<<< к началу а

 

При движении против часовой стрелки (квинтами вниз) получаются лзеркально-симметричные╗ диатоники нисходящими ступенями диезаВ смещённые наа D-микротона относительно параллельных им гамм бемоля (Фиг. 3.10. иа 3.17).

Каждое сечение круга диаметрома (то есть интервалом тритона 36) образует новую семиступенную ладовую последовательностьВ на тонике которой можноа образовать соответственную (мажорную либо минорную)а тональную гамму. Движение квинт вверх, как уже было сказано, порождает тональности бемоля (а именно, Соль-мажор с одним бемолем, Ре-мажор с двумя бемолями и т.д. - Фиг. 3.16.). В музыкальной записи тональностей используется порядок семи нот, что требует седьмой квинты вверх си - фа# и первой квинты вниз фа- сиb, знаки альтерации при этом, строго говоря, не обозначают полутона, а относятся к интервалу лувеличенной примы╗, образованному седьмой квинтой (Фиг. 3.15.). Это приводит к иному обозначению ступеней (посредством цикла семи, а не цикла пяти) [[1]], но - как может быть удостоверено - никак не сказывается на характере интервалов, что служит характерной чертой квинтового строя.а

Седьмая тональность Сольb-мажор образована (в порядке порождения) стунпенями си-сольb-реb-ляb-миb-сиb-сольbb, последняя есть фаΔ+ (увеличенная на микротон). В принятой музыкальной нотации этот звукоряд (обозначаенмый как Фа#-мажор) выражается через энгармонически равные ступениа диезаВ то естьа си-фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#; последняя ми# есть фаΔ+. Точно так и в лмажоре семи диезов╗ (До#-мажор, у нас обозначен как Реb) в принятом обозначенииа появляется доΔ+ (реbb) вместо лседьмого диеза╗ си# . Это же необходимо сказать и про тональности, образуемые лобратным ходом╗ квинт: сложенные ступенями фа-ля#-ре#-соль#-до#-фа#-ля## (=сиΔ-)-ре## (=миΔ-)Е(Фиг. 3.9.), они записываются как фа-сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb(сиΔ-)-фаb(ми Δ-) музыкальной нотации.

 

Особо обратим вниманиеВ что вхождение в тональные гаммы комматинческиа изменённых ступеней не нарушает величиныа интервалов:а интервал фаD - миbВа напримерВ в точности равена целому тону (2 п/т + Dа фаD - сольb - полутону (1 т ─ п/т ─ D = п/та иа т. д.

Повышенные и пониженные ступени входят в различные гаммы (отндельные тональности диеза и тональности бемоля), посколькуа и те и другие неа охватываются одним полукругом. При движении по квинтовой спиралиа знанчения ступеней, с каждым лоборотом╗ испытывая смещение на комму, могут, вообще говоря, принимать любое высотное положение в октаве, но любые 5В 7, 12 или 17 ступеней[2][15], взятые подрядВ всегда образуют правильную полную гамму - последовантельность звуков, сохраняющих между собой определённый порядока интервалов - лквинтовые расстояния╗.

 

Рассматриваемая музыкальная системаВ являющаяся единственной математиченски последовательной, содержита и максимальное теоретически возможное число мелодических и гармонических построенийВ Ц мы умышленно не акнцентируем здесь внимание на вопросах реальной мунзыкальнойа практики (см. Приложение 2).

 

В лспирали квинт╗ циклы 5-ти (нотируемые альтерационными знаками # и b)В и циклы 7-ми (выражением которых служат тональности) проявлены совместно как две стороны цикла 12-ти. За пернвый пятиричный цикл достигается приближение к исходному значению (№1 фа) на интервал полутона - 35/28 (№6 ми = фаb), и далее числа ступеней повторянютсяа с понижением на полтона. Начиная са №7 си (= доb) возникает новое явление Ца деленния интерваловВ как бы претерпев зеркальное отраженние (Фиг. 6.9.)В начинают симметрично ложиться менжду образованными ранее тоновыми промежутками: ось билатеральной симметрии в круге первых 12-ти ступеней проходит череза фа и си. Так проявляет себяа в Октавеа двоичныйа порядока тетрактидыа - Фиг. 3.18.

Важнейший результат, который мы должны здесь признать, Ц что вся система соответствий, выявляемая анализом квинтового строяВ есть отражение законова числа.а Она опирается на наиболее общую оппозициюа лчёта и нечета╗, свойственную уже форнмальной логике и отображённую двоичной алгеброй Буля. Древняя теонрияВ связанная для нас с именами Пифагора и ПлатонаВ находилаа реализациюа учения о тетраксе в сквозной системе гармоническойа пропорциональностиВ образованнойа отношениями степенейа 2 и 3 и порождающей числа расчленения единого тела космоса с возникновением движения и лтела времени╗ космоса. Аналогию обнаруживает древнекитайнская натурфилософская и мантическая традицияа в игре лчёта╗ и лнечета╗ символов Восьми триграмм и двоичных раскладов Канона Перенмен (И цзина) - содержащихВ во что легко поверитьВ исчерпывающее учение о струкнтуре симметрии вещей и событий.а Маятникообразный характер раскачивания лтуда-сюда╗В в определённой точке неожиданно лпеременяющий шаг╗ и напоминающий поведение многих странных аттракторовВ мы находима в основном цикле 12-тиа в ряду проявленияа наиболее значимых отношений Октавыа (Фиг. 3.18).

 

Через двенадцать номеров совершается максимальное приближение к иснходному значению №1 фа Ц двенадцать квинт результируют в №13 с отличием от единицы лишь в 1/8,69 тона (микротона I порядка D). Этим знаменуется началоа следуюнщего порядка октавного деления.а Как мыа видели раньше, первый этап разделения октавы отмечен отношением квинты, следующий Ц образованиема целотонового интервалаа (32/23)а лзеркальным отражением╗ квинты (как следнствие обратимости четверицы), и третьим шагом Ц образованиеа V-й квинтой интервала 35/28, отвечающего полутону.

а С первой квинтой (и её обращением) очертив максимальную амплитуду октавы (до=3/4, до1=3/2), значения интервалов далее то приближаются (№3 соль, №6 ми), то удаляются от единицы;а сперва происходит заполнение бєльшими (1 тон), затем меньшими (полутон) промежутками. В №№ 6 и 7 (ми и си) мы наблюдаем пределы целотонового заполнения, ноа пока полутонновые деления ещё не вклиниваются в промежуткиа между основными ступеннями (Фиг. 6.9.а). С 7-й по 11-ю квинту (ступени №№ 8-12) между интервалами тона вступают полутоновые деленияВ порождая пять -альтерированныха ступеней. Наконец, 12-я квинта (в ступени №13), возвращаясь к фа, производит четвёртый по порядку результат деления Ц микротонновый (лпифагорейская комма╗).

а Итак,а двенадцатиступенный квинтовый цикл необходимо завершается микротоновым делением (Δ)В без которого невозможно образование правильных тональных гамм (Фиг. 3.17). Опуская квинты вниз (двигаясь против часовой стрелки от №1 фа) мы будем полунчать ступени, отделённые микротоновым промежутком от полученных лпранвым движением╗ квинтового круга Ц лэнгармонически неравные╗ ступени диеза, образующие с аналогичными ступенями бемоля интервалы 312/219.

Завершение круга двенадцати понижающихся квинт даст и семь оснновных ступеней, уменьшенных на микротон (Δ-) - Фиг. 3.9. Семь основных ступеней с равноправными (и неравными между собой) десятью стунпенями диеза и бемоля образуют 17-ступенную гамму (с восемнадцатой ступенью Ц верхним доа содержащую в себе основуа полнойа системы ладов натурального строя (беза микрохроматики) - Фиг. 3.18а.

Кака отмечено ранее, любые взятые подряд 17 ступеней, полученных хондами квинты, образуют аналогичные гармонические последовательности,а сдвинутые друг относительно друга на интервалы микротонов.

 

аОсновные этапы октавного деления - квинтово-квартонвое, диатоникаа и хроматика Ц задают известное соотношениеа Сефер ЙецирыВа основополагающего источника Кабалы:а 3 лбуквы-матери╗, 7 букв лдвойнных╗ и 12 лпростых╗, или всего 3+7+12 = 22 буквы библейского алфавита. Этими числами образованыа 22 Великих Аркана Таро (подробнее см. ниже).

Поскольку каждый цикл 12-ти квинт приводит к смещениюа на значение коммы (микротона D)В пять кругов по 12 квинт дадута микрохроматическоеа деление каждого полутона на 2 четвертитона по 2DВ носящих греческое наименование аδιεσα (лдиеса╗) -а систему, котораяа лежала в основе античных энармонических ладов - Фиг. 3.15аа и а3.19.

Полутон 28/35, как можно подсчитать, вмещает около 3,85Δ (т.е.Δ3,85 а256/243), а это означает, что четыре микротоновых интервала внутриа полутона на пятом круге квинт порождают пятый порядок деления ОктавыВ который мы обозначаем буквой s (лсигма╗) - микротон II порядкаВ составляющий около 0,15 или 1/6,5Δ - Фиг. 3.19.

Ступень №49=1+12х4 соответствует фа = фа#s+, а №54=49+5а - ми = фаs+,а превышающей значениеа №1фа = 1 лишь на величину s. Таким обранзом, мы имеем здесь цикл с лшагом╗ в 53 ступени (№54 = 1+53) Ц следующий после циклов 5-ти аи 12-ти.

 

Здесь мы уже покидаем пределыа музыкальных отношенийВ занключённых в двенадцати ступеняхВ и переходим на микроуровни строения Октавы. Одно из характернных её свойств проявлено в параллелиа шестидесянтиричного (7 + 53) и семиступенного (диатониченского) циклов - Фиг. 3.20. Более того, к седьмой ступени си (шесть квинт) лежит близко и гармоническое число №260 (259 квинт), как это недвусмыснленно подтверждает компьютерное моделирование пифагорейского ряда - Фиг. 3.21.а Священный календарь древних майа - Цолькин (20х13) - оказыванется не намного экзотичнее, чем циферблат обыкновенных наручных часов. В обоих случаях мыа оказываемсяВ вероятноВ перед лицом традиции столь же древнейВ сколь и давно забытой.

а

Первая известная позиционная система счисленияВ пришедшая из Шумера (начало III тысячелетия до н.э.) строилась на двух основаниях - 10 и 60, общий делитель которых (5) даёт число 12. Двенадцать разрядов по пять приводят к значению 60 тем же самым способомВ какой мы видим на Фиг. 3.20.

 

Ходыа квиннтамиа вверх на каждом пятом номере принводит к понижению на полтона () ва цикле 5-ти;а ими же на каждом 12-ом номере добавляется одно значение микротона D (цикл 12-ти). За двенадцать пятеричных цикнлов мы получаем 11 бемолей, они начинают счёт со второго циклаа (ступениа №1+5 ми = фаb). Наряду с этимВ от начала второго двенадцатиричного цикла (т.е. стунпени №13) начинают прибавляться микротона: за пять микротоновых циклов (т.е. 12 х 5 = 60 квинтовых шагов) мы имеем 4 микротона ∆. Четыре ∆ аналонгичны повышению на полтона (#)В но превосходят последний на микротононвый интервал второго порядка s (равный 0,15 ∆). На Фиг. 3.20.аа прямоугольная таблица 5 х 12 завершается №60 ля11bВ что равнозначно (при перенесении в исходную октаву) ля#. Если же учесть при этом повышение на 4D за пять двенадцатиричнных циклов, то эта ступень эквивалентнаа си (№7 + 53) с приращением s. Величина s достаточно мала (1/6.5 коммы или 3.6 цента- а мы знаемВ чтоа циклы Октавы (как и циклы природы) никогда не смыкаются вполнеВ - так что прямоугольную таблицу 12х5= 60 мы можема уравнять по итогу с квадратом 4 х 4 семинступенной диатоники (Фиг. 3.5б), который открывается №1 фа и завершается №7 си.

аааааааааа Как и следует ожидатьВ следующая за сиs квинта дает сольb (с приранщением s), аналогичную №8 круга квинтВа и т.д.

аσ-смещения ступеней точно так же, как ранее рассмотренные Δ-смещенияВ сохраняют неизменными все пропорции и отношения внутри октавных гамм. лДрейф абсолютной высоты тоники╗ в рамках существующей музыкальной концепции вряд ли кому покажется желательнымВ однако для музыкальных культурВ не ограничивающих себяа фиксированным звукорядомВ такой проблемы не возникает.

 

Не менее поразительными лсовпадениями╗ отмечено появление следующих за циклом 53 микнроинтервалов. Если продолжить отсчёты с новой позицииВ то ещё через 53 квинты или номером стунпени №54+53=107 мы получим фа2s со вторым приращением sВ ещё через 53 квинты - №107+53=160 фа3s и так далее; по завершении седьмого цикла а53-х ступень фа7s за номером №54 + 53 х 6 = 372 достигнета (и превысит ещё на какое-то микротоновое деление) значение ступени фаD№13 (поскольку s6< D <s7). Если №13 приходит в соответствие с №372В то №360= 37212В оченвидноВ отвечает №1фа = 13─12В так что следующее лвозвращенние╗ октавы происходит ровно на 360-м номереВ что подтверждаетсяа компьютерным моделирование пифагорейских гармонических чисел - Фиг. 3.22.

Нетрудно расчётом лна пальцах╗ получить и ещё более близкое микронтоновое приближение к единичному значению №1. Поскольку интервал окнтавы 2 содержит 51 микротон I порядка D плюс один микротон II порядка sВ то приращение комм D с каждым циклом 12-ти ступеней за 51х12=612 номенров покроет интервал в 51DВ но для получения малого приращения sВ как мы знаемВ нужен ещё период в 53 ступени. Прибавив к №1фа 51 цикл по 12 нонмеров и один в 53 номераВ мы должны получить искомое значение ступениа №1+51х12+53=№666 - ближайшее лсоединение╗ ходами квинты с начальным фа среди более чем 16 тысяч первых гармонических чисел - Фиг. 3.22. ТакВ занимаясь совершенно безобидным деломВ мы невзначай вплотную приблизились к лэсхатологической теме╗ (но об этом ниже).

 

На примере микротоновых циклов мы наблюдаем пульсации вокруг единицы - значения первого фа; в пределах D лвозвращения╗ в №54 (1+53)В затем в №307 (1+ 306)В №360 (1+53+306)В №666 (360 + 306) и №972 (666 + 306)Ва но значимыми в построенииа паттернов Октавы - как легко убедиться - являются лишь те из нихВ что образуют с №1 новые микроинтервалы (Фиг. 3.22, 3.28а). Эти периоды зависимы один от другогоВ демонстрируя при этом связь са модулем восемнадцати:

 

54аа =а 3х18В

306 = 17х18В

360 = 20х18Вааааааааааа (3).

666 = 37х18В

972 = 54х18

а

Могут быть обнаружены и лциклы циклов╗, когдаа ступень, совершив круг микротоновыми шагами через всю октавуВ возвращается к своему исходному положению. Если для Δ этот период составляет 612 (1251В 12 -а цикл добавления DВ а в интервале октавы а51.1508725Δ (D51.15 =2), тоа для σа он порядка 17600 квинтовых шагов ( 53332 = 17596, где 53 - цикл sВаа 331.95 Ца число σ в октаве (s331.95 =2)В а для t - микроинтервалаа периода 665 -а околоа 10 558 980.аааааа

Микроинтервалы или коммы связываются определённными характеристиками величин. лТочных решений╗ здесь быть не может:а ненклассическая математикаа паттернов имеет в большей мере не количестнвенныйВ а качественный характер,а и - подобно лнатуральным философам╗ прошлого - она стремится проникнуть в тот сокрытый языка на котонромВ по словам ГалилеяВ говорит сама Природа. Между интервалами каждого уровня лфрактальной паутины╗ всюду вклиниваются интервалы уровней вышележащихВ демонстрируяа закономерностьа постоянного отклоненния от правильностиВ столь свойственную действиям природыа иа столь отнличную от принциповВ изобретённых умом человека:

 

лв регулярных возвращениях повторяющихся событийВ воспринимаемых нами как ритмВ мы наблюдаем постоянные слабые отклонения от правильности╗В

а- говорит Говинда Анагарика [[3]].

 

Эти слабые отклонения есть выражения того же фрактального законаВ проявленные на другом уровне.

 

аПохожиеа паттерны мы открываем и в натуральном ряду чисел Фибоначчи (см. Приложение 1).

 

аТак, пифагорейская комма Δ или микротон 1 порядка есть отношениеаа интервалаа целого тона к двум (пифагорейским) полутонам, а Ц отношенние интервала октавыа к 12-ти полутонам. Если последовательно отложить 51Δ 51), то мы пройдём весь промежуток октавы 2, но останется ещё промежуток: Δ51 = а- танков этот малый интервал, по величине практически равный микротону σ (σ = 1.0020898, отличие в пятом десятеричном знаке). Микротон II порядкаа s прежде был получен нами как результата отношения а ка полутону ва цикле 53-х ступеней (ср. Фиг. 3.19).

Каждое смещение на 4 микротона Δ ва цикле 53-х адобавляет 1 микронтон σа ка интервалу примы (фа №1). Пятьдесят два микротона Δ, целиком покрывая октаву, содержат 52:4 =13а циклов по , то есть порождают 13σ. Точно так же октава вмещает тринадцать натуральных полутонов: (256/243)13 = 1.969. Паттерн 13-ти образуется и как лмикрооктава╗ внутри D периодами в 359 ступеней (Фиг. 3.25). Значениеа тринадцати как октавного паттерна будет ещё показано нами ниже в связи с календарннымиа циклами (Гл. 4).

Если разделить на 13 период цикла 665 (важнейшего в организации микнроуровня октавы)В то полученное значение 51.1538 явится хорошим приблинжением к логарифмическому выражению для микроинтервала I порядка D. Микнроинтервал третьего порядка τа (образуемый ступенью №666 с №1 фа) близок отношению σ /μ = 1.000038;а аа содержание τ в σ составляет 54.5 (τ54.5 = σ). Опять же, если Δ содержит 6.5 σ, а целый тон Ц 8.69Δ, то в нём заключено 56 σ. Наконец, 331.9 σ в октаве по отношению к 13 σ периода , составленного 52 Δ, есть 331.9/13 = 25.6 или около полонвины от 52-х. Количество микротонов σ в микротоне Δ само по себе есть половина от 13-ти (13:2 = 6.5), а число интервалов τа ва Δа ааприближается к значениюа циклаа 359.

К количеству s в октаве близко отношение целой и десятичной части логарифмического выраженияа для интервала D (51/0.1508725 = 338.04)В а такжеа отношение логарифмов D и tВ показывающееВ сколько микроинтернвалов III порядка t (или циклов 665) содержится в D. Если же взятьа отношенние D к десятичной частиВ дополняющей его до целогоа (т.е. 52=13х4 DВ полностью покрывающих интервал октавы)В то результатом бундет ашестьдесят (51.150Е/0.849...= 60.247). Число квинтовых шаговВ за конторое интервал 2 проходится циклами s (332 х 53= 17596)а указывает на порядока количества tа в октаве (lg2/lgt =15878.165). Интервал цикла 665 укладывается 24 раза внутри интервалаВ образуемого № 360;а и 665х24 = 15960 -а за столько квинтовых шагов периодами t покрывается этот интервалВ и это значение тоже близко 15878. ОчевидноВ что количество подобных примеров можно умнножать до бесконечности:а всеа числовые характеристики Октавыа связаны между собойа иа вытекают из её базовогоа отношения чётного и нечётного [[4]].

ОтметимВ кроме того, что нумерологические суммы 17-ти и 53-х ступенных гамм составляют 8 (1 + 7 и 5 + 3) - октаву, или же 9 - эннеаду (лчисло полноты╗), если их брать с верхнимиа доа (1 + 8 и 5 + 4). Эта же октава присутствует во всех циклах периодова 305В 359 и 665 квинт 3+5=8, 3+5+9=17, 6+6+5=17, 1+7=8) - и девятка, если мы берём целые значения фа №306, №360 и №666а (3+6=9, 36=18, 1+8 = 9). лГармоническое 13╗ нумерологически есть четыре (1 + 3) - тетракс, само же при этом являясь суммойа 4 + 9.

 

аУпомянутые сопоставления станут особенно любопытны в той мере, в какой они будут рассмотрены в связи с числами времени - кака представляется, сориентированного на Октаву как на числовой архетип.

 

В этой связи внимательный читатель должен заметить, что открытым остался вопрос о форме лквинтовой спирали╗. Как видно из Фиг. 3.9. и 3.10.а, внешние её витки слагаются ступенями повышающихся квинт (по лвозрастанию бемоля╗), а внутренние Ц ступенями понижающихся квинт (по лвозрастанию диеза╗). Но уже с №54 величины лишь на σ (1/6.5 коммы) разнятся от лосновных ступеней╗а №1-№7фа-си, и далееВ а №№49-53 с различием s аналогичны ступеням диеза (фа#-ля#). В самом делеВ лспираль╗ - если можно так выразиться - состоит из фрагментов лспиралей╗, рисуя при этом никак не правильную линию, а фрактальное множество. Похожая траектория в начале ХХ в. была получена Анри Пуанкаре при изучении механической задачи о движении трёх тел (а сейчас они известны как хаотические или странные аттракторы):

 

лКогда пытаешься представить фигуруВ образуемую этими кривыми и бесконечными их переплетениямиЕ обнанруживаешь некую сетьВ паутинуВ или бесконечную густую решётку; ни одна из этих кривых никогда не может перенсечь саму себя [выдел. мною - Б.С.]В но должна закручиваться очень сложным образомВ чтобы обогнуть нити паутины бесконечно много раз. Поражает сложностьа этой фигурыВ которую яа даже не пытаюсь нарисовать╗ [[5]].

 

Время тоже фрактальноВ а не континуально - являя как бы мозаику из множенства кусочков единого целого, в чём сходятся свидентельства всех мистиков, - и это добавляет весомости платонову аргументу о связи Октавы с природойа времени.

 

Получаемый в результате итеративного процесса (1) ряд гармонических чисел образует лфрактальную паутину╗ на отрезке 3/4-3/2 оси рациональнных чиселВ покрывая его как угодно плотно. В соответствии с лфрактально-голографическим принципом╗ в нём можно проследить не только отношения I порядкаВ вытекающие из характера двенадцати квинтовых ступенейВ но и узорыа микроуровней Октавы при компьютерном моделировании тысяч и миллионов её номеровВ в которых мельчайшиеа отрезки вновь и вновь повторяют свойства целого. В приводимых ниже гистограммах и таблицах дано распределение ступеней по их абсолютным значениям в интервале октавыВ каждому номеру ступениа видаа 3n/2mа сопоставлены числа показателей степени n и m (Фиг. 3.23.-3.28.). Повышениеа разрешения с ростома количества считаемых номеров выявляет всё новые интервалы внутри обнаруженных ранее (Фиг. 3.27 а-с.). Как поканзано выше (3)В паттерны уходящиха вглубь уровней слагаются на основе отношений периодов уровней вышележащих. Порождаемые их числами лметры╗ не фиксированыВ но подвижны по отношению друг к другу:а все они движутся в определённом ритме как колёса в часах с неизнменной точностьюВ вновь и вновь возобновляя свойства Октавы как целого в каждой её части.

 

Наиболее характерным числовым модулема микрооктавы выступает цикл 665 (микроинтервал t = 1/2802 целого тона)В повторяющий основной рисунок двенандцати ступеней - аФиг. 3.22В 3.25 и 3.26. С циклом t тесно связан и патнтерн 13-ти внутри интервала D (Фиг. 3.24)В что не удивительноВ поскольку 13 умноженное на 51.15D даёт 664.95 - значение оченьа близкоеа периодуа 665.

аПри разрешении порядка 190 000 номеров (Фиг. 3.27б)а рисунок в иннтервале t слагается циклами ступенейа +111202 иа ─79335 с разностью между ними 31867В регулярно повторяемымиа на протяжении всех 15878 t октавы. Для двенадцати ступенейа их распределение по величине создаётся числами номерова +7 и а─5 с разностью 2 (Фиг. 3.11 и 3.22.). Отношениеа 7:5:2 ав десятичном выражении составляет 1.4 : 1 : 0.4В а для вышеупомянутых периодова 111202 : 79335 : 31867а равно а1.4017 : 1а : 0.4017В отличаясь от первого лишь на семнадцать тысячных долей.

аа

Из Фиг. 3.27а-с можно видетьВ что все образующие числа периодов возникают как ступени новых микроинтерваловВ превышающих на некоторую величину единичное значение №1фа. После № 666 следующий микроинтервал создаётся в ступени № 16267 (Фиг. 3.27в)В и все более высокие периоды могут быть разложены на циклы этих двух последнних как на составляющие:

а

16266ааа =ааа 665аа ха 24а +а 359 ─ 53В

31867ааа =а 16266а хаа 2а аа 665В

79335ааа =а 16266а хаа 5а а 665а ха

111202а =а 16266а хаа 7а а 665а ха

190537а =а 16266а ха 12 ─а 665а хаа а

301739а =а 16266а ха 19 ─а 665а ха 11Ва и т.д.

 

ааааааааа Канждый период всё более высокого порядка тем или иным образом численно выражаетсяа череза значенияа периодова нижележащих:

 

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааа 190537аа =а 31867аа ха 6ааа аа 665В

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааа 1826035 =а 31867аа ха 57а +аа 665 х 15 ─ 359В

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааа 1826035 =а 190537а ха 9аа +аа 111202Ваа и т.д.

а

 

а

665 было выведено нами ранее из циклов 12-ти и 53-х (12 х 51+53 =665)В а 53а производится от 12-ти и 5-ти (12 х 4 + 5 =53). Можно заключить поэтомуВ что в основе всех числовыха периодов Октавыа лежит основное гармоническоеа отношение 7:5В отмеченное нами выше как основополагающее для паттерна двенадцати ступеней; а если взять ещё глубжеа - то священныйа τετραχ. Такого рода принципы фрактальной организации обнаруживаются в представлении членов натурального золотого ряда Фибоначчи - иВ вероятноВ справедливы для многих других лчисловых объектов╗ (Приложение 1). ВозможноВ что все так называемые лбольшие числа╗ физики и математики - согласно пифагорейско-неоплатонической доктрине - сводятся в конечном итоге к двум лфундаментальным кирпичикам╗ - чёту и нечету.

 

Но - вся эта пифагорейская арифметика - имеет ли она отношение к музыке? Не исключено что даВ еслиа пода музыкоюа пониматьа ужеа гармоннию сфер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<<<ааа >>>

 

на главную

 

 

словарь музыкальных терминов

 


 

 



а[[1]] Как показано выше, новый порядок деления октавы - диатонический полутон - возникает на 5-й квинте, и 7-я квинта сама по себе не образует нового интервала. Лад естественно вырастает из пентатоники (фа-ля), и все последующие гармонические отношения могут быть описаны из циклов 5-ти и 12-ти.

 

а[[2]] Ниже мы увидимВ что октавные последовательностиа вовсе не ограничиваютсяа указаннными числами ступеней.

а[[3]] Govinda, Lama Anagarika.  The Inner Structure of the I Ching. -  Weathнerwill, New YorkВ  1981; можно вспомнить и определение священного легоминизмаВ данное Г.И.Гурджиевым,а как отклонение от закономерности вследствие действия закона высшего порядка.

 

а[[4]] Тимей 35с.

 

а[[5]] Цит. по: Капра, Фритьоф. Паутина жизниВ стр.145.

Сайт управляется системой uCoz