероятности функции Шредингера могут быть получены наложением двух систем волн‚ направленных
«противоположно во времени»: если одну волну представить себе исходящей из точки‚ то другая будет отражением первой
от «границы космоса». Так парадокс космосов воспринимается
математической физикой:
«определение вероятности означает
“встречу” двух времён: одного‚ идущего из прошлого‚ с другим‚ идущим из
будущего» [36].
Относительные же времена макрокосмоса и
микрокосмоса не измеряются одной и той
же физической меркой - всё
время существования Вселенной от её рождения до возвращения в первоначальное
состояние пралайи‚ согласно той же
Пуране‚ составит лишь один «период бодрствования» - день Брахмы. Вопрос
измерения заключается здесь не в «единицах времени»‚ но в его ритмах.
Более детально соотношение шкал мы рассмотрели выше (Гл. 4).
Приводимое Фиг. 5.9. соответствие отмечает‚ в свою очередь‚ цикл
пяти ступеней в Зодиаке - важнейший гармонический закон Октавы. Он зафиксирован
порядком управляющих планет, который также описан в ранее цитированном
трактате Порфирия. От Водолея до Льва идут семь планет в следующем
порядке: Сатурн‚ Юпитер‚ Марс‚ Венера‚ Меркурий‚ Луна и Солнце; от Солнца‚
управляющего во Льве‚ следуют пять
планет: Меркурий‚ Венера‚ Марс‚ Юпитер‚
Сатурн‚ - последний
приходится уже на Козерога. Мы видим‚
что Солнце и Луна включены в Зодиак лишь по одному разу‚ в то время как Сатурн
и Юпитер - по два
раза. Этим обстоятельством мы обязаны не просто трудностью двенадцать
зодиакальных знаков сопоставить с
меньшим числом «известных в древности» светил - планет можно бы быть взять‚ к примеру‚ всего шесть - и они тогда
располагались бы в Зодиаке симметрично. Но мысль «учредителей» работала
совершенно в ином направлении - планеты размещены таким образом‚ чтобы дать соотношение чисел 5:7. Роль этого отношения - задающего основной паттерн циклов гармонических чисел
Октавы -
достаточно хорошо раскрыта в Гл.3‚
- и оно‚
конечно же‚ отменёно «современным
Зодиаком»‚ в который новоиспечённые астрологи‚ не желающие отставать от
времени‚ поспешили поместить недавно открытые планеты (Нептун‚ Плутон и т.п.).
Поскольку в Зодиаке вложено несколько
«слоёв смысла»‚ расположение планет
должно иметь дополнительные
интерпретации. Уже была упомянута роль отношения Марс (Овен) - Венера
(Весы); не меньшее значение
имеет другая пара: Сатурн (Козерог) - Луна (Рак).
Знак летнего солнцеворота справедливо отмечен Луной‚ имеющей самую короткую
относительно Земли орбиту‚ а зимнего солнцеворота - Сатурном‚ дальше всех планет отстоящего от Земли;
но в символическом раскладе есть ещё другая сторона. Так‚ Львом управляет Солнце‚ следующее сразу за Луной в Раке; но Лев идёт уже после летнего солнцеворота‚ когда световой день начал
убывать. Какой в этом может быть смысл?
Вспомним‚ что в тексте Вёсен и осеней первые шесть
восходящих квинт дают женские люй светлой половины года‚ а последующие мужские люй открываются первой квинтой вниз от основного тона
«хуанчжун» (в нашей системе принимаемого за фа)‚ - то
есть ля# (см. Гл.3), которая в зодиакальном
круге должна быть первым месяцем после летнего солнцестояния - т.е. Львом.
Ход тонов-люй китайского Зодиака
имеет поступательно-возвратный S-образный характер‚ - такое же обращение движения мы видим в круге триграмм Ба гуа‚ как бы подражающее змееобразному изгибу
гармонической кривой. Управляющее Львом
Солнце указывает как раз на возвращение в полюс Козерога (крайнее южное положение в зимнем солнцевороте) через внутреннюю октаву «инволюционной
половины» светового года‚ - и чтобы сделать намёк более прозрачным‚ Скорпион кусает себя за хвост‚ а пара резвящихся Рыб обращены головами в противоположные
стороны. Зодиак в знаках Льва (Скорпиона) и Стрельца (Рыб) - Фиг. 5.9. - как бы склеен в одностороннюю ленту
Мёбиуса (!)
Рассматривая соответствия круга Зодиака‚
невозможно обойти стороной другой календарь‚ с первого взгляда мало общего
имеющий с первым. Древнекитайский шестидесятилетний цикл существует, по меньшей мере, с третьего тысячелетия до н.э.:
«Хуан-ди [Жёлтый Император]
приказал Да-нао [Высокому Предку] установить шестидесятилетний цикл»[37]‚ -
но цикл этот
никак не соотнесён с двенадцатью месяцами‚ а предположения о его связи с
периодом обращения Юпитера вокруг Солнца (11‚86 года) или солнечной активностью (около 11 лет) остаются
столь же гипотетическими‚ как прочие другие.
Тем не менее‚ можно ясно
продемонстрировать‚ что цикл этот в точности соответствует времени – если под последним иметь в
виду Октаву‚ - как
понимал её‚ в частности‚ Платон.
В китайском шестидесятилетнем цикле сплетены между собой три наиболее значимые
числовые порядка Октавы – двоичный (ян «мужской элемент»‚ нечёт‚ и инь ─ «женский элемент»‚ чёт)‚ пятеричный - 5 элементов
в последовательности порождения (Вода →
Дерево → Огонь → Земля → Металл → Вода)‚
и двенадцатеричный - изображаемый «животными символами» (12-ю циклическими знаками так
называемых земных ветвей) со
следующими специальными наименованиями:
Сочетания символов пяти элементов с двоичными
значениями ян и инь ( ─)
образуют десять небесных стволов‚ которые с двенадцатью
земными ветвями слагают перестановочную таблицу 5x12, включающую 60
элементов. Каждый год как бы отвечает
вектору, т.е. двум числам (а,в),
где первое отнесено к циклу 5, а второе – к циклу 12. При этом чётные знаки инь сочетаются только с чётными
номерами земных ветвей, а нечётные знаки ян
– только с нечётными номерами - Фиг.
5.12.
Рассмотрим теперь, какой
пасьянс из века в век раскладывают эти зверюшки. Возьмём ту форму
двенадцатиступенного круга, где полутоновые интервалы располагаются по
окружности, а квинты соединяют ноты
хордами - Фиг.
5.13. Выше мы говорили, что интервал полутона в квинтовом круге обладает свойством, симметрическим
квинте: будучи образован пятью квинтами (35)‚ он делит двенадцатиступенный цикл в гармоническом
отношении 5:7 (5+7=12)‚ которое также есть квинта (Гл. 3). В
представлении октавной гаммы Фиг. 5.13.
ступени располагаются в обычном порядке
высотного возрастания от до к
си.
Если первый год циклического календаря Цзя-цзы (Дерева-ян – Мыши)
поставить в соответствие с нижней
ступенью октавы до, то второй год И-чоу (Дерева-инь – Коровы)‚ отмеченный следующим по счёту
знаком земной ветви‚ должен прийтись на
ступень реb (до#) полутоном выше‚ и так
далее. После прохождения цикла десяти
небесных стволов следующий год Дерева-ян - или циклический знак Цзя
– приходится на №11 знак земной ветви Собака (Сюй) и ступень сиb
(ля#), Дерева
(инь) - на №12 Свинья
(Хай) и ноту си. Повторим
последовательность десяти «Небесных знаков». Третьим по счёту годом Дерева-ян будет №9 земной ветви Обезьяна
и ляb (соль#), а годом Дерева-инь -
№10 Курица, то есть нота
ля (Фиг. 5.12. и 5.13.).
Мы видим, что с
каждым прохождением 10-ти небесных знаков - а всего их в цикле шесть
(10 х 6 = 60) - мы
опускаемся по октаве на интервал
целого тона‚ которых в октаве тоже шесть; при этом порядок элементов отмечает ступени пентатоники‚
а двоичные знаки ян и инь – различия в полутон.
Таким путём мы проходим целиком все шесть тонов октавы‚
и по завершении шестидесятилетнего
периода первый год следующего цикла, т.е. 61-й с начала нашего счёта‚ снова
придётся на Цзя-цзы (Дерево-ян – Мышь)
и ноту до - Фиг. 5.12.
Из таблица перестановки Фиг.5.14. понятно, как
циклическая последовательность с 1 по 12 чисел земных ветвей, отражающих хроматические ступени, разлагается подстановкой (12)10 (выборкой через десять членов или‚ что то же самое‚ на
два члена назад) на две изолированные циклические подпоследовательности‚ нечётную и чётную: (12)10 = (1 11 9 7 5 3) х (2 12 10 8 6 4).
Подциклы соответствуют двум последовательностям ступеней
так называемых целотоновых гамм фа-соль-ля-си-реb-миb
и до-ре-ми-сольb-ляb-сиb
(Фиг. 5.15.), не включающих интервалы полутона. Очевидно,
что эта закономерность лежит в основании октавы
шести тонов музыки (а в точности составляющей, как сказано ранее, 5 тонов + 2 полутона). Этот факт по
логике развития западного классицизма («любовь к симметрии») и привёл к
установлению двенадцатиступенного равномерного (темперированного) строя.
На 5х12 был построен счёт в Месопотамии: 60 (вавилонский
сосус) есть первый циклический период
времени‚ а далее идут периоды более высоких
порядков - нерос
(600)
и сарос (3600).
Шестьсот лет‚ в частности‚
исполнилось Ною‚ когда Бог навёл на землю потоп:
«В
шестисотый год жизни Ноевой‚ во вторый месяц‚ в семнадцатый день месяца‚ в сей
день разверзлись все источники великой бездны‚ и окна небесные отворились»
(Б. 7:11) ‚
а от первого дня Творения до наших дней прошло всего
порядка 6 000 лет[38]. Все
числа эти‚ несомненно‚ должны рассматриваться символически - как мировые эпохи (циклы).
Выше упоминалось‚
что 60 квинтовых шагов дают полную октавную гамму фа - сиb‚
включающую микротона D и s (Фиг. 3.20.)‚ а периоды 60 и 360 участвуют в формировании октавных
циклов. Известно‚ кроме того‚ что в
китайской астрологии учитывается троичный принцип: циклы по 60 лет чередуются как
«высший»‚ «средний» и «нижний» - давая‚ таким образом‚ периоды по 180 (таков тибетский
цикл ван) и 360 лет.
В китайской астрологии по шестидесятеричной системе (10-ю и 12-ю циклическими знаками Фиг.
5.12.) записываются месяц (один из 24-х
сезонов)‚ дата и час рождения‚ что вместе с циклическим годом составляет
всего «восемь иероглифов» - то есть четыре цикла по 60. Далее
определяются числовые соответствия по системе девяти залов (см. Гл. 6)
и шестидесяти четырём гексаграммам И цзина‚ но нам здесь нет необходимости
входить в эту тонкую кухню.
Мы уже показали‚ как «священный период» 360
был использован в древнеиндийском
исчислении эпох - юг‚ манвантар и кальп‚ а равно и в майанском календарном
цикле. Упомянутые «8 иероглифов» - четыре цикла по шестьдесят - дают восемь цифр 12 960 000 = 60х60х60х60‚ фрактально соответствующих периоду
третияюги (1296 тыс. лет)‚ - и с точностью до 1% совпадающих с нулевой квинтой (№1 фа) - Фиг. 5.16.
На чередовании
десяти и шестидесяти был построен счёт в Древнем Шумере‚ откуда можно
проследить истоки древнейших из дошедших до нас математических знаний. В
шумерской позиционной системе счисления разряды выстраиваются следующим
образом:
1, 10, 60, 600, 3600, 36 000,
216 000, 2 160 000, 12 960 000…
По
мнению ряда исследователей, такой счёт мог быть создан только со специальной
целью астрономических вычислений - или, по крайней мере, с тем,
чтобы донести до нас сообщение о значении периода
прецессии вращения Земли[39]. Если 2160 лет (один зодиакальный
месяц) составляет 1/12 периода в 25920 лет (12х2160 = 25 920), то ровно
500 таких периодов даёт следующий разряд шумерской системы счисления
12 960 000 (25 920 х 500=12 960 000)! Однако нет ничего
удивительного в том, что основание 60 подводит к периоду прецессии: ведь оно
заложено уже в Октаве -
служащей, согласно Платону, моделью
движущейся Вселенной (Фиг. 5.16а).
Вспомним,
что система календарного счёта у майа также строилась на нескольких основаниях - правда, иных (13, 18 и 20), и тоже с целью быть иллюстрацией сакрального
Космоса.
Многие из соответствий Октавы‚
отражённые двенадцатиступенным Зодиаком (а также и другие) присутствуют в
различных вариантах карт Таро[40]- тема‚ затронуть которую на этих страницах мы имеем
возможность лишь вкратце.
Передают легенду, как в оны
времена великого духовного оскудения и бедствий стали мудрецы совещаться между
собой, как им сохранить для потомков на веки вечные Древнюю Книгу. И решили
они, что нет более надёжного, чем сделать из неё азартную игру: ведь один лишь
порок неистребим. Так возникли Младшие
Арканы -
обычные игральные карты. С Великими
Арканами Таро -
«козырями» - дело
обстоит не проще.
Что же такое Таро - иероглифическая книга
Тота, донесённая до нас неизвестными адептами и в сжатом виде содержащая всю
мудрость Древнего Египта, гадательная колода цыган, проехавшая в кочевой
кибитке от Индии до Испании, или же эти карты Мироздания были счастливо увидены
во сне алхимиком и магом, имя которого осталось в тайне?
Символизм Великих Арканов (включающий и зодиакальный
символизм) – это палимпсест разных эпох и множества воззрений – алхимических,
герметических, гностических и т.д. Какими путями фрагменты древних знаний проникли
и переплелись в системе Таро - наверное‚ уже навсегда останется неразрешимой загадкой: ведь ранее XV века его следов история не сохранила. Каждое влияние накладывало свой
отпечаток: в ХХ веке уже на нашей памяти Алистер Кроули и Тимоти Лири, и даже
Сальвадор Дали - дали
собственные интерпретации Таро. Так или иначе‚ но в идеограммах Великих Арканов
нам чудится почему-то знакомое; и можно проследить их главное отношение - принцип Октавы как архетипа мирового устройства.
22 Аркана‚
соответствующие числу букв древнееврейского алфавита‚ делятся на три круга‚ согласно трактату Сефер Йецира (II век) – основополагающему тексту Кабалы: три
буквы-матери, семь двойных и двенадцать простых («три элемента, семь планет и двенадцать знаков Зодиака»)[41].
Перемноженные‚ эти числа составят 252
(3х7х12 = 252) - период‚ близкий
(порядка 1%) положению двенадцатой
ступени (сиь)‚ - то
есть отвечающий тому же Зодиаку (Фиг. 5.17). Десять чисел-сфир Древа Жизни («помимо Неизречённого») с
22-мя буквами Арканов образуют 32 Пути Мудрости‚ - от себя заметим‚ - дающих деление на
кварту (до-фа) и квинту (фа-до1) в микротоновой 53-х ступенной гамме (см).
Нами уже показано, как 3, 7 и 12 соотносятся с октавной структурой; и в этой функции числовой системы расклады
Таро вполне сопоставимы с древнекитайским шестидесятилетним календарём‚
служащим иллюстрацией движения Октавы.
Триада почитаема всюду - присутствуя и в форме триграмм, слагающих числа Перемен; семерица
же - явно
согласуемая с диатоническим циклом - особенно отмечена передне-азиатской
традицией: это семь ступеней
по диаметру Зодиака от фа до си‚
содержащие шесть основных музыкальных интервалов - шагов «дней
творения».
Рассмотрим идеограммы Великих Арканов. Как было известно
Е.П.Б. и авторам Люйши чуньцю‚ знак летнего солнцестояния (в нашу эпоху – Рак‚ управляемый Луной) возвращается в
южный полюс Козерога «попятными
ходами» через «тёмную половину» Зодиака. В Аркане XVIII «Луна» мы видим ползущего рака и пару воющих псов: созвездие Большого Пса (Сириус) появляется на
небосводе‚ когда год имеет самые короткие дни‚ а Рак (№7) отмечает крайнюю ступень материальной эволюции – шестую
квинту (си) мировой Октавы. В микрокосмическом
соответствии Зодиака Рак отнесён к
половым органам‚ а народными мистериями в это время года справляются
«русалочьи праздники» (Купала)‚ связанные с воспроизводящей силой. По Порфирию‚
от сил Луны зависят мойры (то есть судьбы)[42].
В «Солнце» (Аркан XIX), который обычно сопоставляют Рыбам и Близнецам‚ на
карте дети -
мальчик и девочка‚ радующихся солнцу на морском берегу: и не случайно Близнецы находятся во второй квинте‚ т.е. соль (sol - лат.
«солнце») - Фиг.
5.8, хотя управляющими планетами Рыб
и Близнецов считаются Юпитер и
Меркурий - проводник в Рыб. Эти счастливые дети ещё
не столкнулись с искушением «свободы
выбора» Аркана VI
«Возлюбленный»: Купидон с луком
намекает тут на Стрельца (которому в наше время соответствует Дева) - знак‚ открывающий начало земной истории человечества‚
как она известна по Бытию‚ гл. 3
(№12 Фиг. 5.8.).
Оппозиция соль положена и Арканом «Дьявол» (XV)‚ соответствующим Стрельцу‚
- сия
устрашающая фигура несёт знак перевёрнутой пентаграммы во лбу (5+5=10) - эмблему нисходящего Логоса‚ и тоже содержит указание на
обращение хода знаков (Рыбы → Стрелец):
это элемент земли и негативный аспект
(гуна тамас). «Дьяволу» сопоставлена
планета Марс (Арей[43]) - число Марса 5‚
а обращённый вниз трезубец в руке дьявола есть не иное что‚ как перевёрнутый кадуцей «Иерофанта» (Аркан V).
Кадуцей – это
иероглиф десяти Сфир Древа Жизни (см. Гл. 6); он также есть и
магический жезл самого «Мага» (Аркан I) - отвечающего букве À (третьей из букв-матерей‚ поскольку это «Сын»‚ а 3
- как мы
помним‚ порождающее число Октавы): знак Октавы изображён над головой «Мага»
в виде положенной на бок восьмёрки.
Лев
(управляемый Солнцем) изображён на
Аркане «Сила» – он идёт вслед за Раком‚ т.е. си,
переходящим в до, и служит для
изображения материального аспекта той же силы, что выражена Водолеем (Аркан XIV «Воздержанность»)‚ - но последний уже
входит в Рыб (№12) - завершающую стадию Великого делания (инволюции).
Сатурн (Крон) - число
его 3‚
-
помещаемый в Козерога‚ имеет также
соотнесение с «Великим иерофантом» (Овном)
- и
первой квинтой‚ из которой проистекают все числа времён Творения. На идеограмме этого Аркана
(V)
показан механизм действия космического закона времени – либо
добровольно, либо в цепях‚ но ты будешь приведён к одному и тому же - а именно, к Рыбам
(управляемым Юпитером‚ соответствующим
числу 4 - и
завершённому циклу). Аркан Юпитера (XXII «Мир») изображает «тело иллюзии» как конечный результат
алхимической трансмутации‚ и число Юпитера обозначено здесь четырьмя керубами
(священными животными) по углам карты. Но «Великий иерофант» не может не
быть одновременно Гермесом или Меркурием (а число Меркурия 8
- есть
Октава).
«Отшельник» (IX) бредёт в сумерках по краю обрыва в том же самом месте, где до него уже
проследовал «Дурак» («Нулевой Аркан» - джокер‚ - и самая таинственная карта Таро). Обычно помечаемый Львом (то есть Солнцем) «Отшельник» это солнце должен нести в себе‚ - поэтому он не расстаётся с фонарём.
В трёх
«материнских картах» - Алеф א, Мэмמ, Шинש (Арканы I, XIII, XXI)[44]
активная гуна этой триады - огонь - представлена
«Магом»‚ вздымающим магический жезл со светящимся треугольником (знаком
элемента «огонь»); перед ним на
столе оператора лежат символы остальных – меч («воздух»), чаша («вода») и
монета («земля»). Четыре космических элемента, как мы знаем из «Тимея» – это числа космической пропорции тетракса; буква
Алеф – Плуг или Бык – активный
образующий принцип Октавы (число 3‚ квинта).
Следующая буква-матерь - Мэм (Аркан XIII «Смерть») - соотнесена с негативным аспектом и пассивной гуной (элемент вода)‚ и есть первоматерия («Дух Божий носился над водою» - Б. 1:2): заполняемое квинтами октавное пространство двоицы. Эмблемою танцующей Смерти (т.е. времени) изображают богиню Кали - шакти Шивы.
Перед скелетом «Смерти» горят шесть
свечей - это шесть квинт и шесть основных интервалов‚ дающих
полную гамму от фа до си, а для недогадливых воздвигнут и более прозрачный
символ времени - песочные часы. Коса в руках «Смерти» указывает на
цикл Сатурна-Крона:
«Пусти
серп твой и пожни, потому что пришло время
жатвы;
ибо жатва на земле
созрела»
(Откр. 14:15)[45].
Всё это
Октава, и пугающиеся позорного чучела Аркана XIII – те, кому не быть Рыбой (не плавать в водах). Две из трёх карт – 3
(квинта) и 2 (октава) у нас уже имеются, поэтому для «Дурака» (XXI‚ буква Шин) - гуна уравновешивания
и элемент воздух - остаётся единица‚
30 или
начальное фа круга квинт. Те‚ кто
читал «Сефер Йецира»‚ справедливо
заметят‚ что элементы у нас поменялись местами: ведь‚ согласно последней‚ Алеф должен отвечать воздуху‚ а Шин - огню. Но в этом-то и кроется секрет
динамизма Октавы и загадка
феномена времени (ср. Фиг. 3.7.):
«Знай‚
вспоминай‚ размышляй‚
что
огонь поддерживает воду»[46].
Единица «Дурака» «неизречённая»‚ - поскольку нулевая степень числа существует в математике
«по определению»‚ а что она есть «на самом деле» - кто его знает?[47] Нечто, переходящий
из ступени в ступень (интервал прима)
и из момента в момент (точка «настоящего») настолько намозолил всем глаза, что его никто не
замечает:
«Мир
Его не познал»
(Иоан. 1:10).
Поэтому символы четырёх элементов на
этой карте сокрыты – «Дурак» несёт их завязанными в узле.
Мы уже успели убедиться‚ что тарология –
тема слишком обширная, чтобы затрагивать её вскользь‚ а потому пусть читатель
не посетует на автора, ограничившегося
лишь несколькими штрихами богатого символизма Таро.
[1] Сура №91 Корана (91 = 13 х
7) носит название Солнце.
[2] Эта функция затем была перенесена на
богов позднейшего индуизма - Вишну и Шиву. Первый известен как
Васудева (это и мирское имя отца Кришны), Шива же есть Воплощённый в восьми образах - Аштамуртайа.
[3]
«После их всех родился меж детей наиболе ужасный
Крон хитроумный. Отца многомощного
он ненавидел»
(Гесиод:
Теогония‚ 135).
[4] Hymn.Orph. XII.
Элементы
эзотерического учения об Октаве можно видеть в ряде рассказов о Геракле: младенец-Геракл и две змеи рядом с ним
в колыбели; Геракл и 50 дочерей беотийского царя Теспия‚ подаренные ему в жёны (Аполлод. II‚ 4): 51 -
число микроинтервалов коммы‚
входящих в октавный промежуток‚ и т.д.
[5] Коран‚ 85:1.
[6] «Путы для готовящегося вскочить»; в: Ибн ал-Араби‚ «Мекканские откровения»‚
СПб‚ 1995; стр. 119-120.
[7] Кн. 1; XXII, 78.
[8] «Солнце каждый день новое» (Гераклит‚
фр.6).
[9] Ficus religiosа
[10] пять элементов
[11] prana
[12] Махабхарата‚
V‚ 45‚ 7-13.
[13] Вальтер Беньямин: О понятии истории, XV.
[14] «Критика чистого разума»; «Геометрия
смысла».
[15] ЛШ (6,2) в: Ткаченко Г.А. Космос, музыка,
ритуал: Миф и эстетика в «Люйши чуньцю». - М., 1990; стр. 53.
Из данного описания можно сделать тот вывод‚
что 7 «женских тонов» порождались отношением 4/3 (с повышением на октаву), а
пять мужских – отношением 2/3, и вся система строилась квинтами вниз (ср. Фиг. 3.9).
[16] Там же.
[17] Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Ключ
к тайнам древней и современной науки и теософии. Т.т. 1‚2. Пер. с англ. - М., 1992; т.2‚ стр. 389.
[18] ЛШ‚ 5‚6.
[19] Таково значение Хе ה (число 5)
- второй и четвёртой буквы Тетраграмматона.
[20] В:
Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века. Кн.1-2. - М.: Искусство, 1988; кн.II‚ стр. 390.
[21] Аполлодор‚
2‚VII‚ (7): «Но никто не
захотел этого сделать‚ и только Пеант‚ проходивший мимо в поисках своего
скота‚ зажёг костёр. За это Геракл подарил ему свои лук и стрелы. Говорят‚ что
когда огонь запылал‚ спустившееся облако с громом унесло Геракла. Став
бессмертным и примирившись с Герой‚ он женился на дочери Геры‚ богине Гебе‚ от
которой у него родились сыновья Алексиарес и Аникет
[22] L.c. Приуроченные к Новому
году карнавальные празднества с переодеваниями и масками - столь популярные в Италии - очевидно, также берут начало от Кроний.
[23] Комментарий к Гаятри-мантре; см.: Авалон‚ Артур. Введение в Маханирвана-тантру.
/ Пер. с англ.- М.: Старклайт‚ 2002; стр. 78.
[24] Гроф Станислав. За пределами мозга./ Пер.
с англ. под общей ред. А.Дегтярёва. 3-е издание. - М., 2000‚ и др. Согласно независимым исследованиям Грофа‚ под влиянием
психеделика мозг высвобождает базовые программы органической формы‚ записанные
на уровне ДНК‚ включающие процессы рождения - когда плод освобождается от связи с
организмом матери‚ и смерти - противоположный механизм‚ имеющий результатом вхождение в тело бардо‚ согласно тибетской терминологии‚ или - «обратное рождение» алхимиков.
[25] Государство‚VII‚ 514а.
[26] Коран‚ сура Пещера‚ 10 (перевод
Крачковского).
[27] ЛШ (5‚5).
[28] В: Лосев А.Ф. История античной
эстетики, кн. 2‚ стр. 391.
Сравните у Даниила
Хармса: ...не гляди моя кукушка
не
гляди всю ночь на север
там
лишь ветер карабистр
время
в цифрах бережот...
(История Сдыгр Аппр).
[29] Ср. также приписываемое Гесиоду:
Хронос
Эрота родил и все дуновения ветра
(Schol.Ap.Rh. III, 26).
[30] Десятка,
конечно‚ - число отнюдь не «выбранное случайно»: и потому‚ что она есть произведение 2
х 5‚
так и ввиду её формоообразующей роли
в природе вообще
[31] Разоблачённая Изида l.c., стр. 389.
[32] См. Кроули, Алистер. Книга Тота. / Пер. с
англ. – С.-Пб., 2001; стр. 19.
[33] Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян.
Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи.- М.: Мысль, 1996; стр. 876. Сравните другие женские пары‚ соотносимые с Октавой-двоицей: Деметру и Кору‚
славянских Ладу и Лелю (Б.Рыбаков l.c.‚ стр. 470); а также Аду и Люсетту Владимира
Набокова («Ада»).
[34] Аполлодор
I. I,1-4.
[35] Бхагаватгита 4:24; пер.
Б.Л.Смирнова‚ Ашхабад‚ 1956.
Помимо сказанного‚ 7
и
11 - это пятое и шестое числа Люка (см.)‚ связанные
пропорцией золотого сечения‚ - и вместе они составляют число 18 -ти ступенной гаммы.
Из анализа Бхагаватгиты можно
увидеть‚ что состоит она из 18 глав (столько же‚ сколько книг во
всей Махабхарате) и 700 шлок (32 -сложных стихов) - выступая‚ таким образом‚ изображением
Октавы как в её диатонической семиступенной‚ так и в хроматической
(натуральная полутоновая гамма) ипостасях. Число же всех слогов в шлоках
Махабхараты при этом составит 32х700 = 22400 - номер‚ совпадающий с интервалом квинты с точностью ~1%.
[36] Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос,
квант. К решению парадокса времени. / Пер. с англ. Ю.А. Данилова. 3-е издание. - М., 2001; стр.119.
[37] Лу ши: Древнейшая история.
[38]
[39] Загадкой для исследователей древности
остаётся как то, зачём в бронзовом веке понадобилось считать прецессию, так и
источники знания о ней: ведь это означает лишь то, что астрономией «на
серьёзном уровне» занимались как минимум и две тысячи лет до шумеров (чтобы с
такой точностью дать значение прецессии). К счастью, для шумеров и майа так
вопрос не стоял: своё знание они, конечно же, «получили от богов»!
[40] «Вся система Таро базируется на Древе Жизни‚ а Древо Жизни неотделимо от
Тетраграмматона» (А. Кроули l.c.‚ стр. 51).
[41] «Как и у бамбара‚ здесь в основу тоже
были положены 22 органические категории»‚ - сообщает Богумил Оля о космологии догонов
(Оля‚ Б. Боги тропической Африки. / Пер. с франц. - М.: Наука‚ 1976; стр. 68). Заметим‚ к
слову‚ что отношение 22/7 прежде всегда использовалось
как хорошее приближение к значению p - отношению длины окружности к её
диаметру (с точностью до 0.04%). Если из
этого вычесть 3/7‚ то получается
неплохое приближение к числу е – основанию натуральных логарифмов (22-3)/7 = 2‚7142... (с точностью 0.15%).
[42] Элиаде, Мирча. Избранные сочинения.
Очерки сравнительного религиоведения. / Пер. с англ. - М., 1999; стр. 177.
[43] Греч. бог
войны.
[44] Сравните «тройка, семёрка, туз»:
- Однажды в Версале au jue de la reine Venus Moskovite проигралась дотла. В тот вечер присутствовал
граф Сен-Жермен…
- Три карты, три карты, три карты!
(П.И.Чайковский,
''Пиковая дама'').
[45] Ср. также серп Сатурна на знамени и гербе СССР.
[46] Папюс. Каббала или Наука о Боге,
Вселенной и Человеке. / Пер. с франц. А.В. Трояновского под ред. Н.А. Переферковича.
- С-Пб., 1910/1991; стр. 254.
[47] В самом деле‚ фа
= 30 - это условная ступень‚ принимаемая
за №1.